Kulick.Magazine, Соколова Ирина Леонидовна, ТЮЗ, юбилей

Ирина Соколова: «Главное — жить, учиться, работать в удовольствие»

24 декабря народная артистка России Ирина Леонидовна Соколова отметила юбилей. За спиной — сотни ярких театральных и киноролей — в родном ТЮЗе,  БДТ, Балтийском доме, в фильмах Александра Сокурова, гастроли по всему свету и участие в экспериментальных постановках. О счастливой актерской доле и позитивном взгляде на жизнь Ирины Соколовой читайте в нашем интервью.


Беседовала: Марина Дё
Фотографировал: Александр Любомирский


Интервью у Ирины Соколовой

IMG_8683-2 лейбл

1. Расскажите немного про студенчество. Каково было учиться в театральной студии при ТЮЗе?

В студию я поступила в 1960-м году. За год до этого я поступала в Театральный̆ Институт. Но меня не приняли из-за роста, сказали: «Маленькую такую не будем брать»(улыбается).На будущий год я поехала поступать в студию при ТЮЗе. И поступила. Тогда взяли сразу несколько девочек на роли травести. (Прим. Ред.: Травести́ — театральное амплуа, требующее исполнения соответственно переодетым лицом роли другого пола; преимущественно актриса, исполняющая роли мальчиков, подростков, девочек, а также роли, требующие переодевания в мужской костюм). Был даже отдельный экзамен только для абитуриентов на это амплуа. Учились мы три года. Счастье, что обучение проходило при театре, потому что с первого курса студенты выходили на сцену. Затем нас вводили в спектакли — это прекрасная практика. Курсом руководил Леонид Макарьев. Они с Брянцевым были единомышленниками. Макарьев играл на сцене, ставил спектакли, писал пьесы — он был примером и для актёров, и для студентов.

2. Приходилось ли перебарывать себя в каких-то моментах, не было ли желания бросить все это и вернуться к спокойной жизни?

Мне никогда в голову это не приходило. Я выросла за кулисами. Мои родители были актёрами в Мурманском театре, бабушка – заведующей костюмерным цехом, а тётя работала гримёром. Так что я все вечера проводила в театре и смотрела спектакли.

3. С чего началась Ваша театральная карьера?

Вся моя семья родом из Ленинграда. Дедушка, прошедший Гражданскую войну, был назначен проректором  консерватории. Он был ярым коммунистом, но в 1935 году, после смерти Кирова, его арестовали и сослали на Дальний Восток. Квартиру в консерватории отобрали и стало понятно, что в Ленинграде уже не выжить. Поэтому бабушка с двумя дочерьми уехала работать в Мурманский драматический театр. Так вот моя театральная карьера началась в 5 лет. Я впервые вышла на сцену в травестийной роли — гномика в спектакле «Золушка». Потом было еще много ролей в этом театре. Потом, как я уже говорила, была студия в Ленинграде. А после окончания нас взяли в ТЮЗ. Художественным руководителем уже был назначен Зиновий Корогодский. И начался, пожалуй, самый важный и интересный период в нашей жизни. Порой он делал очень неожиданные назначения на роли. Может быть во взрослом театре мне таких разных ролей не довелось бы сыграть. Я считаю, у меня счастливая актёрская судьба.

IMG_8693-2 лейбл

4. Скажите, какая роль Вам полюбилась больше всех?

Я никогда не отказываюсь ни от каких ролей. Все играются с удовольствием, всё интересно. Что-то труднее даётся, что-то легче. Вспоминаются сразу яркие спектакли вроде «Кошка, которая гуляла сама по себе»(роль кошки), «Бэмби»(оленёнок Бэмби), «Бонжур, месье Перро»(роль кота), «Весенние перевёртыши» (подросток Дюшка), «Месс-Менд»(сеньор Грегорио Чиче). А сегодня — «Старосветские помещики» (Пульхерия Ивановна), «Вино из одуванчиков» (Элен Лумис). На «Эксперементальной сцене» под руководством Анатолия Праудина в театре «Балтийский Дом»: «Дом на Пуховой опушке» (роль ослика Иа), «Бесприданница»(роль Хариты Огудаловой), «Поющие призраки»(роль Анны Ахматовой). И на большой сцене «БалтДома» «Два старомодных коктейля для двух старомодных чудаков» (миссис Купер). А на сцене БДТ спектакли «Время женщин» и «Квартет». В «Антрепризе им. Андрея Миронова» спектакль «Баба Шанель». Мне дороги все роли, и я дорожу своими партнёрами.

