Дни Турбиных

Мастерская: «Дни Турбиных»

Как долго вы храните впечатления от прочитанной книги или просмотренного спектакля? А можно ли сказать что-нибудь новое о том произведении, с которым познакомился много лет назад? Kulick.Magazine считает, что нужно! Тем более, сколько всего меняется спустя время.


Свободный автор: Диана Киджи


Санкт-Петербургский государственный театр «Мастерская» Григория Козлова – случай несколько необычный. Нет, в том, что после выпуска студенты курса решили не расходиться, и создали свой театр, ничего необычного нет. Необычным был успех нового театра, который тут же покорил публику и уже через 2 года своей работы получил статус государственного.

В репертуаре театра – постановки по произведениям классиков:  Шекспир, Достоевский, Шолохов, Булгаков, Ерофеев… Список можно перечислять долго.

После нашумевшего масштабного «Тихого Дона», длившегося почти 8 часов, Г. Козлов не оставил тему Гражданской войны, и в ноябре 2013 года на сцене театра состоялась премьера спектакля «Дни Турбиных», по одноименной пьесе Булгакова.

Недаром некоторые мастера сцены утверждают, что премьера – важный, очень важный, но не всегда лучший и главный этап в жизни спектакля. За прошедшие с премьеры 3 года постановка, что называется, обкаталась, отточилась. Многие характеры стали более зрелыми, глубокими. К примеру, Алексей Турбин – взрослый, зрелый офицер, несмотря на то, что довольно молод;  он уже в состоянии принимать взвешенные решения, отвечать за других людей. Он осознанно отказывается «принимать участие в этом балагане». Или молодой, по-юношески задорный Николка, рвущийся показать, что «это мы их, а не они нас». Или гетман, бегущий заграницу, а в следующей сцене перевоплощающийся в петлюровского командира.

Козлов не делает расстановок: «правы красные», «правы белые». Он показывает ужас и беспощадность Гражданской войны, победителей в которой нет. Просто кому-то повезет, и они вернутся по домам. По отзывам зрителей, большой эффект в спектакле имеет танец – пляска петлюровцев, пляска смерти, буйство темных сил, выпущенных на свободу, когда человеческая жизнь теряет цену. Ведь так  легко, сидя в тепле у огня,  избить и застрелить еврея, только за то, что он пробирался по городу к своей семье.

В постановке заняты кадеты Санкт-Петербургского Суворовского училища. Детские лица, поднимающиеся на сцену и уходящие в темноту ради «бессмысленных подвигов», оставляют особенное впечатление у зрителей, сидящих в зале. В свою очередь, необычный опыт, приобретенный в годы учебы, наверняка отложится в памяти самих будущих кадровых военных, заставит их переосмыслить многие понятия по-новому.

К минусам постановки можно было бы отнести разве что некоторую продолжительность – один только первый акт идет полных два часа. Однако, никакой «затянутости» при этом не возникает. Каждая мизансцена точна и выверена.

Спектакль «Дни Турбиных», по своему содержанию, далеко не оптимистичен, как и сама пьеса Булгакова. Старая жизнь рухнула, а будущее туманно и не сулит ничего светлого. Финал постановки открыт и заставляет всех нас задуматься: что ждет нас впереди?

Сильная, «вызревшая» постановка Григория Козлова уже давно заняла свое законное место в репертуаре театра «Мастерская» и определенно заслуживает внимания, не теряя своей актуальности и по сей день.


 Kulick.Magazine — журнал про культуру и искусство. Хороший спектакль, он как дорогое вино…