эдипов комплекс

Психологические заболевания у великих людей: Эдипов комплекс

Мы наслышаны о шизофрении Винсента Ван Гога или ипохондрии Николая Гоголя, но знакомы ли вы с Эдиповым комплексом, которому были подвержены некоторые выдающиеся личности?


Свободный автор: Анна Попова


Подобно немецким романтикам начала XVIII века, мы привыкли романтизировать безумие. Психологические проблемы и заболевания стали чуть ли не обязательным признаком настоящей «творческой личности». Впервые мысль о тождественности понятий «гений» и «безумец» возникла еще в трудах Аристотеля. И правда, все вроде бы логично. Бродский находился на учете в психоневрологическом диспансере, да и у Ван Гога была ярко выраженная шизофрения. Но при этом есть целая плеяда великих, вроде бы не страдающих никакими психическими заболеваниями. А вот великий шведский режиссер Ингмар Бергман или Наполеон Бонапарт – как быть с ними? На самом деле, все трое были жертвами куда более страшного и незаметного симптома – Эдипова комплекса.

От ненависти до любви

the_plague_of_thebes-kopiya

Фрейд считал Эдипов комплекс главной причиной образования неврозов. Сам по себе Эдипов комплекс не только не страшен, но даже естественен – он возникает у каждого ребенка с 3 до 5 лет. В это время ребенок тянется к родителю противоположного пола и испытывает к нему нечто вроде влюбленности. Девочки в этом возрасте мечтают выйти замуж за отцов, а мальчики клянутся жениться на матери. При этом к родителю своего пола ребенок начинает испытывать внезапную антипатию. При удачном раскладе ребенок, не обделенный родительской любовью и вниманием, успешно проходит этот период.

К сожалению, гораздо чаще встречается негативный сценарий: девочка не получает достаточной теплоты от отца (это называется уже комплексом Электры), а мальчик никак не может добиться ласки от чересчур холодной или занятой собой матери. Тогда Эдипов комплекс остается неразрешенным, а ребенок растет невротиком, то есть тащит за собой целый букет разнообразных комплексов и травм, вплоть до перманентного состояния тревожности и невозможности построить крепкие отношения с одним партнером.

Женщины издревле вдохновляли мужчин на великие подвиги. Фигура матери как первая значимая женская фигура в жизни мальчика играет в его жизни первостепенную роль. Но что, если материнская фигура связана в сознании ребенка с жесточайшим неприятием его любви? Отвержение может проявляться на совсем, казалось бы, безобидном физическом уровне: ребенок тянется обнять мать, а она его отталкивает: «Не до тебя сейчас».

Мать Наполеона Бонапарта, корсиканка Летиция Рамолино, была человеком жестким и властным. Она была вынуждена в одиночестве воспитывать огромную ораву детей – помощи от мужа не было. Наполеон вспоминал, как однажды раскапризничался и специально упал на дорогу, рыдая, чтобы мать вернулась за ним, утешила и обняла. Летиция совершенно спокойно удалилась, не обратив на истерику сына никакого внимания. В итоге Наполеон боялся сильных и умных женщин. Его жена Жозефина была обаятельна, но не обладала железным стержнем и цепким умом Летиции. А сам Наполеон осыпал мать подарками и титулами, получая в ответ только сухую благодарность. Летиция всегда предпочитала Наполеону других братьев.

ingmar

Ингмар Бергман писал в «Исповедальных беседах»: «Моё четырёхлетнее сердце сгорало от собачьей любви к матери. Но наши отношения были вовсе не так просты — моя преданность досаждала ей, вызывала раздражение, а проявления нежности с моей стороны и бурные вспышки эмоций беспокоили её. Она нередко отсылала меня прочь холодным ироничным тоном. Я рыдал от бешенства и разочарования».

Ингмар Бергман вырос невротиком, на почве постоянной тревоги у него были проблемы с желудочно-кишечным трактом. Помимо проблем с физическим здоровьем, Бергман оказался абсолютно не способен на построение крепких отношений с противоположным полом.

Конечно, мальчики, не разрешившие Эдипов комплекс, всю жизнь живут в борьбе с призраком властной матери. Она становится их персональным демоном, но разве не борьба со своими демонами делает нас сильнее? «Матери и ее строгим правилам я обязан всем своим счастьем и всем тем, что я сделал хорошего. Я утверждаю даже, что все будущее ребенка зависит от матери», — неоднократно повторял Наполеон Бонапарт. Благодаря болезненной любви к матери он вошел в историю, как и Ингмар Бергман. Женские образы являются основными в его фильмах. А фильм «Молчание» — одна из самых пронзительных историй о формировании личности маленького мальчика, растущего под влиянием тетки и матери.

vf7pbk36iqtyuhadmbbfqwikozk-kopiya

Убийство отца

Вторая сторона Эдипова комплекса – это ненависть к отцу и вечное соперничество с ним за любовь матери (борьба за мать переходит в последствии, например, в профессиональное соперничество).

В апологии «Тотем и табу» Фрейд, рассказывая о возникновении запретов и соперничества с отцом, приводит историю убийства отца сыновьями. Они избавляются от него, так как чувствуют ненависть и неприязнь.

Наполеон Бонапарт презирал отца, Карло Буонапарте (а Буонапарте – настоящая фамилия императора), и много раз заявлял, что, возможно, вовсе не является его сыном. Карло был известным ловеласом и плутом, он предал интересы родной Корсики ради с союза с более могущественной Францией. В семье мужскую роль играла скорее мать Наполеона, Летиция, чем ее слабохарактерный муж.  После смерти отца он написал матери и заявил, что теперь станет главой семьи (в обход старшего брата Жозефа). Мать жестко осадила его. Наполеон добился поставленной цели. Став императором, он распоряжался судьбами своих братьев и сестер как ему вздумается. Дарил титулы и отнимал их, выдавал замуж и женил, приближал к себе и отстранялся.

SONY DSC

Отец Бергмана, напротив, был человеком авторитарным, жестоко наказывавшим сына за любую провинность. У него был особый взгляд на воспитание детей. Будущий режиссер предпочитал как можно больше времени проводить в мире своих фантазий – и потом буквально заболел кино. Кино было его способом побега от травмирующей реальности. Если бы не деспотичный отец и холодная мать, кто знает, стал бы Бергман режиссером или нет?

Наш потенциал лучше всего раскрывается под влиянием стресса. Не зря искусство расцветает именно в разгар политического или социального кризиса: во времена сталинских репрессий появилась «Поэма о герое» и «Реквием» Анны Ахматовой, «Доктор Живаго» Бориса Пастернака, а революция 1917 года породила целую плеяду поэтов-эмигрантов, ныне почти неизвестных на Родине, но хорошо знакомых русской диаспоре в Европе, таких, как Николай Туроверов.

Неразрешенный Эдипов комплекс – это жесточайшее состояние кризиса личности. Но именно он сделал Ингмара Бергмана гением, возвел Наполеона Бонапарта на престол и превратил Пушкина в великого поэта и мастера любовной лирики. Идя вопреки, мы достигаем большего, чем с попутным ветром.

Эдипов комплекс можно проследить не только на уровне отдельной личности – но и у всего общества в целом. Любовь-ненависть к диктаторам (отцовской фигуре) и восхищение перед Мадонной или Матерью Терезой (материнской фигурой) – ни что иное, как проявление пресловутого Эдипова комплекса на уровне коллективного бессознательного отдельного социума. Но это тема для совсем другого разговора.


Kulick.Magazine — знаем о великих всё и даже больше!