Kulick.Magazine, Дмитрий Лысенков, Бедные люди, Александринский театр

Дмитрий Лысенков: «Очень важно оставаться верным самому себе»

Петербургский актер Александринского театра Дмитрий Лысенков недавно дебютировал в «чисто питерской» комедии канала ТНТ «Бедные люди». Мы не могли обойти этот факт стороной и расспросили Дмитрия о новом проекте, его творческом пути и узнали, зачем нужен ледовый каток в спектакле «Женитьба».


Беседу вела: Анна Жбанова

Заглавная фотография: Павел Юринов


Дмитрий, на этой неделе вышел новый сериал «Бедные люди», где вы играете главную роль. Расскажите об этом проекте: как в него попали и почему он Вас заинтересовал?

Дмитрий Лысенков: Это очень интересная история. Мы познакомились с продюсером Антоном Зайцевым по телефону, в тот момент, когда я отказывался от другого проекта.  На Good Story Media (прим.ред.: российская компания, производящая телесериалы и фильмы) запускался сериал «Взрослые разговоры в присутствии детей». В этом проекте мне предлагали роль второго плана, был синопсис и несколько серий, я все изучил, но не заинтересовался. Мне не приглянулся даже не сам сериал, а  именно мой персонаж, потому что я себя в этом образе не видел. Автор Антон Зайцев написал мне, что хотел бы со мной пообщаться, ему было интересно, почему именно я отказался от роли.

Так мы и познакомились.  Я понял, что на ТНТ работают хорошие люди, творческие. Антон рассказал мне, что уже снимается пилот с Александром Артемовичем Адабашьяном, у них в планах снять питерскую комедию, и предложил сотрудничество в будущем. И через год меня пригласили на пробы, как оказалось, именно этого сериала, «Бедные люди» (в тот момент его рабочее название было «Бисер»).

55348
Сериал «Бедные люди», актерский состав

Мне понравилась сама идея того, что главный герой — писатель.  Нестандартно. Это не человек с пистолетом и не спецназовец, которых сейчас очень много. Затем были пробы, режиссёр Жанна Кадникова — театральный человек, и  то, как она работает с артистом на пробах, меня подкупило, после чего у  меня и сомнений уже фактически не оставалось.

Уже в процессе сьемок сериала я узнал, что для ТНТ снимается сериал «Измены». Режиссер этого проекта Вадим Перельман – человек советского происхождения и кинорежиссер из Голливуда, он снял один из моих любимых фильмов «Дом из песка и тумана» с прекрасными актерами. Так что, сопоставив все эти факты, я стал абсолютно уверен, что проект, над которым мы работаем, дело стоящее.

Практика показывает, что проекты телеканала ТНТ приносят актерам узнаваемость и популярность. Вас не пугает, что в один прекрасный момент за Вами могут начать слежку папарацци, например?

Д.Л: Сейчас я не думаю об этом. Дождемся, пока появятся первые рейтинги. «Бедные люди» — это несколько эстетский сериал, возможно, что большого успеха в широких массах он не снискает.

Боюсь ли я популярности?  Не боюсь (улыбается). Каждый человек, который идет в эту профессию, так или иначе видит себя на красной дорожке в окружении поклонников. Не тщеславные люди в эту профессию не идут, есть, конечно, исключение, но это большая редкость. Будем честными: славы никто не пугается, просто кто-то хочет ее меньше, кто-то больше, но мне вполне хватает и моей собственной (смеется).

jStqy-TUv3Q
Спектакль «Гамлет» (режиссер В.Фокин)

По сюжету «Бедных людей» Ваш персонаж Вениамин Субботин вынужден сначала написать биографию светской львицы Ольги Бузовой, чтобы потом получить возможность опубликовать свой роман. А в Вашей судьбе были подобные ситуации, когда приходилось отступать от своих принципов для достижения цели?

Д.Л: Да, безусловно. Маленькие компромиссы всегда случаются. Но если говорить о какой-то большой мысли нашего сериала, то она заключается в том, что важно сохранить себя. Ведь, делая иногда уступки,  мы можем уничтожить себя, как художника, артиста, писателя и просто человека. В течение всей жизни приходится идти на разные соглашения, но возникает вопрос: «Кто ты после этого?» Линия моего героя как раз о том, что очень важно оставаться верным самому себе.

