Джаз! Джаз! Джаз!

Автор: Глеб Прохоров

Джаз зародился в конце девятнадцатого столетия в Соединённых Штатах Америки, и уже через 50 лет его ритмы охватили весь мир, практически до неузнаваемости изменив само понятие музыки, как явления культурной и социальной жизни человечества.

Периодом ярчайшего расцвета джаза принято считать 40-е – 60-е годы прошлого столетия. Времена, ознаменованные творчеством таких исполнителей как Duke Ellington, Ella Fitzgerald, Billy Holiday, Benny Goodman, а также плеядой изобретателей совершенного нового, доселе невообразимого жанра музыки – Be-Bop. Среди них были: саксофонист — Charlie Parker, трубач — Dizzy Gillespie, пианист — Thelonious Monk и барабанщик — Max Roach, а также сотни последователей их головокружительного, бескомпромиссно искреннего и живого стиля игры.

К сожалению, с тех пор прошло уже много лет и подавляющее большинство действующих фигур той эпохи навсегда покинули Сцену. Но умер ли джаз после того, как отошли в иной мир его самые знаменитые помазанники? И можно ли в эпоху общего кризиса свинговой пульсации услышать «музыку свободных людей» в Санкт-Петербурге?

Проработав год в джаз клубе JFC, а также регулярно посещая концерты и jam-sessions в других заведениях нашего города, я познакомился с музыкой десятков исполнителей питерской джазовой сцены, и хотел бы рассказать о наиболее интересных, на мой взгляд, представителях этой культуры.

Одним из самых ярких и запоминающихся коллективов, играющих в жанре be-bop, является, образованный в 2012 году Санкт-Петебургский Джаз Септетус/ A Tribute to Charles Mingus. В его состав входят лучшие джазовые музыканты города, регулярно гастролирующие с различными коллективами по всей России и Европе: пианист Евгений Пономарёв, контрабасист Григорий Воскобойник, барабанщик Пётр Михеев, саксофонисты Игорь Тимофеев, Кирилл Бубякин, Андрей Половко и Сергей Богданов, а также тромбонисты Антон Боярских и Сергей Долженков.

В основном репертуар СПб Джаз Септетуса состоит из сочинений американского контрабасиста и композитора Чарльза Мингуса, игравшего и писавшего музыку в стилях be-bop, avant-garde jazz и hard-bop в 50-х – 70-х годах XX столетия.

От многих других петербургских be-bop коллективов, Джаз Септетус отличает, прежде всего, крайне энергичная, харизматичная и яркая подача материала, что является основным залогом успеха и самой характерной чертой этого музыкального жанра. Также стоит обратить внимание на то, что в условиях относительно низкого спроса на джаз в России, многие музыкальные коллективы часто стремятся ограничить состав до 3-4 исполнителей, исходя из экономических соображений. Эта тенденция никоим образом не распространяется на Tribute to Charles Mingus, не приемлющем никаких компромиссов, когда речь заходит о качественном и разнообразном звучании! Целых семь музыкантов на одной сцене, в любое время года, в любую погоду и при любом курсе валют задают жару этому промозглому до костей городу. Каждой своей искромётной импровизацией, танцующей в оголтелых ритмах барабанов, контрабаса и рояля, участники Санкт-Петербургского Джазового Септетуса разжигают настоящую битву с грузом рутинной повседневности, апатии и размеренного течения жизни!

Следующий на очереди, но никак не менее интересный и значимый коллектив — акустик-бэнд Ивана Васильева (труба) при участии контрабасиста Руслана Хаина. Также в ансамбле принимают участие саксофонист Юрий Богатырёв, пианист Андрей Зимовец и барабанщик Егор Крюковских.

Если музыканты СПб Джаз Септетуса играют в более модерновой стилистике и ориентированы на исполнение произведений конкретного композитора, то акустик-бэнд Ивана Васильева предоставляет возможность слушателю окунуться в атмосферу джаза в более широком жанровом диапазоне. На их концертах, помимо всё того же умопомрачительного би-бопа, можно услышать крайне элегантную и нежную джазовую балладу Дюка Эллингтона, а также особенно атмосферный и стильный cool jazz Майлза Дэвиса или Чета Бэйкера. Высочайший уровень профессионализма и внимательности к музыке – то, что хотелось бы отметить первым делом в этом коллективе. Музыканты акустик-бэнда учились и успешно играли джаз в США – что, негласно, является самой высокой оценкой мастерства джазового исполнителя.

В Петербурге существует ещё несколько потрясающих, на мой взгляд, джазовых ансамблей, как, например «Посвящение Дюку Эллингтону» — Александра Карбасова (саксофон), джаз-бэнд Констанстина Хазановича (кларнет), квартет Николая Сизова-Игоря Тимофеева и другие. Но, довольно танцевать об архитектуре, ибо первая нота, услышанная на живом выступлении, расскажет об исполнителе в десятки раз больше, чем тысяча слов в этом тексте. О том, в каких заведениях лучше всего услышать джаз и почему именно там – в следующий раз.