Kulick.Magazine, сталинские высотки, сталинизм

Достучаться до небес! История сталинских высоток

Что общего у московских Воробьевых гор и Московского проспекта в Санкт-Петербурге? Сталинские высотки. Свободный автор Kulick.Magazine Алина Рукавишникова подробно рассмотрит это важнейшее наследие эпохи коммунизма. А может —  ужасающих гигантов?


Свободный автор: Алина Рукавишникова


Легенды сталинских высоток

Формально, под сталинскими высотками понимают семь высотных зданий, построенных в конце 40-х — начале 50-х годов в Москве с подачи лидера партии, генерального секретаря И.В.Сталина. К ним относятся здание МГУ на Воробьевых горах, жилой дом на Котельнической улице, жилой дом на Кудринской площади, гостиница «Украина», здание министерства иностранных дел, административно-жилое здание возле «Красных ворот», а также гостиница «Ленинградская». По проекту предполагалась постройка также восьмого объекта – административно-жилого здания на месте снесенного района Зарядье, однако строительство заморозилось в связи со смертью вождя партии. Высотный рекорд одного из этих зданий -36 этажей, что составляет 240 метров.

Здание МГУ на Воробьевых горах
Здание МГУ на Воробьевых горах

 

Также к сталинским высоткам иногда причисляют  Академию наук Латвии в Риге, Дворец науки и культуры в Варшаве, гостиницу «International» в Праге и Дом свободной прессы в Бухаресте. Нельзя не упомянуть также гостиницу «Украина» и жилой дом на Крещатике 25 в Киеве. Указанные постройки также отличаются небывалым размахом и величиной форм, устремлением ввысь, монументальной строгостью, массивностью, но в то же время изысканностью элементов. Высотки олицетворяли новую страну – страну победившего социализма, триумф коммунистической партии и Советского Союза. Они вписывались в представления о городе будущего – светлом, величественном и практически поднебесный.

Академия Наук в Риге
Академия Наук в Риге

Что же подразумевается под понятием «сталинский ампир» (см. также словосочетания «сталинский классицизм», «советский монументальный неоклассицизм» и даже «сталинское барокко»)? Некоторые исследователи определяют эти понятия, как различные направления внутри общего явления — «сталинской архитектуры».Из всех этих терминов следует несколько выводов:

  • Данный архитектурный стиль напрямую связан с личностью И.В.Сталина. Вывод  логичный, но следует отметить, что подобное «личное» влияние на архитектуру и искусство явление хоть и не единичное, но явно не частое и свойственно, в первую очередь, для режимов, основанных на единоличной, тоталитарной и даже автократической власти. Истоки «сталинского ампира» следует искать еще в конце 30-х годов (когда сталинская архитектура еще не имеет столь явных «ампирных» признаков, прозванных после смерти вождя «излишествами»). Но истинный его расцвет происходит после Великой Отечественной войны, с середины 40-х годов. Пришедший на смену главенствующим демократичным, но достаточно свободным рационализму и конструктивизму, сталинский классицизм как бы олицетворяет величие лидера Советского союза, непоколебимость генеральной линии  и величие самой страны, победившей фашизм.

  • Слова «ампир» и «классицизм» указывают на преемственность по отношению к предыдущим стилистическим направлениям. Классицизм, как известно, стиль великих вождей и сильной, авторитарной власти. Возникший во французском Версале в XVII веке, классицизм говорил подобно своему главному поклоннику, императору Людовику XIV «Государство – это я!», а сильное, великое государство – это монументальная архитектура, такая, как была в Древнем Риме, при его обладающих безмерной властью императорах. По сути, классицизм – это переложение античной римской тенденции в новом времени. Недаром с эпохой классицизма связан так же интерес к античным скульптуре, литературе, символам, языкам.  Рационализм, строгий канон, иерархия – вот основные черты классицизма. В Россию он приходит несколько позже, лишь к концу XVIII века и уже в начале XIX века перерождается в так называемый ампир. Ампир от классицизма отличает особый интерес к военной символике, опять же, берущей свое начало все из той же античной Римской Империи. Его расцвет связан с личностью Наполеона Бонапарта, в нашей же стране – Александра I. С окончанием войны 1812 года на все французские течения и влияния устанавливается негласное табу и постепенно на смену ампиру приходит историзм, или эклектика. Но вернемся к сталинизму и 30-м — началу 50-х годов XX века. Сталин, подобно своим предшественникам, берет за основу классические линии и обилие символики ампира, однако грифоны, сфинксы и подобные конструкции заменяются советскими знаменами и орденами, а также барельефами с изображениями советских граждан – рабочих и трудящихся. Неизменными остаются классические пилястры и портики, следует отметить даже своеобразное возвращение к ордерной системе, которую столь усердно пытались низвергнуть архитекторы начала XX века.
Детали отделки сталинской архитектуры
Фрагмент отделки «сталинской высотки»
декор 2
Фрагмент отделки «сталинской высотки»
  • Сталинский классицизм ощутил на себе очевидное влияние еще одного направления, появившегося на западе задолго до знаменитых высоток – американского ар-деко, наиболее ярким выражением которого являются знаменитые здания небоскреба компании «Крайслер» в Нью-Йорке и Эмпаер-Стейт-Билдинг.

Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке
Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке

Вернемся же к понятию «сталинская высотка». В самом широком смысле под этим определением часто понимают не конкретные здания, перечисленные в начале статьи, а в целом многоэтажные постройки конца 40-начала 50-х годов, образцы которых можно встретить практически в любом городе на постсоветском пространстве. К ним относится и застройка центральных магистралей Санкт-Петербурга – Московского проспекта и проспекта Стачек, ансамбли Кутузовского и Ленинского проспектов в Москве. Наиболее выдающаяся «высотка» в Санкт-Петербурге —  Дом со шпилем по адресу Московский проспект, 190, расположенный у вестибюля метро «Парк Победы», а также «Дом Советов», Московский проспект, 212, построенный еще в предвоенное время. Однако в целом, такой этажности и высоты как в Москве здания этого периода не достигали ни в одном другом городе.

Дом Советов в Санкт-Петербурге
Дом Советов в Санкт-Петербурге

Естественно, дома эпохи сталинизма не были абсолютно одинаковы с точки зрения не только внешнего оформления, но и внутренних удобств. Дома, строившиеся для партийной элиты,  отличаются капитальными стенами, высокими потолками и уровнем комфортабельности. Расположены такие дома в центральных районах. На рабочих окраинах застройка велась из более дешевых материалов, поэтому и этажность домов была ниже. Но даже эти  простые дома по уровню оснащения и комфорта во много раз превосходят позднейшие хрущовские застройки.

Холл в "сталинской высотке" на Курляндской улице в Москве.
Холл в «сталинской высотке» на Кудринской улице в Москве. Современный вид
лениград
Ресторан гостиницы «Ленинградская». Современный вид

Отношение к сталинским высоткам в наше время разнится. Одни считают их немым напоминанием о жестоком режиме, другие – образцом архитектурного искусства и гордостью советского прошлого. Какие бы чувства ни питали в наше время к творениям сталинизма, нельзя не отметить, что именно эти характерные постройки тесно ассоциируются у нас с образом Москвы, наряду с ансамблем Красной площади и восстановленным в знак возрождения и пробуждения России в 90-е Храмом Христа Спасителя. Бесспорна истина – эти монументальные дома и ампирные застройки навсегда врезались в ландшафт и перспективу наших городов и нередко составляют его лицо и гордость.