Эклектика в музыке

Эклектика в музыке

Согласитесь, вы давно не слышали о новых громких именах в музыке, которые можно было бы четко отнести к определенному музыкальному жанру. Все потому, что все чаще музыканты в своем творчестве смешивают несколько самостоятельных стилей. Мы попытались разобраться в этой «моде» на эклектичность.


Свободный автор: Валерея Мещерякова


Музыка, как и любой вид искусства, не может существовать в однообразии. Жанр никогда не рождается одиноким, десятки ответвлений рождаются вместе с ним моментально, поэтому говорить об абсолютно «чистом» роке, хип-хопе или, например, поп-музыке можно только условно. Но несмотря на то, что внутри каждого жанра атмосфера достаточно дружелюбна, «внешняя политика» этих сложных организмов до какого-то времени была направлена на откровенное игнорирование друг друга. Но когда наступил переломный момент? Когда практически все стили и жанры стали не только «сотрудничать», но и решительно отказались жить друг без друга?

Возможно, такое сочетание слов, как «рэп-рок» покажется кому-то неудачной шуткой, но это даже не экспериментальное направление, а стоящий особняком отдельный жанр. Более того, этот стиль совсем не нов.  Первыми рок-группами, экспериментировавшими с рэпом, были Blondie и The Clash в 70-х. Почти одновременно в рамках этого жанра появились фанк-метал (Primus, ранние Red Hot Chili Peppers, ранние Incubus, Living Colour) и рэпкор (Beastie Boys, Biohazard, Limp Bizkit, Linkin Park), чуть позже оформился рэп-метал.

Рэп-метал как таковой у многих ассоциируется только с англичанами Rage Against the Machine, которые, в свою очередь, повлияли на становление многих рэп-рок команд, включая небезызвестных Limp Bizkit. Правда, в интервью журналу Rolling Stone басист Rage Against the Machine Тим Коммерфорд, узнав, что именно их творчество воодушевило Limp Bizkit, был очень огорчен: «Я действительно извиняюсь. Мне очень жаль, что мы вдохновили такое дерьмо». Тем не менее, оставляя досаду Коммерфорда на втором плане, в рамках рэп-рока группа Limp Bizkit достаточно прочно закрепила свои позиции.

Послушать Red Hot Chili Peppers

Послушать Rage Against The Machine

Исходя из логики выше, несложно догадаться, что стиль, объединяющий в себе элементы рока и поп-музыки называется «поп-рок». К раннему поп-року относят The Grass Roots, Gary Puckett & The Union Gap и молодых The Beatles. Этот жанр крайне популярен и сейчас, к современным его представителям относят OneRepublic, P!nk, Roxette, The Rasmus, Adam Lambert, One Direction, Gwen Stefani , 5 Seconds of Summer и др. В России поп-рок артисты – это Мумий Тролль, Земфира, Сплин, и др. Илья Лагутенко (Мумий Тролль) назвал стиль своего исполнения «рокапопс» (конечно, не без иронии), тем самым придумав русский аналог термина «поп-рок». В нашей стране этот жанр крайне популярен еще и потому, что поп-роковым артистам проще попасть в ротацию радиостанций и трансляцию музыкальных каналов, чем, например, тем же «классическим» рокерам, чей путь к своему слушателю и сейчас достаточно долог.

эклектика

Описать каждое детище отдельного жанра вряд ли удастся: на данный момент интернет портал Everynoise.com представляет нам практически музыкальное генеалогическое древо, насчитывая 1368 музыкальных стилей. Естественно, абсолютное большинство жанров рождается от смешения уже существующих, и этот процесс бесконечен. Сейчас многие уже популярные или только набирающие популярность исполнители и композиторы зачастую и вовсе не относят свое творчество к какому-то определенному стилю. Изменяя свою музыку до неузнаваемости на протяжении не только творческого пути, но и в рамках одного альбома, они ищут в ней себя. Пример подобного можно увидеть в деятельности настоящего триумфатора этого года – Фрэнка Оушена, чей альбом «Blonde» получил самые высокие оценки от музыкальных критиков и занял первое место в Billboard 200. Ритм-н-блюз, плавный речитатив, особая мелодичность и уникальная манера написания текстов делает Оушена чуть ли не главным открытием последних лет.

Послушать Frank Ocean – Self Control

Но, хоть Фрэнк и уникален в своем творчестве, в использовании такой разнообразной стилистики он, конечно, не первооткрыватель: Kanye West, Beyonce, Rihanna, Tyler, The Creator, Bones и многие другие его коллеги постоянно «миксуют» жанры и стили, далеко уходя от той музыки, с которой их профессиональный путь начинался.

Еще одним наглядным примером постоянных перемен музыкального настроения можно назвать новый альбом Red Hot Chili Peppers «The Getaway». Как мы уже сказали, «перцы» начинали творить в жанре фанк-метал (1983-1984), в альбоме «Blood Sugar Sex Magik» (1990-1992) почти в каждой песне солист Энтони Кидис читал рэп, к эре «Californication» (1998—2001) вокал стал крайне мягким и плавным, речитатив почти исчез, а новый «The Getaway» вполне можно было бы назвать качественным поп проектом, если бы не фирменное инструментальное звучание и ритмическая структура.

эклектика

Все новые музыкальные веяния образуют особый синдикат, который, к счастью, крайне переменчив. К счастью – потому что в этих условиях все сложнее занять какое-то весомое место на творческом олимпе. Музыканты обнаруживают новые грани своего таланта, пробуя себя в самых разных музыкальных жанрах. Так, музыка в становится все свободнее в своем разнообразии.


Kulick.Magazine — журнал про культуру и искусство.