А почему Вы решили стать актером? Это был осознанный выбор или просто так сложилось?

Д.Л: Сложный вопрос. Это было где-то внутри, глубоко. В школе я был скромный, тихий парень, никогда не был душой компании, но в какой-то момент стал организовывать праздники и участвовать в школьных спектаклях — таким образом я занимался самореализацией. И даже получил грамоту за верность авторскому замыслу в постановке «Скупой  рыцарь» (улыбается).

Кстати, Александр Сергеевич Пушкин ведет меня по жизни, недаром мы сидим в театре его имени (прим.ред.: Александринский театр). И в «Бедных людях» Александр Сергеевич появиться в эпизодической роли (улыбается).

Почему я пошел в актеры? Решение я принял в 16 лет — достаточно инфантильный возраст по нынешним временам. Сейчас можно дожить до 30 лет, чтобы понять, правильное решение ты когда-то принял или нет (смеется).  Изначально я поступал в Морской технический университет на программирование, в тот момент я и подготовительные курсы прошел, чтобы иметь преимущество перед другими поступающими (смеется). Набрал проходной балл, мог бы там учиться, но после второго тура решил подать документы в театральный вуз. И мне, можно сказать, повезло.

uUK861vF1ms
Спектакль «Воспоминания будущего» (реж. В.Фокин по «Маскараду» М.Ю.Лермонтова)

Вы работаете в Александринке, а до этого был Театр Ленсовета. Валерий Фокин и Юрий Бутусов известны своими авангардными постановками. Насколько Вам близок такой неклассический театр? И какие роли особенно были для Вас необычными?

Д.Л: Я бы не сказал, что они авангардные режиссёры, они уже «классики авангарда». Сейчас авангард — это другие люди, к которым я, если честно, с опасением отношусь. С Юрием Николаевичем у нас отношения «ученик- педагог», я ему очень благодарен и, конечно, воспитывался в  его системе координат, которая на тот момент несильно отличалась от общепринятой школы психологического русского театра. Мы проходили все строго по Станиславскому.  «Работа актера над собой», «Этика», «Моя жизнь в искусстве» — это те книги, которые нам было необходимо обязательно прочесть, а потом еще и отчитаться на общем сборе, что понял и какие основные мысли извлек для себя. Сейчас  же он ставит несколько  другие спектакли, и мне самому в зрительном зале иногда тяжело почувствовать его театр.

С Валерием Владимировичем другая история, но он тоже не из воздуха берет сюжеты для своих спектаклей. Все линии сюжета четко продуманы. Например, многих удивляет каток в «Женитьбе», а мне кажется абсолютно логичным (улыбается). Это определенное решение пьесы, добавляющее ей движения. Я, честно, даже не представляю, как бы мы играли «Женитьбу» без ледового катка и динамики. Это был бы водевиль, нафталиновый спектакль! А когда актеры загнаны в новые небанальные  рамки, то это улучшает их игру.  И в этом тоже работа режиссера — при помощи своих авторских решений и  нововведений сделать игру ярче. И, согласитесь, это  никак не противоречит замыслу писателя.

Юрий Бутусов и Валерий Фокин не ломают традиции театра. Они им занимаются с пониманием того, что он не может быть скучным и не имеет права быть неинтересным.

JBpNwzBzeMg
Спектакль «Женитьба» (режиссер В.Фокин)

Есть ли у вас заветная роль, которую бы хотелось сыграть?

Д.Л: Есть пьесы, в которых я бы хотел сыграть, но я пока жду подходящего момента (смеется). Актеры обычно об этом не говорят. Ведь, когда читаешь литературный материал, то начинаешь фантазировать о том, как бы ты это сыграл в собственной постановке. А в момент, когда создается спектакль, у тебя есть режиссёр, сценограф, партнеры, есть определенное решение спектакля. Сыграть какую- то роль в моноспектакле при собственной режиссуре, наверное, можно, когда твое представление о материале и итоговый результат совпадают, но в конкретном театре это сложно представить. Слишком многое зависит не от тебя. А в кино это еще страшнее, там еще больше народу связано воедино, ты как винтик во всей этой конструкции, поэтому, я не мечтаю, а жду, когда стану тем самым винтиком для работ, которые мне интересны.

