анри картье-брессон, Kulick.Magazine, Журнал про культуру и искусство, фотография, как фотографировать, советы фотографам, лучший фотограф, чб фото, чернобелый фотограф

Фотограф, который нарушал правила. Анри Картье-Брессон

Становление фотографии, такой, какой мы знаем её сегодня, прошло долгие этапы своего развития. Изначально она почти ничем не отличалась от живописи. Затем произошел большой скачок в связи с изобретением фотографических пластин. Чуть позже, с открытием и изучением химических элементов, появляется плёнка и моментальная фотография. А в конце XX века выходит и первый цифровой фотоаппарат. Спустя время фотография обрастала правилами, но Анри Картье-Брессон не из тех, кто решил их соблюдать.


Свободный автор: Руся Голубенцева


Несмотря на свою молодость, фотография уже успела обрасти своими правилами и законами. Любой практикующий фотограф обязательно расскажет вам, что следует, придерживается правил третий, не обрезать руки и ноги фотографируемого, не заваливать горизонт, строить правильную композицию и так далее. Но как мы все знаем, правила нужны для того что бы их нарушать. Но нарушать тоже необходимо уметь.

Одной из самых грубых ошибок считается заваленный горизонт. Но эта ошибка будет грубой при съемке, например, пейзажа – фотография потеряет свою притягательность и будет выглядеть неаккуратно. Нарушив этот закон, скажем, фотографируя прыгающих людей, можно получить снимок, в котором горизонт сыграет важную роль. Добавится энергия, движение и действие.

Фотографируя объект, который движется, необходимо оставлять свободное место перед ним, а не за ним. В таком случае у зрителя появится интерес, куда объект движется. Соблюдение и нарушение этого правила дает различные результаты.

Умышленно размазанные фотографии или сделанные вне фокуса придадут снимку ощущение художественности и энергии.


Картинки по запросу henri cartier bresson boy with wine

 

Великие фотографы тоже не раз прибегали к нарушению правил фотографии. Например, французский фотограф XX века, Анри Картье-Брессон, на своей фотографии, где мальчик несёт бутылки, «подрезает» ему ноги, и чуть заваливает горизонт. С точки зрения правил фотографии, это грубые ошибки. Но изображение говорит нам об обратном. Этот прием только добавил движения и динамики снимку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Картинки по запросу анри картье брессон

 

На первый взгляд кажется, что на этой фотографии грубо обрезана мать ребёнка, и по идее оно забраковано, но изображение цепляет, не оставляет равнодушным. Всё дело в геометрии и в линиях. Если внимательно присмотреться, то можно заметить, что ребра ребёнка и рука матери повторяют спицы на колесе, рядом стоящей повозки. Сфотографируй Анри Картье-Брессон полностью мать с ребёнком, колесо осталось бы фоном, и не было бы так ярко выражено. В связи с чем, это был бы простой портрет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


А почему же тогда его фотография, где люди статично лежат на пляже, считается не испорченной из-за заваленного горизонта? Опять геометрия. В этом моменте Картье-Брессон разглядел параллельные прямые с лежащими по линии горизонта людьми на заднем плане, и ногой мужчины под зонтиком на переднем. Так же в фотографии используется крайняя перспектива. То есть пространственные линии сходятся к верхней правой точке кадра. Из-за того, что отсутствует одна из сторон за точкой соединения линий, и нельзя как бы сопоставить правую и левую стороны, отсутствует неуравновешенность композиции на снимке.

Картинки по запросу henri cartier bresson umbrella


Знаменитый Анри Картье-Брессон заслуживает отдельного внимания. Его по праву называют отцом фоторепортажа и фотожурналистики, мастером реалистичной фотографии. Он родился 22 августа 1908 года в Шантлу неподалеку от Парижа в семье Марты Ле Вердьер и Андре Картье-Брессона. Его дядя Луи, будучи живописцем, значительно повлиял на его становления как художника и графика. Впоследствии Анри отучился в ателье художника Андрэ Лота. Мастер на занятиях часто повторял, что зритель должен без труда ответить на 2 вопроса, когда смотрит на картину: кто объект и какой фон? И если хотя бы один из ответов вызывает затруднение, значит что-то не так. Все заложенные художественные знания  во многом помогли Картье-Брессону в становлении великого фотографа.

 

Картинки по запросу

На занятие фотографией на Картье-Брессона сильно повлиял снимок Мартина Мункачи «Три мальчика на озере Танганьика»

«Я неожиданно понял, что с помощью фотографии можно зафиксировать бесконечность в одном моменте времени. И именно эта фотография убедила меня в этом. В этом снимке столько напряжения, столько непосредственности, столько радости жизни, столько сверхъестественности, что даже сегодня я не могу спокойно смотреть на него». 

Но становления Картье-Брессона как фотографа произошло в период Второй мировой войны. После захвата нацистами Франции, он попал в фашистский плен, откуда бежал, что бы вернутся в Париж и участвовать в Сопротивлении. Для того что бы фиксировать военную хронику, от фотографа требовалось большое мужество. Помимо того Анри Картье-Брессон открыл себя как фотограф-репортер и организовал французских фотожурналистов для съемок во время оккупации и отступления фашистов. В 1945 году, Анри показал себя и в кинематографе, создав фильм «Возвращение» об освобождение на родину французских военнопленных.

