Kulick.Magazinе, Молодежный театр на фонтанке, театр, Питер, Екатерина Унтилова, Дом Бернарды Альбы

Екатерина Унтилова: «Театр – это профессия и неотъемлемая часть души»

Актриса Екатерина Павловна Унтилова уже 25 лет работает в «Молодежном театре на Фонтанке». Свободный автор Kulick.Magazine Ирина Петрова поговорила с заслуженной артисткой России о современных театральных тенденциях, литературе и «звездной» болезни.


Свободный автор: Ирина Петрова


Наша беседа с Екатериной Павловной проходила после спектакля «Дом Бернарды Альбы». После трагичной и болезненной пьесы Федерико Гарсиа Лорки вернуться в реальность мне было крайне трудно. Екатерина Павловна играла главную роль – суровую Бернарду Альбу с гордым взглядом и бьющими наотмашь речами. Признаюсь, я немного робела, идя на встречу: уж больно «настоящей» получилась хозяйка дома. Но Екатерина Павловна встретила меня доброй улыбкой и мятным чаем. И я почувствовала почву под ногами.

с
З.а. артистка России Екатерина Унтилова

Екатерина Павловна, как Вы ощущаете себя в роли Бернарды Альбы? Сыгрались с этим персонажем?

Пока я не нашла своих  внутренних тем,  за что можно зацепиться и о чем рассказать, будучи Бернардой,  было очень тяжело. Лорка – не простой автор,  он такой не психологический, а скорее – эпический, масштабный. И охватить его сразу крайне тяжело.

То есть можно сказать, что Вы еще в поиске гармонии?

Конечно. Хорошая сильная драматургия  — это когда еще много лет можно открывать новые грани персонажа. Совсем недавно мы сняли с репертуара спектакль «Дни Турбиных», играли его 15 лет. 15! Вы только вдумайтесь. Дети родились, выросли и почти закончили школу! Это очень большой срок. Вот пример хорошего материала и режиссуры: внутри спектакля все время шла работа.  Если процесс останавливается, и интерес пропадает, то надо сразу снимать такой спектакль. Если он не растет, не развивается, в процессе не появляются новые мысли – нужно с ним прощаться.

Главное, чтобы спектакль «дышал»?

Да, это очень важно! Чтобы имел отклик – и у актеров, и у публики.

ТРИ+СЕСТРЫ+Екатерина+Унтилова+-+Ольга+%281%29
Спектакль «Три сестры» в «Молодежном театре на Фонтанке»

Но вернемся немного назад, к истокам. В этом году 4 октября грядет юбилей – 25 лет Вашей творческой деятельности в «Молодежном театре на Фонтанке». Вы закончили театральный институт в Киеве и после работали в Русском драматическом театре Вильнюса. Расскажите, с чего началось Ваше увлечение театром?

Если честно, не могу сказать,  почему получилось именно так. Как-то все сложилось само собой (улыбается).

После Литвы почему выбор пал именно на Санкт-Петербург? Вы стремились в какой-то определенный театр или к определенному режиссеру?

Так сложились обстоятельства, что мне пришлось переехать. Я вообще очень консервативный человек, привязываюсь к месту. Я бы никуда и не уехала из Литвы.  Была интересная работа, и все было не плохо, до того момента, пока все не рухнуло. Это был 1990-ый год, Советский Союз распался. И тогда вдруг пришло понимание, что я там чужая, что меня гонят. И я решила, что надо уходить. Петербург мне нравился всегда. Я любила этот город. Он всегда мне казался загадочным (улыбается).  Что касается Москвы, то я совсем недавно почувствовала ее, и как только  это произошло, она опять изменилась. Сейчас она опять другая. Питер мне представляется более постоянным.

 К переменчивому питерскому климату быстро приспособились?

Вы знаете, мне было очень тяжело приспособиться после Украины к Литве. А после Литвы привыкнуть к капризам погоды Санкт-Петербурга было уже не сложно.

Изменился ли театральный климат Петербурга с тех времен? Произошли ли кардинальные перемены?

Да, изменился. Когда я только сюда переехала, здесь царило актерское братство: торжества отмечали вместе, делали «капустники». Например, если отмечал театр какой-нибудь праздник, приходили актеры из других театров, поздравляли. Сейчас все живут обособленно, на премьеру друг к другу практически не ходят, к огромному сожалению. Ведь никто так не видит и не слышит» спектакль, как твои коллеги и собратья по цеху. Вот это очень печально. Что-то изменилось в людях, в стиле жизни, в стиле общения. Я, например,  недавно услышала мнение, что звонить невежливо, потому что ты посягаешь на личное время и личное пространство человека. А как же поболтать по телефону с другом? Интернет – это не то. А как же интонация, голос?

ТРИ+СЕСТРЫ+Екатерина+Унтилова+-+Ольга+%283%29
Спектакль «Три сестры» в «Молодежном театре на Фонтанке»

Согласна, век технологий и правда несколько вредит настоящему, живому общению. Но хотелось бы вернуться к творчеству. Как Вы относитесь к современному экспериментальному театру: больше пластики, экспрессии, метафор, меньше слов?

