Искусство и наука

Есть ли связь между искусством и наукой?

Искусство и наука — то, без чего человек с давних времен не может представить свою жизнь. Однако связаны ли они между собой? Или все же это две параллельные, между которыми уютно восседает человечество?


Свободный автор: Георгий Сердюков


Не вызывает сомнений, что наука и искусство — два безусловных двигателя человечества. Это они являются субстратом творчества людей, их общей идентичности. В наши дни искусство и наука значительно отстоят друг от друга, и это достаточно любопытное культурное явление. Чарльз Сноу в середине прошлого века с тревогой размышлял над проблемой «двух культур», где искусство и гуманитарные науки вступают в противоречия и конфликты с естественными и точными науками. Сноу пишет: «Две культуры противоположны мудрости человека, они вызывают извращение и трагедию свободы и творчества». Писатель замечает, что если вовремя не окончить эту острую полемику, а это возможно только через сближение, примирение «двух культур», то человеческая культура может оказаться на краю пропасти.

Однако всегда ли искусство и наука были автономны? В прежние века, как, например, в эпоху Возрождения, их связи были значительно крепче.  Философ Томас Кун отмечает, что в течение столетий — и во времена античности, и в ранней истории Европы — живопись наравне с наукой являлась областью, где был виден кумулятивный рост. Художники и критики с трепетом фиксировали плоды открытий в живописи — от сокращения в ракурсе до контрастов, тем самым стремясь к идеальному изображению природы. «Леонардо да Винчи был только одним из многих, кто свободно переходил от науки к искусству и наоборот, и только значительно позднее они стали категорически различаться».

Как тут не вспомнить и М. В. Ломоносова, ученого, проникшего в сущность природы, взявшего в орбиту своих интересов не только естественные науки, но и мусические. Его открытия в области физики, химии, географии, геологии, металлургии, астрономии действительно впечатляют. Но нельзя обойти стороной и его литературные заслуги: учение о «трёх штилях» в своем рассуждении «О пользе книг церковных в российском языке», знаменитую реформу стихосложения и, конечно же, его выдающуюся поэтическую деятельность.

Позднее примером слияния естественно-научного мышления с художественным стало творчество И.В. Гете. Ему было близко неделимое на эти две категории изучение мира. Он также считал, что и ученый, и художник воплощают одну цель в своих творческий усилиях – постижение тайн мироздания. И именно через такую оптику сам Гете видел свою деятельность, не допуская относится к себе исключительно как к поэту. Такой исследовательский метод  привел Гете к открытиям в остеологии, минералогии, метеорологии, ботанике, в учении о цвете и т. д.

Промышленная революция создала эпоху специализации, когда наука обособляется, а ее открытия позволяют освещать те области, которые еще недавно были таинственными и малоизученными. Искусство же двигалось своим путем, все больше игнорируя науку. Разумеется, эта взаимная удаленность давала каждой из этих сфер возможность предельно сконцентрироваться на собственных достижениях. Со временем быть образованным человеком уже не зачало разбираться в обеих сферах.

И в наши дни наука и искусство все еще отстоят друг от друга, однако эти области сообщающиеся. Искусство традиционно использует научные знания: математические и оптические представления влияют на развитие архитектуры и живописи. Но бесспорен и тот факт, что искусство способно принести ученому плодотворные интуиции, одарить его тонкими смыслами, преумножить его чувствительность, способность анализировать, расширить горизонты умственного созерцания.


Kulick Magazine — журнал про культуру и искусство. Смотрите больше наших практических видеочитайте материалы и творите!