В 1947 году Анри Картье-Брессон стал одним из основателей международного фотоагенства «Магнум фото», целью которого было распространение репортажных снимков в печати.

После путешествия Анри Картье-Брессона в Азию, его репортажные снимки о борьбе народа за независимость получают большой успех, и он становится фотографом мирового уровня. Так же в 1954 году он стал первым западным фотографом, посетившим СССР после смерти Сталина. Фотографии, сделанные им во время поездки вошли в альбом под названием «Москвичи». Повторное путешествие в СССР, в 1972 году, позволило запечатлеть изменения и накопить материал для книги «О России».

Картинки по запросу Анри Картье-Брессона О России

С начала 70-х гг.  Картье-Брессон создал большое количество художественных произведений, среди которых фотографий, увы, было не так много. Он стал редко вынимать камеру, и только лишь, что бы сделать пару портретов или камерных снимков.

Как говорил сам Анри Картье-Брессон:

«Фотография сама по себе меня не интересует. Я просто хочу захватить кусочек реальности. Я не хочу ничего доказывать, ничего подчеркивать. Вещи и люди говорят сами за себя. Я не занимаюсь «кухней».

Работа в лаборатории или в студии у меня вызывает тошноту. Ненавижу манипулировать — ни во время съемки, ни после, в темной комнате. Хороший глаз всегда заметит такие манипуляции… Единственный момент творчества — это одна двадцать пятая доля секунды, когда щелкает затвор, в камере мелькает свет и движение останавливается»

Великий фотограф скончался 2 августа 2004 года в Иль сюр ля Сорг, небольшом городке на юге Франции, в возрасте 95 лет.

Фотографии Анри Картье-Брессона, хоть и снимались для фоторепортажа, но были наделены большим художественным подтекстом. Он очень тонко чувствовал «решающий момент» — старался снимать любую сцену в самый пик его наивысшего напряжения.

В объектив фотографа попадали как и простые люди, так и знаменитости XX века: Мэрилин Монро, Коко Шанель, Анри Матисс, Поль Валери, Ролан Барт и многие другие. И всегда он показывал их настоящими.

Картинки по запросу Анри Картье-Брессона Мэрилин Монро

Важным инструментом Картье-Брессон выделял эмоции и движения людей. Его фотографии наделены притягательностью и душой. Он останавливал время, хватал нужный момент и создавал эффект присутствия.

Живые, яркие и чувственные снимки. По его фотографиям, идеям и произведениям до сих пор учат молодых фотографов. Так почему же Анри Картье-Брессон считается гением фотографии? Ответ прост — его интересовала жизнь.


10 советов по фотографии от Анри Картье-Брессона


1. Фокусируйтесь на геометрии, продумывайте центр и границы кадра.

Старайтесь правильно выстраивать свой кадр. Чувствуйте гармонию и соединяйте в одно геометрию пространства, линии и фигуры. «Композиция должна быть предметом наших постоянных забот, но во время съемки мы можем почувствовать её только интуитивно», — не уставал повторять фотограф.

2. Будьте терпеливы, работайте мягко.

«Фотограф должен работать мягко, незаметно, но иметь при этом острый глаз. Не надо толкаться, привлекать к себе внимание, не баламутьте воду там, где собираетесь ловить рыбу», — говорил Анри Картье-Брессон.  «Иногда бывает так, что проходящих мимо человек делает снимок законченным. Можно ждать какого-то момента, но так и не дождешься без этого человека в кадре».

3. Путешествуйте, познавайте мир.

Одним из главных источников вдохновения фотограф считал путешествия. Он много путешествовал и проникался атмосферой, знакомясь с местными жителями.

4. Используйте для съемки один объектив.

Большее предпочтение он отдавал объективу с фокусным расстоянием 50 мм. Он называл объектив «естественным продолжением глаз фотографа».

5. Фотографируйте детей.

Картье-Брессон очень любил фотографировать детей, которые всегда на его снимках выглядели очень естественно.

6. Оставайтесь незаметными, не будьте назойливым.

Некоторые блестящие части фотоаппарата он специально заклеивал черной изолентой и почти никогда не выделялся из толпы.

7. Воспринимайте мир как художник.

«Зритель рассматривает фотографию, как законченную картину, картину с композицией, которая постоянно должна притягивать внимание», — говорил он.

8. Не кадрируйте фотографии.

Великий фотограф никогда не воспринимал обрезку готовой фотографии, он считал что композиция должна быть построена правильно  во время съемки.

9. Стремитесь к новым вершинам.

Его фраза «твои первые 10 000 снимков – худшие» стала крылатой.

 

10. Не стремитесь сделать как можно большее количество фотографий.

«Не нужно слишком много фотографировать, не надо стрелять, изводя пленку. Это плохой признак. Это все равно, что много есть или пить: человек теряет вкус, теряет форму. И, тем не менее, стоит не забывать, что для того, чтобы получить молоко, надо подоить корову, а чтобы получить масло, нужно очень много молока», — говорил Анри Картье-Брессон.


Творите своё искусство, а не подражайте другим. Kulick.Magazine — интернет-журнал про культуру и искусство.