new-shablon_600kh400

Звёздный мальчик на большом экране

Справедливо ли известное утверждение о том, что книга лучше фильма? Свободный автор Kulick.Magazine попробовал найти ответ на этот вопрос, на примере двух экранизаций книги Оскара Уайльда «Мальчик-звезда».


Свободный автор: Елизавета Долженкова


Преимущество чтения художественной литературы заключается в развитии человеческой фантазии, способности к визуализации и одушевлению прочитанного. Какими живыми и характерными могут быть герои произведения у нас «в голове»! Отталкиваясь от описания автора, можно «услышать» голос, разные приметные человеческие звуки, вроде тяжелого дыхания или покашливания. Словом, погрузиться в историю произведения и наслаждаться собственным умением фантазировать и иллюстрировать написанные слова. Но одним этим умением человечество не обходится. Слишком велико желание материализовать прочитанное. Кинематографу посильно экранизировать любое литературное произведение, используя множество технических возможностей для съемок. Экранизация — интерпретация средствами кино произведений другого вида искусства, чаще всего, литературных произведений. Объективно, эта прекрасная возможность любого читателя выйти за рамки своих фантазий и образов «в голове», чтобы встретиться с героями произведений и увидеть всю полноту написанных историй.

Оскар Уальд

В статье пойдет речь об экранизации сказки Оскара Уайльда «Мальчик-звезда». Из сборника 1891 года «Гранатовый домик». Работы этого английского писателя становятся знаковыми для режиссеров, актеров, сценаристов. Например, для Стивена Фрая, исполнившего главную роль в биографической драме «Уайльд» 1997 года: «Оскар Уайльд был очень важен для меня, потому что я так долго восхищался этим человеком и тем, что он сделал».

Традиция сказки богата, зачастую, именно в формате сказок писатели рассказывают поучительные притчи или истории из жизни людей. Подобный фантастичный мир, кажущийся таким ненастоящим с его выдумками, оказывается гораздо ближе к реальной жизни. «Мальчик-звезда» прилетел с неба золотой звездой одной темной зимней ночью. В мире людей мальчик выделяется своей невероятной красотой, из-за которой сам же пострадает. Его грубое и жестокое отношение к другим приведет к наказанию: его прекрасное лицо станет безобразным. Вернуть былое великолепие удастся только путем прощения и раскаяния. Наградой мальчику станет его коронация.

Известные экранизации этой сказки:

  1. «Звездный мальчик» (фильм), режиссер Анатолий Дудоров, Евгений Зильберштейн, 1958 год, СССР. В роли Мальчика Мария Виноградова.
  2. «Сказка о Звездном мальчике», режиссер Леонид Нечаев, 1983 год, СССР. В роли Мальчика Павел Чернышев

Фильм 1958 года особенно понравится своим отношением к исходному материалу. Многие детали произведения согласованы и точно показаны в фильме, со всей строгостью следования литературным описаниям. Через диалоги зритель яснее поймет мотивы и желания персонажей:

img-oskar-003— Друзья! Если я живу с вами под одной крышей и позволяю вам играть со мной, то это еще не значит, что вы мои друзья.

— А кто же твой единственный друг?

— Тот, кто мне не надоедает. И он появляется только тогда, когда я этого захочу!

— Так, кто же это?

— Мое отражение!

В «Сказке о звездном мальчике» скорее есть только приметы оригинального сюжета. Сценаристы представили события и героев в научно-фантастическом стиле. Мальчик-Звезда прилетел с другой планеты, на которую поступает неведомый сигнал энергии, как окажется энергии Любви. Для проверки «сигнала» они отправят «последнюю модель с холодным сердцем» на Землю.

Служит ли киноязык украшением литературному тексту? Или многое из созданных экранизаций всего лишь ожившая картинка? Эстетические взгляды английского автора определяют характер его сказочного повествования, его сюжеты и героев, его подход к изложению сказочных событий. Первая режиссерская работа Анатолия Дудорова традиционно рассказывает зрителям сказку, которая восхваляет Добро и осуждает Зло. В работе Леонида Нечаева больше внимания уделяется не идее, а действию. Вперемешку с оригинальными литературными героями (Мальчик, мать-нищенка, егерь) в картине отводятся роли цыганам-актерам, инопланетянам, придворным, деревенским жителям. Возможно, благодаря обилию второстепенных сюжетных линий, картина более музыкальна и динамична в сравнении со «Звездным мальчиком» Дудорова. Одинаковый режиссерский подход к воплощению образа сказочного «помощника». В обеих картинах это не заяц-животное, а человек. Это либо лесной мальчик, который всегда жил в лесу, либо карлик. Зритель поймет выбор режиссера: лесной мальчик, так же как Звезда, не знал своих родителей, а карлик так же некрасив. И здесь же правка. Сценаристы «Сказки о…» не последовали сюжету: мальчик на протяжении всего фильма останется таким же красивым и урока «безобразной внешности» не получит.

Оба фильма сняты и показаны в советское время, не мало важно, для советского человека. Смело можно сказать, что картина Дудорова пропитана духом времени и явно воспитывает идейно убежденного, сознательного зрителя. Не зря показано, как герой так упорно и вдохновленно идет к своей цели. Задействованы самый популярные актрисы своего времени: Мария Виноградова («Воскресение» роман Льва Толстого, «Я шагаю по Москве»), Надежда Румянцева («Девчата», «Королева бензоколонки»,» Женитьба Бальзаминова»). Эти звезды советского кинематографа часто снимались в амплуа травести, что оправдывает выбор их на мужские роли в экранизации Уайльда. Второй фильм с главным героем мальчиком, во многом гораздо лучше передающий образ прекрасного ребенка благодаря своей классической внешности белокурого юноши с нежными чертами лица, роль которого исполнил Павел Чернышев. Участие детей в фильме определённо обращено к детской аудитории СССР. Это же сказка!

Сказка о звёздном мальчике«Сказка о звездном мальчике» 1983 года — это объяснения полного помешательства советского человека на космосе и космическом пространстве. Подобная тема находила отклик в художественных произведениях, кино, фотографии. Создатели додумали чудесное появления мальчика в нашем мире. Он прямиком из космоса! Благо, без корабля. Однозначное сходство этих фильмов — в конце никто не умирает. Хотя в оригинале Уайльда «славное царствование юного Короля было кратковременно. Прошлое мучило его, и он страдал… Спустя три года он скончался, не выдержав своих страданий».

Просмотр экранизации какого-либо произведения для рядового зрителя это просто очередная история на экране. Но читателю всякий раз нужно делать для себя выбор: со всей придирчивостью следить за сюжетом, и зачастую, быть недовольным работой сценаристов. Известный факт — книга лучше фильма. Или допустить, что для создания фильма иногда берется лишь «канва» произведения, отдельные герои и их характеры, а возможно, останется один лишь намек на авторский мир.


 Читать или смотреть — вот в чём вопрос. Решаем вместе с Kulick.Magazine