В «Бедных людях» Ваш герой произносит такую фразу: «Главное, я буду заниматься любимым делом, а заниматься любимым делом не стыдно». А как Вы считаете, что важнее: найти свое место в мире, возможно, не очень прибыльное, или занимать нелюбимым делом и быть состоятельным человеком?

Д.Л:  Думаю, что удовольствие в том, чтобы заниматься любимым делом. И я уверен, если ты полностью отдаешься своему делу, то тебе воздастся. Деньгами в том числе (улыбается).

giiZw9JWLXc
Спектакль «Укрощение строптивой» (режиссер О.Коршуновас)

У вас очень часто гастроли в Москве, много сьемок. Вы не задумывались о переезде в столицу?

Д.Л: Профессия актера во многом случайна. Поступление в ВУЗ, оказаться в каком-то театре — это все случайности. Талантливых людей, которые не состоялись по причине того, что им не повезло, много. Но еще, возможно, они не предприняли каких-то серьезных действий в свое время. В моей жизни серьезных решений было два.  Первое  — рискнуть и подать документы в театральный. И второе  — уйти из театра им. Ленсовета. Два моих глобальных поступка относительно театра, а все остальное — по воле случая.

Вы всю жизнь живете в Санкт-Петербурге, а есть ли у Вас любимые места в городе? И какой он, Ваш Петербург: парадный, с дворцами и музеями или Петербург Достоевского, с дворами-колодцами, а может быть, —  это Петроград времен Серебряного века?

Д.Л: Все вместе. Петербург именно сочетанием своим хорош. С этим городом все сложно, это не он тебе должен нравиться, а  ты ему. Если не ошибаюсь, этот случай приписывают к биографии Фаины Раневской. На выставке «Моны Лизы» в Москве кто-то сказал: «Не понимаю, чем она всем так нравится». На что Раневская ответила: «Эта барышня уже в том возрасте, когда может самостоятельно выбирать, кому нравиться, а кому — нет». С Петербургом такая же история. Он либо тебя принимает, либо нет.

Гостям города я в первую очередь показываю парадный Петербург, но я очень много времени провел именно в местах «Преступления и наказания». Ведь у Достоевского так подробно расписан каждый поворот Раскольникова и всех остальных героев, что можно легко найти те самые улицы и дома.

Какую долю Вашей жизни занимает театр?

Д.Л: Актер не может существовать без театра, это для него постоянное развитие,  постоянная работа, постоянный тренинг. Как у музыканта: сегодня не поиграл — завтра уже хуже играешь.

Hz13a362sUI
Фото Екатерины Кравцовой

Какие увлечение и занятия делают Вас таким, какой Вы есть?

Д.Л: Я люблю путешествовать! Меня абсолютно не смущает, куда я еду: Череповец, Челябинск или Рим.  В любом городе я все равно хожу и смотрю  на людей, на то, как они живут и чем увлекаются.

Часто ли Вы ходите в театр и оказываетесь в роли зрителя, а не актера?

Д.Л: Довольно часто, но я очень редко хожу на премьеры или на прогоны, так как считаю, что спектаклю нужно время, чтобы устояться. Посещать спектакль сразу я не рекомендую, он еще очень нестабильный, актеры волнуются, присутствуют некоторые  недочеты, которые в будущем, конечно же, будут исправлены.

Вы интересуетесь творчеством каких-либо конкретных актеров?

Д.Л: В основном я слежу за коллективами, например, за «Студией театрального искусства» под руководством Сергея Женовача, так же интересуюсь работами однокурсников. Из персоналий слежу за творчеством Константина Юрьевича Хабенского и Константина Аркадьевича Райкина.

Идеальный выходной по версии Дмитрия Лысенкова?

Д.Л: Выход с семьей, и неважно — куда, но желательно на природу. Просто сидеть дома в наш общесемейный  выходной достаточно скучно.