Kulick.Magazine, классическая музыка, оркестр "Таврический", Полина Осетинская

«Классическая музыка всегда в тренде». Интервью с Полиной Осетинской и Михаилом Голиковым

10 февраля в Белом зале Открытой киностудии «Лендок» прошел совместный концерт пианистки Полины Осетинской и Международного симфонического оркестра «Таврический» под управлением Михаила Голикова. Свободный автор Kulick.Magazine Марина Дё  не только насладилась прекрасным исполнением классических произведений, но и накануне музыкального вечера взяла у главных героев интервью. 


Беседовала: Марина Дё
Фотографировали: Мария КокосоваАлександр Любомирский


Мы встретились с Полиной Осетинской за день до концерта, сразу после совместной репетиции с Международным симфоническим оркестром «Таврический». Поговорили о мотивации, актуальности классической музыки и счастье.

IMG_9201
фото М.Кокосовой

Полина, расскажите, с чего начинается и как проходит Ваш день?

Полина Осетинская: У меня не бывает одинаковых дней. Если я дома, в Москве, и мои дети не болеют, мы встаем в 7 утра. Я готовлю завтрак и отвожу их в сад и в школу. Потом я возвращаюсь домой, делаю зарядку, пью горячую воду с лимоном и имбирем и приступаю к работе. Но это очень хорошие дни, их можно прогнозировать. Часто я нахожусь в самолете или поезде, на гастролях или, например, здесь. Когда мне не нужно будить детей в 7 утра, бывает, всё просыпаю. (Улыбается.)

Бытует мнение, что «художник должен быть голодным». Как Вы считаете, слава и узнавание мешают творческому человеку развиваться и открывать свой талант? Или же наоборот, помогают, больше мотивируют на новые успехи?

П.О.: Всё зависит от человека: одного успех мотивирует на развитие, а другого, наоборот, убивает. Один может «пойти по наклонной», если не чувствует реализации своего потенциала, а другой, с более крепкой нервной организацией, начинает «взбивать лапками масло». Всё очень индивидуально. Я вообще против любых обобщений, не признаю их на широких уровнях.

IMG_9133
Репетиция. Фото М.Кокосовой

Насколько сейчас интересна и актуальна классическая музыка? Ходит ли на концерты молодежь?

П.О.: Молодежь ходит, конечно, если ей форму подачи классической музыки разнообразить. Не устаю приводить в пример своего друга Антона Батагова. На его концерты в Москве ходит не филармоническая публика, а «хипстеры». Потому что они знают, что могут лечь на сцену и думать о своих делах и мыслях под музыку. Их привлекает эта форма проживания художественного впечатления.

А как Ваши дети относятся к тому, что мама – пианистка? Проявляют ли интерес к классике?

П.О.: Да, они проявляют интерес к моим занятиям.лыбается.) Приходят, убирают мои руки с клавиатуры и говорят: «Не играй! Я сам поиграю!» или «Я сама!». А вы, говорят, слушайте мой концерт. И еще спрашивают: «Ну почему вы не кричите браво? Кричите мне браво». (Смеется.)

Расскажите о самом знаковом событии в Вашей музыкальной карьере ?

П.О.: Вся моя жизнь слилась в бесконечную череду выходов на сцену, сложно выделить что-то одно.  Либо таких событий было много, либо еще не было. Я надеюсь, что они еще впереди.

IMG_9147
Репетиция. Фото М.Кокосовой
IMG_9164
Репетиция. Фото М.Кокосовой

Есть ли у Вас источники вдохновения? Что или кто мотивирует ?

П.О.: Меня мотивирует только музыка. Возможность разговаривать с людьми посредством музыки о важных вещах, о которых, например, в вербальной форме, очень проблематично говорить.

Ваш первый концерт состоялся, когда Вам было 6 лет, и все детство было посвящено музыке. Скажите, а если была бы возможность все изменить и заняться музыкой позже, Вы бы это сделали?

П.О.: Нет. Я вообще не думаю, что имеет смысл применять какие-то сослагательные наклонения к своей наполовину уже прожитой жизни. Было, и хорошо.

Полина, Вы написали книгу «Прощай, грусть». Можно ли сказать, что печаль ушла из Вашей жизни и Вы – счастливый человек?

