Что мы знаем о джазе?

Что мы знаем о джазе?Автор: Валерия Гербали

Джаз – это искусство. Каждый аккорд в нём наполнен свежестью и избытком жизненной силы, чего не найти в современной музыке. Наверное, поэтому он до сих пор актуален и так нравится нынешней молодёжи.

Джаз, как и блюз, зародился в Америке во времена рабовладельческого строя. Он не мог появиться в Африке, так как инструментов там не было, да и необходимости сочинять такую музыку на родине — тоже.

Если блюз возник в сельской местности, то джаз мог появиться только в большом городе, и колыбелью джаза принято считать Новый Орлеан — крупнейший город в штате Луизиана. Порт в Новом Орлеане был местом покупки и продажи рабов.

Негритянская музыка в Америке развивалась обособлено от музыки белых, лишь мимолётно с ней соприкасаясь. Поначалу негры не знали ни техники инструментов, ни нот, так как их не принимали в музыкальные школы; они сочиняли, играли и пели, опираясь на свой исключительный природный слух, а игра без нот ещё больше тренировала их музыкальную память.

Несмотря на боль, страдания, бесконечные издевательства, в своих песнях негры лишь намекали на расовую дискриминацию, делали это тонко, остроумно, даже немного посмеиваясь. Они не столько жаловались на тяжёлую долю, сколько мечтали о лучшей жизни.
Белые дали инструменты афроамериканцам, а те подчинили их собственной манере музыкального самовыражения. Ведь в искусстве главное не сюжет, а характер трактовки.

Негры гораздо проникновеннее выражали чувства в своих песнях, нежели белые. Большую роль в исполнении играли особенности тембра голоса, уникальное произношение, но самое главное – чувство ритма.

К концу XIX века появились духовые джазовые оркестры. Иногда два оркестра встречались на улице и начинали состязания. Такого рода мероприятия привлекали общественное внимание, и вокруг музыкантов сразу же собиралась большая толпа народа. Команду-победителя определяли по аплодисментам.

Одним из самых знаменитых праздников, на котором играли джазовые оркестры, был карнавал Марди-Грасс, что в переводе с французского – «жирный вторник». Этот праздник является аналогом восточнославянской Масленицы, а зародился он как раз в Новом Орлеане.

Большое влияние на джаз, по мнению большинства музыковедов, оказал Луи Арсмтронг. Его история – это в какой-то степени история джаза. Известно, что маленький Луи рос без присмотра, ходил в школу и в церковь, был активным любознательным мальчиком и выделялся среди своих сверстников необычайной остротой слуха. Луи всегда слонялся возле уличных оркестров и вскоре собрал свой квартет. Ребята разгуливали по улицам, исполняя свои произведения. Прохожие останавливались и просили что-нибудь спеть. Кончив песенку, мальчишки пускали по кругу шапку и к вечеру делили заработок.
Наиболее популярными джазменами первого поколения принято считать Бадди Болдена, Эммануэля Переса, Бадди Пти, Банка Джонсона, Альфонсо Пику, Джо Кинга Оливера, Кида Одри и других.
В годы первой мировой войны многие джазмены стали покидать родные места, некоторые нашли работу на прогулочных кораблях. Под конец войны о джазе узнали и в Европе.

Успех этого музыкального жанра в США привлёк внимание белых, и вскоре они стали пытаться играть в джазовой манере. Такой джаз получил название «коммерческий» и отличался от настоящего своей вялостью и сентиментальностью.

Чтобы научиться настоящему джазу, белым музыкантам нужно было сжиться с негритянской средой, вникнуть в особенности их музыки. Но далеко не каждый белый смог переступить через себя, проигнорировать всеобщие стереотипы и пойти на подобное.
Сегодня очень широко распространено мнение, что негры – это низшая раса. Люди, которые так считают, достойны жалости. Их точка зрения свидетельствует о глубоком невежестве, а в случаях, когда это делается умышлено, о чёрствости и циничности.

Торговля африканскими рабами – самая мрачная страница в истории белой цивилизации. Работорговцы, вывозившие негров с берегов Западной Африки, и предположить не могли, что потомки этой расы подарят миру такую замечательную музыку.

Хотя, если бы жителей Западной Африки не вывезли на другой континент и не поработили, кто знает, может быть ни джаза, ни блюза мы бы до сих пор не знали…