5. Как вы считаете, молодое поколение актеров сильно отличается от Вашего поколения? Разнятся ли актерские школы и подход к роли?

Я думаю, нет. Главное жить, учиться, работать с удовольствием. А что касается актерских школ, то сейчас говорят: «Надоел ваш Станиславский! Давайте существовать по-новому, по-другому!»(смеется). Поэтому разница, конечно, есть, хотя я считаю, что никуда от старой школы не уйти.

6. Делитесь ли опытом с начинающими актерами, может проводите какие-то мастер- классы?

Нет, как таковых мастер-классов не провожу. Сейчас в ТЮЗе учатся молодые ребята, студенты. Если обращаются за помощью, то я с радостью и подскажу, и покажу. Когда мы только пришли в старый ТЮЗ, на Моховой, нас опекали актёры-современники Александра Брянцева. А студентов Корогодского уже мы вводили в спектакли и подсказывали им.

IMG_8712 лейбл

7. Была ли в театре конкуренция?

Ни в коем случае! Как в других театрах не знаю, но в ТЮЗе никогда конкуренции не было. Сегодня актер может пень играть, дерево, поросёнка. А завтра у него Гамлет! И ни у кого в мыслях не было сказать: «В массовке выходить не буду, я уже главные роли играю!»

8. Если можно было бы выбрать только одно: театр или кино, чему бы Вы отдали предпочтение?

Кино и театр многим отличаются. В театре, на сцене мы работаем, грубо говоря, «крупными мазками», чтобы даже с 15 ряда зритель увидел. В кино нужно наоборот, как у нас говорят, меньше «хлопотать лицом». Я с большим удовольствием сейчас снимаюсь в каких-то возрастных ролях. Одна из недавних ролей у Александра Николаевича Сокурова в картине «Телец», роль матери Ленина. Но театр дает живое общение со зрителем, чувствуешь дыхание зала. Ты стараешься выразить что-то и сразу понимаешь, прошло или нет, получаешь ответ. Энергетика зала имеет большое значение. В кино этого нет. Так что и кино, и театр! (улыбается).

9. Как вы считаете, современным детям, подросткам вообще интересен театр? Или компьютерные игры и фильмы 3D вытесняют театр из жизни подрастающего поколения?

Наверно да, они ведь продолжают ходить в театр. Собираются полные залы! Самое важное, это заинтересовать маленьких детей. Они верят, им нравится, нужно только с ними говорить на их языке, по-взрослому. Я думаю, что театр будет жить!

Самое идеальное, это когда приходят семьями — взрослые вместе с детьми. Тогда у ребенка есть возможность задать какие-то вопросы родителям, обсудить что-то.

IMG_8749 (1) лейбл

10. Дети зачастую ведут себя непосредственно и совершенно не стесняются своих эмоций. Может, были какие-нибудь забавные случаи во время спектаклей, когда ребенок эмоционально реагировал на происходящее?

Писали потрясающие письма! Был такой спектакль — «Радуга зимой», где я играла скрипача Гену. И после я получила такое письмо: «Здравствуй, Гена, в каком классе ты учишься? Я бы тоже хотела играть, скажи, как это? Давай с тобой  дружить!» Но врать детям я не могу, так что ответных писем не писала.

11. Храните эти письма?

Да!

12. Ходите на спектакли, в которых не заняты?

Хожу по возможности. Всё интересно, всё надо смотреть. Периодически, когда идёт какой-то театральный фестиваль, меня приглашают в жюри. Я этому очень рада. Есть возможность посмотреть коллег даже из других городов.

13. Идеальный выходной по версии Ирины Леонидовны Соколовой?

Увидеться со своими правнуками, которых при такой занятости, я очень редко вижу.

IMG_8667 (1) лебл