Kulick.Magazine, музей судебной медицины, питер

Экспозиция — смерть

Страшилка на ночь: где найти расчленёнку в Петербурге? Свободный автор Kulick.Magazine Зоя Каретникова о непарадном музее города.


Свободный автор: Зоя Каретникова


Как известно всякому приличному человеку, первым российским музеем была Петербургская Кунсткамера. Место, куда император Петр велел свозить диковинные странности в виде заспиртованных человеческих органов, рыб, змей, насекомых, а также различные этнографические экспонаты и книги, задумывалось не для потехи, а «чтобы люди смотрели и учились». Спустя 3 века «кабинет редкостей» вырос до Музея антропологии и этнографии Российской Академии Наук и собрал огромную коллекцию самых разных предметов, никак не связанных с темой физических отклонений и смерти.  Тем не менее, в сознании большинства петербуржцев в узнаваемом здании на Университетской набережной продолжает находиться «музей уродцев», «самый жуткий/странный музей» и т.д.. Однако, народная тропа к нему не зарастает круглый год, и в погожий выходной день здесь частенько приходится постоять в очереди к кассам. Вывод не явный, но напрашивается сам собой — как бы ни пугала людей смерть, большинство она точно также притягивает. Впрочем, об этом теоретизировал еще Фрейд.

…В  значительном удалении от центра, а если быть снобом, то фактически на окраине Петербурга (Пискаревский пр., 47), находится огромный университетский городок. По иронии судьбы комплекс зданий, объединенный в больницу, не только носит имя Петра I, но и выполнен в характерном, узнаваемом стиле петровского барокко. Среди множества симпатичных маленьких и больших корпусов, где одни люди лечатся, другие учатся, а третьи лечат и учат, тоже притаился музей.

Раньше сюда, в Музей судебной медицины при Университете имени Мечникова, пускали только студентов, теперь – после сверхуспешного проекта художников-некрореалистов В.Кустова и Е.Юфита в 2000 году – всех желающих, достаточно лишь собраться в группу из 10-15 человек и заказать экскурсию. Экспозиция разделена на семь отделов, самыми безобидными из которых являются исторический, художественный (правда, с оговорками) и учебный. Для остальных галерей посетителям потребуются поистине стальные нервы, но если что – у лектора в кармане всегда найдется флакон нашатыря.

В банках с формалином – деформированные и больные органы, эмбрионы человека с аномалиями развития, на полках – ряды простреленных, проломленных, разбитых черепов (один из которых принадлежал петербуржцу, прочитавшему «Преступление и наказание» и решившему опытным путем узнать, сколько раз необходимо ударить себя топором, чтобы умереть. Ровно 72 раза!), в застекленных витринах – коллекция ножей, пистолетов и висельных веревок. В фонде музея имеются видеозаписи самоубийств, и это как раз тот случай, когда художественный отдел не стоит воспринимать «легким», от картины Жака-Луи Давида «Смерть Сократа» на пленках нет ничего величественного или вдохновляющего. Вообще количество муляжей в залах ничтожно, в основном все экспонаты являются подлинными очевидцами, участниками или же виновниками смерти, отчего делается не столько жутко, сколько грустно, а в сердце начинает звучать странный дуэт самого темного отчаяния и самого упрямого жизнелюбия.

Тем не менее, самым печальным и самым интересным является пятый отдел музея – Отдел трупных изменений и осмотра трупа на месте происшествия, говоря точным медицинским языком, однако, романтичный и впечатлительный автор назвал бы его Галереей одиночества смерти. Здесь представлена уникальная коллекция мумифицированных тел, за каждым из которых стоит своя история. Имеется несколько пространственных  моделей мест смерти – когда вместе с телом человека за стеклом полностью воспроизведены (а точнее вывезены) окружающие его условия. Так, один стенд оклеен простенькими обоями, которые украшает картина и отрывной календарь, на столе стоит самовар, сахарница, букетик сухих цветов, а перед ним на стуле, запрокинув голову, опустив руки, сидит голый человек. Голый потому, что одежда за долгие годы на нем истлела, но сам он естественным образом мумифицировался. Человека звали Семеном Олеговичем, он был обычным советским пенсионером, который 21 апреля 1983 года решил попить чая и умер. Родных у него было, его никто не навещал и не искал, и только спустя полтора года работники жилконторы, заметившие перерыв в оплате счетов и забитый собственными извещениями почтовый ящик, попросили милицию выломать входную дверь в квартиру…

Другую музейную мумию медики ласково называют Аленушкой, намекая на сходство с одноименной картиной Васнецова. Женщина нарядилась, упаковала свои документы в полиэтилен и повесилась на ветвях березы в одном из городских парков. Нашли ее только спустя 8 месяцев. Что побудило ее покончить с собой, почему она не нашла  другого выхода и рядом не оказалось того, кто смог бы ее остановить, – этого уже никто не узнает.

Скелет другой женщины пролежал в стене ленинградского дома около двадцати лет. Она погибла еще в блокаду, но похоронить ее ослабленные родственники не могли и оставили тело на антресоли. Потом здание разбомбили, но после войны реконструировали, не глядя, заложив антресоли кирпичом. Обнаружили погибшую уже в 60-х, когда дому предстоял капитальный ремонт. Задумываешься – а если бы не было никакого ремонта?..

Слушая заведующего кафедрой судебной медицины, который проводит экскурсию, постоянно ловишь себя на мысли, что, будучи далеким от медицины человеком, странно слышать, как людские тела называют экспонатами, образцами или трупами. Зато легко представлять, что эти люди жили, ели печенье, ходили в магазин, думали, смеялись, что-то планировали, мечтали, надеялись и отчаивались.  И еще думаешь, что смерть неизбежна, а жизнь непредсказуема. Что можно оставить после себя объекты искусства, а можно самому попасть в музей. И кому в этом случае повезло больше?.. И еще — как мало от нас на самом деле зависит, и поэтому то, что зависит, нужно делать непременно. И обязательно любить жизнь.


Адрес: ст.м. пл. Ленина, Пискаревский пр., д.47, корпус 26

Часы работы музея: по предварительной записи

Телефон: (812) 544-21-79, 8 (812) 303-50-00, доб. 8446