Что мы знаем о блюзе?

Автор: Валерия Гербали

Ни для кого не секрет, что блюз как жанр возник на рубеже 19-20 веков в США. Сам термин «blues» появился в 1895 году, и, скорее всего, как считают музыковеды, он является сокращением выражения «blue devils», что дословно в переводе с английского обозначает «голубые дьяволы». Зачастую на русский язык это словосочетание переводят, как «на душе кошки скребут», но в обиходе оно нередко имеет значения «тоска», «уныние», и даже «белая горячка».

Блюз и джаз часто путают. Существует несколько мнений о возникновении двух этих жанров: одни говорят, что сначала возник джаз, а блюз – это его направление, другие считают наоборот, а третьи придерживаются мнения, что оба возникли в одно и то же время в неразрывной связи.

Как жанры, блюз и джаз могут существовать и отдельно друг от друга, но одно важное обстоятельство связывает их: родившись в глубоких слоях афроамериканской культуры, они вошли в мировое искусство в один и тот же период (10-20-е годы 19 века). Хотя многие музыковеды считают, что блюз, как законченный жанр, сложился задолго до рождения джаза.

На самом деле блюз начал зарождаться ещё во времена рабовладельческого строя. Как раз тогда из Африки стали перевозить рабочую силу на континент, отрытый Колумбом. Тяжёлая работа, негодные условия для жизни, ущемления и притеснения со стороны хозяев – всё это нашло своё отражение в творчестве афроамериканцев. Именно поэтому блюз – это всегда очень эмоциональные песни, которые совмещают в себе абсолютно противоположные вещи: юмор часто соседствует грустью, ненависть – с любовью, а чистота и невинность – с похотью и развратом. Существуют блюзы с грустным текстом, однако мелодии у них настолько весёлые, что на содержание никто и внимания не обращает. В этом чувствуется отказ негров подчиняться суровым жизненным реалиям.

Знаменитый музыкальный критик, выдающийся историк культуры, писатель африканец Ле Рой Джонс первым подчеркнул в своём исследовании духовную дезориентацию африканцев, прибывавших в Америку. Он выделял её как одну из главных причин их великих страданий в Новом Свете. Может быть, если бы невольники из Африки сохраняли контакты друг с другом, то не были бы так растеряны. Но рабовладельцы нарочно объединяли на одном участке представителей из разных племён, которые говорили на разных языках.

Претерпевая все жизненные невзгоды и душевное опустошение, они не сдались и нашли своё спасение в музыке.

Блюз соединил в себе несколько популярных среди афроамериканцев жанров: ритуальные, христианские и рабочие песни, а так же баллады и шанты. Отличительными его чертами с музыкальной точки зрения являются неординарность построения аккордов и, конечно, импровизация.

Содержание блюза – это проникнутая колебаниями между материализмом и идеализмом жалоба на любимую, оставившую певца. Однако в ареале этого вида творчества имеются также блюзы социальные, резко обличительные. Их исполнению иногда препятствовали административные органы США.

Первыми исполнителями были бродячие музыканты, которые пытались добиться справедливости и независимости, ну и, конечно, подзаработать.

Наиболее известными блюз-исполнителями на сегодняшний день считаются Трикси и Клара Смит, Ида Кокс, Чиппи Хилл и МаРэйни, но самой популярнойостаётся Бесси Смит.

Огромное количество блюзов не дошло до нас. Сохранению многих из них мы обязаны выдающемуся собирателю фольклора Уильяму Хэнди – «отец блюзов», который в 1926 году издал «Антологию блюзов».
Первым в истории музыки блюзовым произведением принято считать «Dallas Blues»ХартаУэнда.

На сегодняшний день блюз являетсяодним из самых значимых достояний культуры афроамериканцев 20-го века, ставшим неотъемлемой частью мировой музыки.

*Рекомендации начинающим:

В музыкальном исполнении любого блюзмена должна быть лёгкая скрипучесть голоса, а так же мягкость и игривость. Но в то же время самое главное – спеть душевно. Для того чтобы исполнять блюз нужно не только знать ноты и уметь петь, важно настроить себя на определённую волну и, как говорится, войти в образ.