Дети и искусство

Как объяснить ребенку искусство?

Как мы объяснили бы детям, что такое и с чем едят театр, кино, музыку, живопись? Как можно понять «Мастера и Маргариту» в 9-м классе? Как можно оценить Рубенса в 10 лет? Зачем детей водят в 7-м классе в Русский музей и Третьяковку? 


Свободный автор: Марина Олесик


«В 12 лет на уроке в стихе ты обязан понимать все,
что в депрессии с похмелья поэту пришло в голову»

Отовсюду слышно, что не каждый взрослый понимает, чем отличается Моне от Мане и далеко не каждый взрослый сходит на органный концерт. Будучи взрослыми и опытными, люди ближе к 30-ти (а чаще 40-ка) годам начинают видеть что-то в картинах, плакать над книгами и смеяться в голос над кино. И трогает их то, что случалось у них в жизни! А у школьника разве был опыт любви, потери, войны? Как они могут этому сопереживать?

Современные школьники родились в эпоху, когда и телевизор-то выглядит слегка устаревшим. Что говорить о книгах, театре и картинах каких-то боев да луны над Днепром. В их планшетах и ноутбуках большинство восьмилеток уже смогут вам сами смоделировать любой пейзаж и сюжет. И большинство родителей стоят перед сложной дилеммой: понять, что новые реалии уже не совпадают с нашими (не говоря о бабушкиных) и дать детям возможность осваивать будущие технологии или тратить время и силы, чтобы они знали опыт предыдущих веков. Интуитивно каждый чувствует – без прошлого нет и будущего. У каждой созданной ракеты за спиной стоит путь от деревянного колеса.

Но как показать детям то, что даже не все взрослые понимают. Как заинтересовать?

Помню, как свою 80-тилетнюю бабушку обучала науке «смс». А она даже не могла понять, что это. Это телеграмма. Пишешь, отправляешь. Только на почту бежать не надо и доставляется мгновенно.

Другое дело – объяснить ребенку, как снимается кино и что это не по-настоящему. Вернее не всегда по-настоящему. В 6 лет смотрела «А зори здесь тихие» и очень переживала, что они все умерли. Мне тогда казалось, что актеры снялись для кино и ради него погибли. А потом увидела их в другом кино – вот ведь нестыковка! Но тогда «потрогать» кино, чтобы понять, как оно «работает», я не могла. Сейчас все намного проще. В каждом телефоне есть камера – вот и документальное кино! Дети увлекаются этим на раз! А кто такие профессиональные актеры? Теперь это тоже не проблема. Каждый день в крупных городах снимают сериалы, кино. Есть сайты и группы, где ты можешь оставить заявку, и тебя позовут в массовку. Посмотреть на съемочный процесс в реальности (3 часа ждать своей сцены, по 5 раз повторять один и тот же подход и т.д.) — намного нагляднее экскурсии по киностудии. Стоит даже один раз отработать полусмену, и ребенок уже не будет романтизировать профессию киноактера. Проверено на себе.

Но что делать с картинами? Напрашивается аналогия – отведите на урок живописи. Пусть подышит растворителем, испачкается в масле, попробует хоть отдаленно создать объемный предмет. Возможно, кому-то это подойдет. Но вряд ли этот опыт поможет оценить творчество Микеланджело. Вот честно ответьте себе на такой вопрос: а вы восхищаетесь Моной Лизой? Вы понимаете, почему она стоит миллионы долларов? Если бы у вас были такие деньги, вы бы ее купили себе домой? Так, может, не стоит ждать от ребенка, что ему понравится классическое искусство? Нас, взрослых, не восхищают наскальные рисунки. Так и дети будут иметь свои достижения, которые, кстати, мы, возможно, не поймем. Современное искусство меня лично не трогает. Но я вижу массу молодых людей, которые искренне сопереживают этим инсталляциям и перфомансам. Новое искусство создается новым поколением, и они умеют видеть в нем то, что мы возможно и не почувствуем.

Появились новые технологии, чтобы дети смотрели и «слушали» живопись – «ожившие картины». Это сплетение прогресса и истории искусства. Согласитесь, интересно и, как минимум, в таком формате позволяет запомнить автора произведений.

Старый формат прогулок по галерее мертв! Это было интересно во времена, когда не было телевизоров и интернета. Теперь это интересно художникам, искусствоведам и пожилому поколению – по инерции. Молодежь, наоборот, хочет потрогать, понюхать и послушать картины. Мир ускорился и стал в миллионы раз ярче.

А когда дети вырастут, они сами начнут искать книги прошлых столетий, всматриваться в картины и удивляться, что в детстве все это воспринимали иначе…

Так, что же нам делать с искусством для детей? Я думаю, в первую очередь давать пробовать. Дети – это всегда про «испробовать на собственной шкуре», а сейчас то время, когда любой родитель может это осуществить. И не бойтесь технологий — через шоу, маскарад, иллюзию, дети запомнят и базу – классическое и современное искусство.


Kulick.Magazine — недетский журнал о культуре и искусстве.