П.О.: Дело в том, что человек хитро устроен: если он прощается с одной грустью, то обязательно придумывает или находит для себя другую. Для счастья нам всегда чего-то не хватает. Вот думаешь, выучу этот концерт, сыграю без ошибок, и будет счастье. А после вспоминаешь, что через два дня еще один, а через пять дней третий. И начинаешь немножко сходить с ума. Я уж не говорю про личное, тут столько поводов, чтобы себе грусть изобрести! (Смеется.)

Есть ли у Вас увлечения, не связанные с музыкой?

П.О.: Марки я не собираю, в шахматы не играю (смеется). Не могу сказать, что чтение является моим увлечением. Это должно быть нормой жизни, способом существования: жить в литературе. Еще я люблю смотреть фигурное катание!

1 (1)
Концерт. Фото А.Любомирского

Как относитесь к джазу? Не было ли желания поиграть такую музыку?

П.О.: Я очень люблю джаз. Обожаю его слушать, всё время ставлю, но не играю. Его прекрасно исполняют мои друзья-пианисты. Это искусство, целая школа. Например,  Денис Мацуев хотел играть джаз и научился. Но ему потребовалось 10-15 лет. В каждой профессии и специализации есть свои тонкости. Поэтому один играет Оскара Питерсона, а другой играет Мориса Равеля. И всем хорошо.

Идеальный выходной по версии Полины Осетинской.

П.О.: Как бы я провела свой идеальный выходной? Боже мой, как бы я его провела! (Смеется.) Я  бы выспалась. Проснулась бы в 9 часов, сделала зарядку, хорошо позавтракала  и поехала бы заниматься спортом или плавать в бассейне. Или отправилась бы в SPA, на массаж и в парикмахерскую. Я бы пообедала с друзьями. А вечером на балет или на оперу в Мариинку или Большой театр. Еще бы пошла играть в бильярд, сходила бы в кино и выпила шампанское! У меня на выходной большие планы (мечтательно улыбается).

3
Концерт. Фото А.Любомирского

К нашей беседе присоединился дирижер оркестра Михаил Голиков и рассказал о своих музыкантах, планах на будущее, предстоящем концерте и творческом тандеме с Полиной Осетинской.

IMG_9244
Фото М.Кокосовой

Михаил, расскажите немного о Вашем оркестре: состав музыкантов постоянный или меняется, есть ли основные программы, какие планы на будущее?  И каково это —  быть дирижером оркестра, состоящего из молодых музыкантов?

Михаил Голиков: Дирижер оркестра, состоящего из молодых музыкантов, — это интересно и ответственно. С одной стороны, возникает контакт с музыкантом, который становится частью твоей семьи. А с другой стороны, как руководителю, многие вещи нужно решать императивно, справедливо. Авторитет должен быть непререкаемый, и комбинирование этих двух видов полярных отношений дело сложное и ответственное. И если работа построена правильно, то и отдача будет стопроцентная.

Состав у нас постоянный – это 50 молодых профессионалов, 85% из них уже закончили консерваторию. Большинство – лауреаты международных и всероссийских конкурсов. И несмотря на то, что средний возраст их примерно 23-24 года, это уже серьезные профи. Мы с ребятами делаем бесчисленное множество программ. В России существует мало коллективов, которые походили бы на наш по амплитуде жанров. У нас проходит порядка 120 концертов с различными программами только за один год! Мы, конечно же, уделяем время классической музыке, преподнося её сегодня, как «новое — хорошо забытое старое», стараясь делать упор на новой форме подачи. Мы часто используем жанр концертов-лекций, чтобы публика не только наслаждалась классикой, но и понимала цели и задачи, которые ставит композитор, и как он их достигает. Для усиления эффекта мы применяем синтез жанров  (видео-инсталляции, экран и т.д.).

Схема оркестра, репетиция. Фото М.Кокосовой
IMG_9108
Репетиция. Фото М.Кокосовой

Но этим не ограничивается работа оркестра – мы принимаем активное участие в оперных и балетных проектах, соприкасаясь с настоящими талантами: музыкантами, певцами Мариинского и Большого театров, танцорами со всего мира. Также мы двигаемся навстречу современности, делая программу в жанре поп-симфонии, симфонического рока, джаза, популярной музыки. Здесь мы сразу попадаем на другую зрительскую аудиторию, а именно молодежь. После этого они хотят слушать и Бетховена, и Малера. Для нас это очень приятно.

