«Город Будущего»: тысячелетняя идея

«Город Будущего»: тысячелетняя идея

Свободный автор: Аля Ярцева

Первый архитектурный международный фестиваль Yarky Fest проходил в Санкт-Петербурге с 4 по 11 июля. В рамках него представители архбюро «АБ» Евгений Волков и Андрей Савин на лекции «Город Будущего» рассказали, как возникала концепция «Идеального города», какие находки реализуются и что уже воплощено в жизнь, а также о том, что такое экологическая реабилитация. Свободному автору Але Ярцевой, посетившей фестиваль, есть что сообщить читателям журнала Kuliсk.

От Платона до наших дней

Начало формирования городов датируется V-VII вв до н.э., и размышления о создании «идеального города» берут своё начало ещё с античных времён. Древнегреческий философ Платон представлял себе совершенный город как систему, в центре которой должны располагаться административные здания, религиозные и культурные организации. В средние века внимание уделялось поиску красоты ландшафта, плана. В эпоху Возрождения Леонардо да Винчи выдвинул идею о конструировании двухъярусного города, в котором транспортные пути и жилая площадь были бы обособлены друг от друга. Конец XIX века знаменовал собой начало технологического прогресса и промышленной революции, что вдохновило людей на строительство мегаполисов и систем городов-спутников, которые бы вмещали в себя промышленные зоны. В 30-е годы эти планы стали развиваться, приобретая новые формы и смыслы — «летающие», «шагающие», «плавающие» и самогенерирующиеся города. Но с тех пор мысль об идеальном городе остановилась в своём развитии.

Современные тенденции и реализация

Как можно заметить, идеи «сверхгородов» и «Городов Будущего» имеют своё воплощение только в последние десятилетия. Например, в Америке разрабатывается план по созданию купола над Хьюстоном, который постоянно страдает от разрушительных климатических условий. Впечатляет глобальный проект возобновления «Шелкового пути» на новом архитектурном уровне — город-линия, протяжённостью от Китая до Италии, в котором слились инфраструктура, архитектура и новейшие технологии. В таком городе железная дорога – основная структурная составляющая, так как жилые здания и прочие сооружения смогут успешно функционировать благодаря движению электропоездов. Это, пожалуй, самое неординарное и смелое решение проблемы транспорта и экологии.

Создаются «плавающие города», предназначение которых рассчитано на много веков вперед, чтобы уберечь население планеты от последствий глобального потепления. Поддержание жизни и функционирования таких «ковчегов» будет возможным за счёт приливов и отливов и подводных электростанций, которые генерируют электроэнергию путём колебаний специальных «стеблей», напоминающих водоросли.

Проекты города-пирамиды в Дубае и Масдар в Арабских Эмиратах – самые интересные экспериментальные площадки на сегодняшний день. Эти колоссы являют собой территории, на которых собраны все последние технологические разработки – от электромобилей до биометрических датчиков и солнечных батарей, направленные на эффективное использование возобновляемых источников энергии и сохранение тепла, солнечной энергии и воды. Кстати, в Японии уже реализованы подобные замыслы. Фуджисава – самодостаточный сверхкомфортный город, призванный экономить энергию и природные ресурсы.

Эффективный город и экологическая реабилитация

Главная особенность современных мегаполисов – это их конфликтность. Конфликты между человеком и транспортом, технологиями и экологией происходят ежеминутно. Для их решения необходимо минимизировать связи внутри городской среды, используя линейную или кольцевую систему  организации города, а также его экологическая реабилитация. Вариантом такой реабилитации может быть выращивание растений или деревьев на крышах зданий. С одной стороны — это модная тенденция к улучшению экологической ситуации в городах, а с другой — это очень затратный и энергоёмкий процесс. Для такого варианта экологизации потребуется куда большее количество ресурсов, сил и времени. Таким образом, город, построенный и существующий, благодаря новейшим экотехнологиям является более экологичным, нежели реабилитированный.