Фигль-Мигль написала сценарий о Вас

 

1Автор: Анастасия Вовк

Признаюсь честно, никогда меня не привлекала современная литература. Ни русская, ни зарубежная. Может быть, это возникло из-за того, что все произведения, которые сейчас актуальны среди молодежи не несут в себе никакого смысла, никакого нравоучения. Слог простой и чересчур приторный, сюжет держится на скучных диалогах – именно так я считала до последнего времени и яро защищала классическую литературу, богатую и весомую.

Но в качестве задания по литературе мне необходимо было прочитать современного петербургского писателя. В итоге мой выбор пал на анонимного автора, чей псевдоним привлекает своей безнадежной глупостью. Фигль-Мигль – слишком «безвкусный», как оценил один читатель в Интернете псевдоним писателя. Но несмотря на это, его третья книга «Волки и медведи» получила в 2013 году премию «Национальный бестселлер». Я же взялась за более скромный, но от этого не менее обсуждаемый, роман анонимного автора «Ты так любишь эти фильмы», который был также номинирован на «Нацбест».

Впервые автор появился на вручении премии, где все и узнали, что этот таинственный писатель – женщина. Свое инкогнито она нарушила также появлением в прессе, но даже на интервью она не снимала солнцезащитные очки и просила не показывать паспорт. Известно, что по образованию Фигль-Мигль филолог, а еще все свои черновики она пишет ручкой, а потом перепечатывает их. Интересный персонаж, интригующий, может быть в этом и есть половина успеха? Смешной псевдоним, который сразу привлекает внимание читателей, незамысловатые названия произведений – «Щастье», «Ты так любишь эти фильмы», «Волки и медведи» — это то, что заставляет человека взять и полистать книгу, но она в свою очередь уже не отпустит просто так.

Меня книга «Ты так любишь эти фильмы» действительно не отпускала долгое время. Прочитав половину текста, я ничего не поняла. Сложно, запутанно, невозможно выстроить полноценную картинку в голове. Поэтому я перелистнула книгу на первую страницу и начала вновь с самого начала. Сюжет построен на отдельных главах, повествование которых ведется от разных персонажей. От этого возникает некоторая сложность при первом прочтении, когда не знаешь, кто есть кто, и как все герои связанны между собой.

Для начала хочется отдельно рассказать о персонажах, поскольку без объяснения героев, дальше рассуждать будет сложно. Начинается книга от лица, нет, от морды таксы Корнея. Он рассказывает о своей жизни и жизни хозяйки, которую именует Принцессой. У них особенная связь, полное взаимопонимание. Сам пес немного циничен, высокомерен, под стать своей хозяйке, но с «замашками гопника».

Принцесса, она же – Саша, Александра. Высокомерная, надменная красотка, которая вечно таскает с собой собаченку. Преподает Принцесса в институте на кафедре эстетики, где ее все стараются обходить стороной, чтобы она не испортила им настроение. Создается впечатление, что девушку обделили в детстве вниманием, а теперь она старается поднять свою самооценку за счет унижения других людей. Образ неприятный, доказывающий то, что за красивой внешностью зачастую скрывается мерзкий характер.

К.Р. – Константин Константинович, муж Принцессы, директор частной школы для девочек. Ничего в нем особенного, за исключением того, что он одновременно является тайным агентом некой Конторы, которая высылаем ему указание по захвату мира. Программа-минимум у него, кстати, погубить Россию. Мне кажется, он отлично бы с ней справился в силу того, как он озабочен воспитанием учениц.

И Гриега – еще один повествователь, братец-наркоман нашего шпиона. Именно этот герой в течении книги дает надежду читателю на то, что возможно измениться. Его ненависть к брату постепенно перерождается в новое чувство. Гоша – это настоящее имя героя – старается изменить свое поведение, отказаться от наркотиков и доказать своему старшему брату, что он не такой потерянный для этого мира.

Херасков – «хахаль» Принцессы, кинокритик. По воле случая он попадает на работу в частную школу к К.Р. Вечно сердитый, недовольный жизнью человек, но любящий стервозную Принцессу.
Шизофреник – это очередной странный персонаж, который попадает в сети сложных взаимоотношений благодаря соседству с К.Р. и Принцессой. А телефонный разговор Хераскова он подслушивает совершенно случайно, но вскоре становится ему другом. Так считаем сам Шизофреник. А из-за своего странного поведения знакомится с К.Р., но не как со своим соседом, а как со шпионом, который вербует Шизофреника.

Фигль-Мигль использовала очень интересную форму изложения текста. Из-за того, что в каждой главе повествование ведется от разных персонажей, складывается впечатление, что читаешь не роман, а сценарий к кинофильму. Небольшие главы, которые быстро сменяются друг другом, создают хорошую визуализацию в голове. Мне кажется, что эту книгу легко можно воплотить в кино (а может она и написана для этого?).

Вообще всё произведение состоит из взаимосвязей с кинематографом: герой-кинокритик, диалоги персонажей о разных кинофильмах и о телевидении в целом, построение текста, подобное сценарию, и самое главное – название. Уже на обложке книги присутствует цитата, кстати, из песни Виктора Цоя — «Ты так любишь эти фильмы…».

Автор не спроста использовал именно эту фразу для заглавия своей книги. Припев песни Цоя заканчивается словами «Мы вряд ли сможем быть вместе», которые, как мне кажется, пересекается с сюжетной линией романа. Все герои книги взаимосвязаны между собой, но никто из них не может найти свое счастье. Никто, в силу разных причин, не может быть вместе. Принцесса и К.Р. женаты, но терпеть не могут друг друга. Шпион давно бы разошелся со своей очередной супругой, но ему не позволяет Контора. Хахаль влюблен в Сашу и делает ей предложение, но она не хочет ничего усложнять. Наркоман старается доказать своему брату что он вылечился, но в итоге К.Р. встречает его «обдолбанного». «Все, думал я, кончено» — думал К.Р. о своем никчемном братце. Что касается Шизофреника – этот персонаж самый одинокий, но, возможно, самый счастливый из всех (не считая Корнея).

Единственная парочка, которая в течении всей книги всегда вместе, конечно, Принцесса и Корней. Автор как будто хочет этим показать то, что взаимоотношения между людьми в современном мире совсем обезобразились. Каждый персонаж – это типичный представитель Петербурга: наркоман, злодей, нервозная эгоистка, шизофреник, мечтатель. Никто не может ужиться с другими людьми. Образ «героя нашего времени» в произведении Фигли-Мигли — это «лишний человек». Автор хочет донести до читателя, что нельзя ни в коем случае уподобляться животным, ведь мы Люди.

Скорее всего автор хотел донести до читателя простую истину через хорошо проработанных персонажей, интересные диалоги, и действительно достойный слог для современного произведения. Несмотря на то, что книга кишит современным сленгом и нецензурными выражениями, это не отталкивает, а наоборот усиливает то, о чем я уже имела в виду — поразмышлять о своем поведении (не также ли я выгляжу со стороны как этот персонаж?). А сюжет не имеет никакого значения, поэтому произведение обрывается внезапно, без каких-либо объяснений убийств. Вновь создается ощущение, что смотришь многосерийный фильм, и все можно будет узнать в следующей части.