А что касается планов на будущее, то их очень много. Сейчас я хочу подключить цирк, мастеров иллюзий. Если говорить конкретно, вместе с Данилой Козловским нам скоро предстоит тур с его проектом «Большая мечта обыкновенного человека». Планируются гастроли в Голландию, в Германию, где нас ждут как со старыми программами, так и с новыми. 21 век — это время, когда нужно всё максимально интересное собирать и делать из этого новую классику.

Как пришла идея сыграть совместный концерт с Полиной Осетинской? Как проходили репетиции, быстро ли «сыгрались»?

Михаил Голиков: Идея возникла у Полины. Для меня это была большая радость. Не каждый день удается поймать в Петербурге такую одаренную, яркую и состоявшуюся звезду нашей российской классической музыки и сыграть с ней. Более того, для меня был важен тот факт, что мы с Полиной можем сыграть концерт не в филармонии, а именно в студии документальных фильмов «ЛенДок». Белый зал только становится своеобразным арт-пространством, где живет профессиональная и музыкальная составляющая в лице нашего оркестра. И возможность сделать работу с Полиной именно здесь меня заразила. Репетиций у нас было не много, работали два дня, плотно и плодотворно. Сыграться солистам и оркестру всегда бывает нелегко, потому что это состязание, посредством которого нужно прийти к гармонии. Но с Полиной это всегда просто, она потрясающая пианистка, и её музыкальная харизма освещает тот путь, к результату которого мы вместе идём.

IMG_9073
Репетиция. Фото М.Кокосовой
IMG_9078
Репетиция. Фото М.Кокосовой

Полина Осетинская:  Миша – отличный профессионал и очень отзывчивый человек,  всегда быстро откликается на мои предложения. Мы сотрудничаем почти каждый год, сыграли уже не один концерт. Каждый раз это проходит легко, без битья посуды и скандалов (смеется).

А часто ли бывает «битье посуды» среди музыкантов классической музыки?

Полина Осетинская: Да сплошь и рядом! (Смеется.)

Программа концерта посвящена 125-летию Прокофьева и Дню памяти А.С. Пушкина. Эти личности являются особенными для Вас?

Михаил Голиков: Личность Пушкина является особенной для всей нашей страны. Мы всегда находимся в поиске национальной идеи, и я считаю, что Александр Сергеевич сам собой её уже давно сформировал. Прикасаться к его творчеству хочется всегда. Что касается Прокофьева, то безусловно это один из выдающихся композиторов 20 века. Очень ранняя личностная сформированность позволила ему раскрыться как мастеру не в одном, а в целой палитре жанров: инструментальная, симфоническая музыка, опера, балет и даже кино. И всё это в рамках одного, недлинного, но очень яркого творческого пути.

IMG_9179
Репетиция. Фото М.Кокосовой

Наш концерт – созвездие самых разных событий. День памяти Пушкина и юбилей Прокофьева совместились в начале программы вальсом Сергея Сергеевича, который он написал в 20 лет и посвятил поэту. Также 7 февраля исполнилось 90 лет уникальному музыканту и одновременно гроссмейстеру Марку Тайманову. Он одинаково блестяще посвятил свою жизнь и шахматам, став многократным победителем кубков и чемпионатов мира, и музыке. Его дуэт с Любовью Брук фирмы «Филипс» и «Стенвей» включили в серию «Великие пианисты двадцатого столетия». Сергей Сергеевич Прокофьев посвятил этому гениальному человеку симфонию. Кстати, Прокофьев — один из немногих композиторов, являвшихся безумным поклонником шахмат. Именно в его Первой классической симфонии заметны проблески шахматных партий с их особенностью мышления, длинными ходами и яркими результативными окончаниями.

На Ваш взгляд, классическая музыка сейчас в тренде?

Михаил Голиков: Всегда. Классическая музыка всегда в тренде.

5
Концерт. Фото А.Любомирского
4
Концерт. Фото А.Любомирского