Kulick.Magazine, театр, Театра на Васильевском, Гроза, Островский

И грянет гром… «Гроза» в Театре на Васильевском

Новая интерпретация трагической истории Катерины Кабановой на сцене Театра на Васильевском. Рассказывает свободный автор Kulick.Magazine Ирина Петрова.


Свободный автор: Ирина Петрова

Фотографии: из свободного доступа


Помните, в школе мы проходили пьесу Александра Николаевича Островского «Гроза», про «луч света в темном царстве» и «перпетуум-мобиле» в тетрадку записывали? Режиссер Театра на Васильевском Владимир Туманов отошел от стандартов, прописанных в учебных методичках, и «одел» историю из жизни города К. в новый наряд.

Надо отметить, что городок и правда мрачноват и уныл. Этот факт усиливают и подчеркивают декорации: высокие каменные стены и каменный же пол, брошенная лодка посреди сцены, чуть ли не под потолком небольшое оконце, кажется, будто солнечный свет и вовсе позабыл про это место. Один туман да полумрак. Действие начинается с четверки удалых молодцев под предводительством товарища Кулигина (Михаил Николаев). Эти бравые ребята поют частушки, поднимают чекушки, немного «ёрничают» и все размышляют – о родине да о женщинах. Эти городские философы, как отображение населения города.  Ярким контрастом на их фоне смотрится Борис (Андрей Горбачев), племянник местного купца Дикого. Он в щегольском костюме и белой шляпе, в лакированных туфлях, и вместо баяна или хотя бы балалайки – саксофон. Немудрено, что такой заморский внешний вид ничего, кроме раздражения, не может вызывать у местных жителей. По ходу действия Борис не раз «в сердцах» произносит: «Вот попал я…в городок!». И с каждым разом эта фраза звучит горше и горше.

p4LhOyzgVvEТяжело, когда тебя не понимаю. Но Борис смог почувствовать среди всех родную душу – Катерину Кабанову. И выбрал он эту барышню, не потому что у нее коса длиннее всех или юбка краше, а потому, что она, как и он – другая. Катерина в исполнении актрисы Екатерины Рябовой и правда получилось не такой, как все. В глазах жизнь светиться, улыбка искренняя, и Тихона, мужа своего непутевого, она голубит с нежностью, хоть и не любит вовсе, а жалеет лишь. Чувствуется, как в этой юной женщине жизнь кипит, и хочется ей птицей лететь и дышать полной грудью. Но в условиях ее существования ( жизнью язык не поворачивается назвать условия ее быта) нет ей поддержки — одни упреки. Свекровь Кабаниха (Наталья Кутасова) все уму-разуму учит, ревнует безумно к своему сыночку драгоценному, и на одну мало-мальски приветливую улыбку в сторону невестки приходится с десяток замечаний. Муж Тихон (Сергей Агафонов) к Катерине вроде  и хорошо относится, но мягкотелость его не позволяет поперек матушкиного слова идти, вот и старается он на два фронта сработать. И Катерина его и не винит, в силу своей доброты — что поделать, ежели он таким вырос. Своячница Варвара (Екатерина Зорина), которая собственно и толкает Катерину в объятия Бориса, вроде и на стороне золовки и хочет помочь ей, но не понимает толком, какая Катерина, и что забыть измену и вести двойную жизнь не получится у нее.

DywqkmA0yhE

Недельная история любви Бориса и Катерины – это словно солнечный удар, как у героев  Стефана Цвейга или Ивана Бунина. С головой их накрывает чувствами, души их тянутся друг к дружке, страсть ослепляет, оставляя разум и нравственные мотивы в стороне. Но в отличие от Бориса, который «птица вольная», у Катерины лишь один выход – смерть. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Эта истина для нашей несчастной героини — внутренний беспощадный цензор, не может она себя обманывать. В спектакле «Гроза» сильнее, смелее и честнее оказалось Катерина. Хрупкая и нежная, она готова была ответить за свой поступок, как бы ни было наказание. А Борис? Как может быть птица вольной, когда ей указывают, куда лететь? Не пошел поперек дядюшки, уехал из города К.

vQcXbnyJWDc

Плавно переходя к завершению размышлений о «Грозе», очень хочется отметить еще одни персонаж – полусумасшедшую барыню Феклишу. Здесь Владимир Туманов сделал великолепный ход. Этот персонаж в исполнении актрисы Татьяны Калашниковой присутствует в действии постоянно, лишь несколько раз покидая сцену, и является как бы отображением внутреннего диалога героев с самими собой. А диалоги эти – о любви.  Фелкуша выглядит по образу и подобию Эдит Пиаф, как если бы та была немного не в себе. Наряд соответствующий: черная комбинация, сверху которой армейский бушлат, приклеенная к губам папироска, шляпка, каблучки и даже кружевной зонтик. Феклуша вещает о красоте и поет французские песни, картавя в такт. А ведь кто еще лучше расскажет о любви, как не французские шансонье?

Катерина и Феклуша – эти две женщины в городке единственные знают, что такое красота и любовь. И у обеих судьбы трагичны. Можно лишь спорить, что лучше: в юном возрасте шагнуть в бездну или жить, но мучиться и сходить с ума до преклонных лет.

Cet2dOXM2L4

Спектакль «Гроза» на сцене Театра на Васильевском — это пример того, что нехрестоматийный взгляд на классиков далеко не всегда обречен на провал. И пусть наличие сережки в ухе Бориса или модернизированные наряды Варвары и Катерины не пугают искушенного зрителя. Главное то, что после просмотра остается приятное «послевкусие» и размышления на тему любви, храбрости, индивидуальности и душевной чистоты.