парафаэлиты

Прерафаэлиты: искусство ради искусства?

Бунтари XIX века, вдохновленные творчеством своих предшественников. Мистическое движение творцов, направленное против искусственного подхода в живописи. Так кто же они такие, прерафаэлиты?


Свободный автор: Nathalie Vien


Прерафаэлиты — свободные и вдохновленные викторианские поэты, художники, иллюстраторы, дизайнеры, чье творчество начинается в середине XIX века и продлится вплоть до рубежа веков. Черпая вдохновение из изобразительного искусства, литературы и жизни, они набираются смелости обратить внимание публики на забывающееся средневековье, женскую красоту, сексуальное желание и меняющееся сознание всего мира. Дерзко заявив о своей отрешенности от академических канонов, они образовали доминирующую идеологию своего века, популяризируя понятие «искусство ради искусства».

Прерафаэлиты были бунтарями и революционерами своего века в живописи. Разговоры о них начинается с 1848 года, когда юный Данте Габриэль Россетти ставит необычную подпись на своей картине – «Детство Девы Марии» – три загадочных буквы «P.R.B». В этот же год, чуть ранее, семь молодых художников объединились против искусственного подхода к живописи, и, как высказались три главных представителя этого течения – Уильям Холман Хант, Джон Эверет Милле и уже упомянутый, Д.Г. Россетти, – они «не желали изображать людей и природу отвлеченно красивой, а события – далекими от действительности», нарекая себя Братством Прерафаэлитов, придавая своему движению мистический и величественный оттенок.

Когда мы слышим название, которое буквально означает «перед Рафаэлем», сразу возникает образ художников, творивших совершенно в другое время, и все же название появляется благодаря творцам, вдохновивших прерафаэлитов. Примерами послужили флорентийцы Фра Анджелико, Боттичелли, Джотто и другие, которые тоже восставали против канонов искусства в XV веке.

Литература для этих художников невероятно важна, потому что они черпают из нее свои идеи. Поначалу таким письменным источником становится евангелие, но сюжеты трактуются не со стороны исторической достоверности, а со стороны смысла и философии, скрытой внутри; они ищут в Евангелие источник душевных терзаний, драмы и истории. Только позднее эти сюжеты вытесняются средневековыми романсами, легендами, мифами и, конечно, классической литературой — Гомером, Данте Алигьери, Байроном, Шекспиром и другими.

Их живопись характеризуется удивительной природностью и изображением мира натуральным. Прерафаэлиты стремились изображать только настоящее, писать не с профессиональных натурщиц, а с простых людей — знакомых и родственников, проституток, кухарок, служанок, чтобы избежать одноплановость и воссоздать естественность лиц и фигур. Для точного изображения пейзажей они использовали технику en plein air, то есть предпочитали свежий воздух мастерской, тем самым обратив внимание зарождающего импрессионизма и модернизма на эту технику. Каждая деталь в картине прорисована тщательно и скрупулёзно. Они строят свою композицию, отказываясь от линейной и световоздушной перспективы, создают пространственное видение, где первый план с точнейшими деталями неотрывен от дальнего. Фокус смещается, отражая всю глубину пространства. Это особенно видно на картине Д.Э. Милле «Офелия». Они отрицают тени и сплющенные изображения, рисуя на мокром белом грунте, достигая удивительного контраста в цветах.

Работы, выставленные в 1850 году в Королевской академии, шокируют критиков яркими красками, резкими, насыщенными переходами и сочетаниями. Каждый приближенный к искусству человек высказывается против этих революционеров, говоря о том, что в их живописи все отталкивающе и отвратительно.  Среди всего этого шторма возмущений известный и авторитетный критик Джон Рёскин выражает восхищение новшеству и природности этих отчаянных художников. Благодаря этому человеку прерафаэлиты получают новое видение со стороны и оказываются принятыми не только Англией, но и всем миром.

Их творчество привлекает внимание к положению женщины, даже затрагивает тему проституции в картине Ханта «Пробудившийся стыд». Женщина внезапно осознает свой грех и хочет освободиться, забывая о своем любовнике, но тот не понимает ее порыва. Прерафаэлиты открывают новую красоту — отрешенную, спокойную, таинственную и даже губительную, от которой невозможно отказаться. Очень часто в изображенных сюжетах присутствует тема трагической и фатальной любви, мучения женщины, в которых повинен мужчина — явно или косвенно.

Хотя цели этого течения были «серьезными и сердечными», прерафаэлиты были основаны на юношеском товариществе, который выражался в шалостях и поиске себя, в выражении своих идей и мечтаний, и с течением времени братство распадается — Милле уходит в Королевскую академию художеств, Хант уезжает на ближний Восток, Россетти находит себя в литературе. На смену основателям приходят новые творцы, но теперь прерафаэлизм проникает во все сферы и уже не фокусируется только на живописи. Его влияние видно в декоративном искусстве, ярким представителем которого можно считать «Движение искусств и ремесел». Отпечатки видны в поэзии, которой занималось большинство художников. Даже в издательском деле прерафаэлизм находит свое место. Благодаря этому уникальному течению вся великобританская живопись популяризируется, ее культура преображается и обновляется, утверждая стиль ар-нуво в изобразительном искусстве.


Kulick.Magazine — мы любим бунтарей!