rave что такое

Феномен RAVE!

Не пропустил за все лето ни одного музыкального опен-эйра, но не знаешь, с чего все начиналось? И что вообще такое рейв? Читай ликбез от Kulick.Magazine по самому неоднозначному и безумному направлению современной культуры.


Свободный автор: Дарья Муханова


Что такое рейв

Вы когда-нибудь бывали на масштабных музыкальных фестивалях? Это то место, где пространство тонет в омуте музыки, где пол сотрясается от пыли тысячи подошв, где пропадает время, исчезает закон, меняется мир, а человек становится именно тем, кем должен быть от природы. Так действует музыка, и именно за подобными целями миллионы людей круглый год скупают билеты на многочисленные музыкальные фестивали. А если это фестивали электронной музыки, то с конца 1950-х годов они носит единое название — «RAVE».

RAVE – это массовая дискотека с выступлением диск-жокеев и исполнителей электронной музыки, породившая к нашему времени свою идею, культуру, стиль и музыкальный жанр. Всё началось в далёкие 50-е года прошлого века в столице Великобритании, а если конкретнее, то в районе Сохо. «Рейвом» называли вечеринки богемных хипстеров того времени. Они любили бороды, чёрное и джаз. Позже термин стала использовать «золотая молодёжь», обзывая «рейвом» все свои безумные тусовки, а всех кто их посещал – «рейверами». В 1967-м году, специально для «Million Volt Light and Sound Rave», «The Beatles» готовили экспериментальную композицию — «Carnival of Light». Но в связи со сменой поколения и появлением хиппи, она так и осталась не реализованной. Про рейв забыли аж до 80-х.

В начале 1980-х годов «рейв» вечеринки снова начали собирать танцплощадки. В конце десятилетия поп-культуру стали сменять новые музыкальные направления – «acid house» и «techno», которым было мало место в тесных ночных клубах. Тусовки перебрались в подходящие места – заброшенные склады и заводы. Подобные мероприятия привлекали тысячи людей, порой цифра участников переваливала за отметку в 25 тысяч и доходила до 50. Власти были категорически против подобных мероприятий и жестоко их пресекали, не размениваясь на штрафы, а полиция не брезговала применять физическую силу к толпе рейверов.

«Рейв» отличался от всего ранее существовавшего в клубной индустрии и быстро перешел в разряд «мейнстрима», став популярным во всём мире. К 1990-м рейверы заполонили, помимо родной Британии: Америку, Канаду, Европу, Южную Африку, Австралию и, конечно же, Россию. Фестиваль «КаZантип» был самым крупным на постсоветском пространстве, позже поменявший название на «Республика KaZaнтип», а в Москве царствовал «Gagarin-пати». Ближе к нашему времени, по масштабу мероприятий отличился Санкт-Петербург, который ежегодно устраивал множество подобного рода событий: «MayDay», «SoundTropolis», «Восточный удар», «Петербургский DJ Parade».

Как же безумные вечеринки смогли самостоятельно создать новую, отличающуюся от всех культуру? Переломный момент случился в 1988-м году. Появилась новая, ранее неизвестная никому музыка. Она взывала и освобождала новые эмоции и чувства, о которых слушатели раньше не подозревали. Люди стремились выразить их, внести в свой мир. Они стали по-другому вести себя и иначе одеваться. В речи стали проскальзывать новые слова, а поведение заметно менялось. Термин «rave» обозначал безумие, бред, сильное помешательство. Им называли ту точку, до которой, добравшись, терялось сознание. Именно это и происходило с рейверами.

На вершине рейва стоял главный «жрец» — DJ. С помощью своих навыков создавать новую музыку, он в прямом смысле влиял на психологическое состояние толпы.  Концепцию «рейва» сравнивают с религиозными церемониями американских индейцев, где музыка является главным предметом воздействия, вызывая фантазии и эмоциональные всплески. Ритм техно-музыки, магия ночи и мастерство диджея способно опьянить не хуже любого алкоголя.

Внешний вид рейверов тоже менялся. Весь спектр эмоций, который испытывали люди, они пытались выразить в своём образе. Яркие цвета, причем настолько яркие, что перешли в разряд кислотных. Это касалось не только одежды. Волосы также выкрашивались в «ядовитые» цвета: у мужчин – короткие стрижки, у девушек – длинные пряди.  Дизайнеры, создающие одежду для рейверов, обращают внимание в первую очередь на цвет и рисунок, мало заботясь о размерах и фасоне. Существую даже специализированные магазины для рейверов  с характерной для них атрибутикой.

Что касается музыкальной составляющей, то «рейвом» до сих пор ошибочно называют всю электронную танцевальную музыку. Рейв может являться направлением, а жанр, который создал рейв – это «нью-рейв», собравший в себе множество элементов разных стилей и развивающийся до сих пор. Основоположником жанра являет британская инди-рок-группа «Klaxons». Жанр включает в себя смесь насыщенного электронного звучания новой волны с элементами альтернативного рока, диско, эйсид-хауса и других стилей. Наиболее известные музыканты в данном направлении:  британцы — Hadouken!, Friendly Fires, Frankmusik, Does It Offend You, Yeah? и Metronomy, немцы — Digitalism, бразильцы — Cansei de Ser Sexy, французы – Justice, шотландцы – Shitdisco, канадцы — Crystal Castles, бельгийцы  — Goose, американцы — The Teenagers, итальянец — The Bloody Beetroots, юноафриканцы — Die Antwoord, эстонец — Tommy Cash и русские группы – Narkotiki и Little Big.

По моему скромному мнению, большего внимания на сегодняшний день заслуживают проекты — Die Antwoord, Tommy Cash и Little Big, поскольку именно они взрывают хит-парады и покоряют просторы YouTube. Все эти группы в короткие сроки нашли свою аудиторию и завоевали сердца слушателей. Качественная музыка, профессионально снятые видео, грамотно продуманные образы и самое главное – message. Ребята ценят свой фольклор, что, вероятнее всего, стало причиной такого большого успеха. Вкладывая в каждую песню большой смысл, они разбавляют его видео с чёрным юмором, самокритичностью, экстравагантностью и безумием, что заставляют зрителя то смущенно закрывать глаза, то не дышать от восторга.

Не смотря на богатую историю, рейв-культура современна, поскольку развивается с каждым днём. Представители жанра не боятся экспериментировать, вносить что-то новое, совершенствовать старое. Они выходят из шаблонов, чем пугают «представителей старой школы» и восхищают молодёжь. Убедиться в выше сказанном или составить свои выводы очень просто, достаточно зайти на платформу YouTube и посмотреть клипы исполнителей. Ведь чаще всего они поднимают в своих работах серьёзные и трепещущие  темы, которые касаются каждого из нас. Главное уловить message, а не делать поспешных выводов. «Всё это рейв, всё это рейв…» ©Сергей Шнуров.


 Kulick.Magazine — мы не делаем поспешных выводов. Мы пишем про культуру и искусство.