giphy6

«Голова-ластик» Дэвида Линча

В 2017 году мир ожидает увидеть продолжение легендарного сериала Дэвида Линча «Твин Пикс». Мы же пока продолжаем наслаждаться старыми работами мастера и предлагаем сделать это и вам. Марафон начинаем с его первого полнометражного фильма — «Голова-ластик».


Свободный автор: Евгения Хрисанфова


Осень – самое время для фильмов ужасов, ведь мрачные и холодные дни как нельзя кстати подходят для того, чтобы завернуться в плед с чашкой горячего какао в руках и посмотреть что-нибудь страшное. Поэтому фильм с необычным названием «Голова-ластик», уже ставший классикой кинематографа, и привлек наше внимание: на разных интернет-страницах его относят к жанрам ужасов, фантастики, и даже драмы.

Но это, конечно, не единственная причина, чтобы увидеть первый полнометражный фильм Дэвида Линча. Вышедший в далеком 1977 году, он до сих пор вызывает особый интерес у кинокритиков и удерживает высокие рейтинги на известных сайтах вроде Rotten Tomatoes и IMDb. Кроме того, в 2004 году его культурная значимость была признана Библиотекой Конгресса США. Чем же заслужил этот фильм столько восторженных отзывов? В этом стоит разобраться.

Генри Спенсер, простой клерк из маленького промышленного городка, приглашен на ужин в дом своей подруги Мэри, с которой тот не виделся уже очень давно. Там он знакомится с её семьей и узнает неожиданную новость: оказывается, Мэри родила от него ребенка. Естественно, Генри, как честный человек, женится на подруге. Вместе они живут в его крошечной однокомнатной квартире и воспитывают нечто, непохожее на человеческое существо…

eraserhead-3

Хотя картина и описывает жизнь простого обывателя, живущего в самом обыкновенном промышленном городе, окружающих нельзя назвать нормальными людьми. Семья Мэри – будто пациенты психбольницы, освобожденные по ошибке,  да и сам Генри кажется пассивным наблюдателем собственной жизни, отрешенным и погруженным в свои переживания. Странная прическа, непонимающий взгляд, короткие брюки и ряд аккуратно прикрепленных к карману пиджака ручек, – все это будто кричит о том, что перед нами не совсем обычный герой. А постоянные галлюцинации Спенсера придают еще большую сюрреалистичность происходящему, и постепенно грань между сном и реальностью начинает размываться.

«Голова-ластик» полон странных персонажей, периодически появляющихся на экране. Человек в Планете, управляющий рычагами, Красивая Девушка из Комнаты Напротив, ставшая предметом вожделения Генри, Девушка в Батарее, поющая про рай и танцующая в больном воображении героя, –  одно их описание уже звучит нелепо, однако они вплетены в повествование не случайно. Каждый из них играет свою роль, а какую именно должен догадаться сам зритель.

Визуальная составляющая фильма заслуживает такого же пристального внимания, как и сюжет. Черно-белая гамма напоминает о немом кино начала XX века, и это сравнение еще больше бросается в глаза благодаря тому факту, что в фильме почти нет диалогов. Все эмоции и переживания Генри передаются, в основном, с помощью его задумчивых взглядов и галлюцинаций, а напряженная атмосфера усиливается за счет нервной музыки. Кадры неспешно сменяют друг друга, добавляя размеренности и мрачности и без того темной картине.

1200

Стоит отметить особое внимание режиссера к деталям. За пять лет, которые были потрачены на создание фильма, он, несомненно, успел все тщательно продумать. Черно-белый пол с зигзагообразным узором (который можно наблюдать и в более позднем творении Линча – сериале «Твин Пикс»), одинокая голая ветка, не посаженная в цветочный горшок или поставленная в вазу, а просто воткнутая в земляную горку – все это становится отличительной чертой картины.

С самых первых секунд фильм «Голова-ластик» оставляет зрителя в недоумении, заставляя задаваться множеством вопросов, вроде «Кто эти люди?», «Реально ли происходящее?», «Что означает эта сцена?», среди которых, наверное, самый главный – «Что хотел сказать автор?». Картина Дэвида Линча – настоящая сюрреалистичная головоломка, над которой интересно поломать голову. И каждый может найти в ней что-то свое.


Kulick.Magazine — журнал про культуру и искусство.