Я очень люблю театр, где гармонирует интересная театральная форма и глубокое человеческое содержание. Когда форма побеждает человека – для меня такой театр мертвый.  У меня так жизнь складывалась, что я работала с многими режиссерами — экспериментаторами своего времени (прим. ред Роман Виктюк, Владимир Туманов,  Адам Манушкевич, Йонас Вайткус, Алексей Янковский). Здесь, в «Молодежном театре на Фонтанке», я играю в спектакле «Валентинов день» режиссера Алексея Янковского по пьесе современного драматурга Ивана Вырыпаева. Мне кажется, что в этой постановке соблюдена гармония: форма не давит на содержание.  Если в спектакле можно легко заменить любого артиста, если не видны актерские индивидуальности, если это типажи и быстро меняющиеся картинки, от которых кружится голова, и увиденное не оставляет никакого эмоционального впечатления, я такой театр не люблю. Он мне чужд. Даже более того, я считаю, что такой театр – разрушителен.  Театр, с моей точки зрения, — обмен живой энергией, настоящими эмоциями. Но, к сожалению, современные театральные тенденции другие. Увы, теперь большая редкость, когда авторов спектакля  интересует человек. А если не человек, то что же?

В одном интервью вы отметили, что Вам близки такие писатели, как Антон Чехов, Максим Горький, Теннесси Уильямс…

Не совсем верно, я говорила не о писателях. Меня спросили, есть ли у меня какая-нибудь мечта. И я ответила, что есть.  Я хотела бы встретиться еще раз с Чеховым, которого я люблю. Уильямс тоже мне очень интересен, хотя  ни разу еще его не играла. Горького я играла, но он такой автор – таинственный, непростой. Надеюсь, что театр даст мне возможность в будущем поработать с этой великой драматургией.

А Александр Пушкин, Лев Толстой, Федор Достоевский… Не хотели бы Вы с ними пересечься в творческом плане?

Конечно! Есил бы кто-то и режиссеров предложил такой материал, то было бы странно отказываться.

Хочется вспомнить еще одного писателя – Михаила Булгакова. Вы дважды сыграли Маргариту, Елену в «Днях Турбиных» и как-то заметили, что с  Булгаковым Вас связывает некая мистика. А в чем она заключается?

За 30 лет работы в театре, с периодичностью лет в семь, он «приходил» ко мне.  Я не прикладывала никаких особых усилий для этого. И даже наоборот, было очень много препятствий. И тем не менее, я ничего специально не делала, и складывалось так, как складывалось.

ДОМ+БЕРНАРДЫ+АЛЬБЫ+2
Спектакль «Дом Бернарды Альбы» в «Молодежном театре на Фонтанке»

А как относитесь к современной литературе? Вам было бы интересно сыграть в спектакле по роману Людмилы Улицкой или Михаила Шишкина?

У меня нет такого разделения: современный или несовременный текст. Главное, чтобы это был талантливый текст, который бы волновал, текст, который рождает ассоциации.

Есть ли какая-то роль в вашей актерской деятельности, которая особенно запомнилась: горячо любимая или наоборот, та, которая сложно давалась?

Больше всего, конечно, запомнилась первая роль. Это был дебют. Спектакль «Перед заходом солнца», роль Инкен Петерс. В памяти осталось все: партнеры, люди, принимавшие участие в создании постановки, история создания спектакля. И, конечно, премьера.

Ваш репертуар производит впечатление тщательно подобранного, каждая роль не похожа остальные. Вы осознанно делаете выбор или просто так получается.

У актеров не бывает: «Я хочу играть это, а вот это – не хочу». Есть режиссер, который распределяет роли. Потом идет спектакль, режиссер тебя смотрит и говорит: « А мне кажется, ты можешь еще вот это попробовать». И ты пробуешь. Вот такая схема (улыбается).

На Ваш взгляд, актер должен безоговорочно соглашаться на все предложенные роли или уметь делать выбор?

Мне кажется, что есть такой материал, от которого нужно отказываться. Если это не соответствует твоим представлениям о профессии и театре. Но зачастую актеры поставлены в такие обстоятельства, что они не могут этого сделать, актеры лишены возможности отказаться. Что поделаешь – театр диктует правила.

Есть ли рецепты против «звездной» болезни, как избежать этого недуга?

Звездная болезнь – по-моему, это такая глупость  На одном из литературных диспутов Михаил Афанасьевич Булгаков, выслушав множество людей, сказал: «Как мы можем писать и делать вид, что в литературе не было Толстого?» Со «звездной» болезнью такая же история. Как можно из себя что-то строить, когда Мерил Стрип жива, Юлия Константиновна Борисова жива, Энтони Хопкинс есть. Нужно просто немного соотнести себя с ними, и все сразу становится ясно (улыбается).

ВАЛЕНТИНОВ+ДЕНЬ+Екатерина+Унтилова+в+роли+Валентины+%281%29

Какую долю Вашей жизни занимает театр?

Театр – это профессия и неотъемлемая часть души, но только часть. Еще есть старенькие родители, есть семья, друзья, есть книги, музыка, опера, есть Филармония, есть деревня, озера, реки, есть Псков, куда мы очень любим ездить. В мире столько всего. И это то, что питает и вдохновляет, помогает.

Кроме «Молодежного театра на Фонтанке», можно еще Вас где-нибудь увидеть, в каком-нибудь антрепризном спектакле?

Сейчас уже нигде, только здесь. В будущем планируется, но пока я об этом не хочу говорить, так как все еще находится на стадии идеи.

Идеальный выходной по версии Екатерины Павловна Унтиловой.

Идеальный выходной выглядит так: парк, весь желтый осенний или белый зимний, а возможно и цветущий летний, белки прыгают, пахнет травой, листьями или снегом,  идти с мужем, сын впереди. И тишина вокруг, разговаривать друг с дружкой. И долго-долго ходить.