Фарго

Исчезновение положительного героя в сериалах: «Фарго»

Все чаще в качестве главного героя в американском кинематографе и сериалах выступает отрицательный персонаж. Мы продолжаем анализировать эту тенденцию и вспоминаем полюбившийся многим сериал «Фарго».


Свободный автор: Лена Соболева


В первом сезоне сериала всего 10 серий, но при просмотре каждой из них вы будете тысячу раз жалеть, что добровольно подписались на эту пытку разума и примерно столько же раз хвалить небеса, что сидите перед экраном и смотрите это. За основу сериала взят одноименный фильм братьев Коэн.

Фильм 1996 года – это классика, собраться снимать по мотивам такого кино сериал – все равно, что покуситься на святое. И у авторов этой абсолютно рискованной затеи было только два варианта исхода – либо это будет полный провал, либо стильная, выдержанная в духе фильма, но при этом оригинальная история с прекраснейшим актерским составом и тонким сочетанием триллера, драмы и черного юмора. Жребий был брошен и полученные впоследствии «Эмми» и «Золотой глобус» в категориях «Лучший мини-сериал» (помимо огромного количества номинаций и победы Билли Боба Торнтона в категории «Лучший актер мини-сериала») говорят о том, что рисковать точно стоило. История получилась не просто по-коэновски стильной и показывающей будто бы в замочную скважину мир провинциального американского городка, но и раскрывающей драму каждого его жителя. Ведь на жизнь буквально каждого жителя повлиял случайный заезд в никому, казалось бы, ненужный, занесенный снегом город некоего персонажа по имени Лорн Малво, человека с совершенно глупой прической и убийственно-спокойным взглядом.

Сюжет начинает выстраиваться с встречи двух главных героев – страхового агента Лестера Найгарда и странного человека с довольной спокойной улыбкой и незаурядной работой убивать людей. Бедняга Лестер даже не подозревает, что будет происходить в его жизни после этой встречи. А будет все – и преступления, и расследования, и ложь, и убийства, и карьерный взлет – в общем, такие приключения, от которых будет сносить голову и становиться невыносимо плохо. Однажды повстречав незнакомца Малво в больнице, Лестер затем будет видеть его тень повсюду. И если Малво в сериале действительно дьявол, то душу ему никто не продаёт, ему отдают свои души бесплатно и добровольно, а самому убийце же лишь остаётся в нужный момент сказать с улыбкой: «Ты всю жизнь прожил, думая, что есть правила, а их нет».

Самым страшным с психологической точки зрения моментом в раскрытии образа Малво станет эпизод в самом конце первой серии, где на пустынном темном переулке его останавливает патрульная машина с полицейским Гасом Гримли. К моменту, когда наступает этот эпизод в сериале, Малво уже натворил делов: под его воздействием Лестер убил свою жену, сам Малво убил обидчика Лестера – Сэма Хесса, хладнокровно застрелил полицейского, да и не будем забывать самое начало – в его багажнике был полуголый связанный человек, которого он безжалостно оставил в лесу. Но почему именно эта сцена показывает всю дьявольскую сущность героя? В этом эпизоде Малво не делает ничего. Он не заставляет никого совершить убийство, не убивает сам и по сути даже не угрожает прямо. Однако он будто проникает в душу человека и дергает за нити, начинает управлять человеком изнутри, заставляя поступать так, как не стоило бы. И это наводит дикий ужас. Полицейский приказывает ему показать документы, затем выйти из машины, на что Малво не просто не выполняет законное требование, а говорит, что «сейчас я скажу вам, как мы поступим». Самая страшная манипуляция – умело скрытая манипуляция. Если ты попался на крючок, ты уже в игре, а в том, что Малво игрок, нет сомнений. В одном из интервью создатель сериала Ной Хоули так отозвался об этой встрече: «Лорн мог бы убить Гаса, но Малво такой вариант показался чересчур простым. Он тонко играет на струнах души своих противников». В итоге полицейский остается в одиночестве на дороге, еще не осознавая, что он совершил непоправимую ошибку.

Главный вопрос – что нужно Малво? Зачем ему этот город, эти люди, зачем сеять хаос в до невозможности провинциально-спокойном городке и начинать бесконечную вереницу убийств?

Если уж совсем откровенно, то практически каждое взаимодействие Малво с героями строится по принципу «диалог – Малво уходит – герой стоит как вкопанный с недоумением, плавно переходящим в страх за свою жизнь, страх того, что будет дальше». Можно предположить, что все это лишь игра, которую опасный преступник заводит от скуки, издеваясь над простыми и невинными людьми, но в середине сезона, когда действие вдруг переносит нас на год вперед, мы поймем, что не все так просто. Жестокая игра, которая однажды началась с безобидного разговора между киллером и страховым агентом, уже привела к непоправимым последствиям.

И получается, что Малво такой отрицательный персонаж в сериале, что хуже некуда. Он убийца, манипулятор, преступник, само зло. Но злости у зрителя он не вызывает. Ты смотришь на все это с тихим ужасом, но говорить, что Малво достоин самой жуткой расправы рука не поднимается. Более того, он магическим образом вызывает даже какое-то постыдное восхищение. Он совершает непозволительные вещи, выходит за рамки морали и закона, а ты слушаешь его дьявольскую проповедь и тебе кажется, что перед тобой лишь расчетливый и виртуозный манипулятор, не лишенный высокого ума и тонкого чувства юмора. Господи, да в одном из эпизодов он даже притворяется священником и выходит на свободу из полицейского участка с идеальным алиби! Наблюдая безумные преступления, которые он устраивает на каждом шагу, и разрушенные судьбы ни в чем неповинных людей, ты все равно оправдываешь этого героя, как будто за этими поступками кроется что-то большее. Герой Малво не вызывает у зрителя злости – почему? Не от того ли, что Малво лишь показывает человеку его самого с обратной стороны, вытаскивает наружу его темную составляющую, показывая, что на самом деле человек способен на преступление. Показывает, что подлость, ложь, жажда наживы, эгоизм, гордыня, трусость – это все не воображаемые слова, они есть в человеке и могут проснуться в любой момент.

Если вам по нраву фильм, то от сериала вы точно останетесь под хорошим впечатлением: никаких тривиальных сюжетных линий и ожидаемых концовок, все сделано со вкусом и должным уровнем черного юмора, без которого, конечно, эту драму представить невозможно. А дьявол Малво или великий обличитель – судить только вам.


Kulick.Magazine — журнал про культуру и искусство.