Кулик, Kulick, журнал, сетевой журнал, искусство, театр, творчество.

История одного подвига в «Мастерской Григория Козлова»

Чем примечателен писатель Александр Фадеев, в современном мире знает уже далеко не каждый. А в Советском Союзе его произведения входили в обязательную школьную программу для пионеров по всей стране. Его роман «Молодая Гвардия» — трагическая история о краснодонских партизанах, погибших в ужасных муках – переосмыслили в театре «Мастерская» и 16 октября 2015 представили на зрительский суд. Свободный автор «Kulick Magazine» была в числе собравшейся публики.

 


Свободный автор: Ирина Петрова
Автор фото: Николай Казаков


 
Спектакль состоит из трех частей. Художественный руководитель театра, Григорий Козлов, для инсценировки романа пригласил двух современных режиссеров. Один из них – Максим Диденко. Он отвечает за первый акт, название которому «Миф». Речь – не главный инструмент в этом действии, при помощи пластики, песен, мимики, звуков и видеоряда создается история о подвиге молодогвардейцев. С каждой новой картиной действие накаляется все больше – настоящая «кровавая баня», в которой молодые парни и девушки, вытянутые в струнку, с бравурным отношением к войне, погибают от жестоких истязаний, не предав товарищей. Путеводной звездой им служит красный флаг и речь вождя, который с легкого грузинского акцента срывается на дикий вопль. От увиденного и услышанного мурашки бегут по телу, непроизвольно хочется закрыть глаза и уши, спрятаться от надвигающейся со сцены войны. Максиму Диденко удалось представить роман в виде предания, с четким разграничением на плохое и хорошее, без каких-либо полутонов, вот они – герои, одобренные политикой партии и удобные для правительства: безличные и желающие лишь отомстить. В финале первой части актер Максим Фомин предложил зрителям порассуждать о природе подвига и возможно ли в реалиях сегодняшних отдать жизнь за другого?
 
Во второй акте спектакль стал приобретать реальные черты. Режиссер Дмитрий Егоров взял за основу сценария письма, выдержки из дневников, записных книжек, официальных документов, относящихся к молодогвардейцам. Мы наконец узнаем поименно будущих партизан, подглядываем за их жизнью до того момента, как к ним в дом пришла война. Появляется новая сюжетная линия – сам писатель Александр Фадеев, его свидания со Сталиным, муки выбора: угодить ли партии и расписать во всех патриотических красках историю партизанского отряда или рассказать всю правду о замученных в пытках подпольщиках? Трагедия, развернувшаяся в Краснодоне в 1943, продолжается вплоть до 60-70-ых годов: линчуют предателей Родины, носят на руках чудом выживших героев. Жуткая сцена, когда отец партизанки Лиды Самошиной рассказывает о ее изувеченном теле, поднятом со дна шахты, куда фашисты сбрасывали казненных молодогвардейцев – настоящее испытание даже для самой стойкой человеческой психики. Роман в итоге был написан так, как хотелось вождю народа, но сам Александр Фадеев покончил с собой. Вместо инсценировки зрители получают на руки его предсмертную записку.
 
Последние 20 минут, заключительная третья часть, — это виртуальная экскурсия по городу Краснодону, находящимся в Луганской области, с посещением всех мест, связанных с участниками «Молодой Гвардии». В городе, помимо обелисков, памятных досок и скульптур, есть современное напоминание о войне — насыпь, с которой в прошлом году были обстреляны дома мирных жителей. Спектакль получился непростой и печальный, но увидеть его необходимо, пусть даже стиснув зубы и изведя не один носовой платок. Война всегда одинакова, «на смену одному мертвому солдату приходит другой», так может уже пора остановится?