островский, чехов, театр

Чехов VS Островский

Kulick.Magazine решил обратиться к классике и понять, чьи же пьесы появляются на театральных подмостках чаще — Чехова или Островского?


Свободный автор: Анна Волхонская


Классика! Как притягательно и как особо воспринимается это слово петербургскими зрителями. За «классикой» можно идти в любой театр, смотреть новые интерпретации, в ней мы узнаем жизнь собственную,  хотя с момента написания пьес проходит более ста лет. Тем самым, понимая, что хотя поток жизни на месте не стоит, обычные людские ценности и простые человеческие проблемы всегда были схожи.  Иногда и пути решения, раскрытые в постановках пьес девятнадцатого века, не только смогут открыть глаза на действительность, но и окунуть в ту атмосферу, где все было, может быть, проще, или сложнее?

островский, чехов, театр

В репертуаре каждого уважающего себя театра всегда найдется к просмотру хоть одна, но выстроенная на основе классического сценария, постановка. Сегодня мы заглянем в некоторые ведущие театры Санкт-Петербурга и найдем в их афишах спектакли двух классиков девятнадцатого и начала двадцатого веков, двух лириков и драматургов, которые в свое время чем-то перевернули тот «классический» театр, что был до их появления в литературе. Антон Павлович Чехов и Александр Николаевич Островский давно и по праву заняли значимое место в мире театральном.

Уже в 1853 году, еще до рождения Чехова, в Александринском театре Петербурга ставят пьесы Островского.

ТеатрА.П. ЧеховА.Н. Островский
Александринский театр (площадь Островского)«Дядя Ваня» (с 2009 года), «Чайка»(с 2007 года, первая постановка 1896 год), «Вишневый сад» (1905 год).«Гроза» — 1859 год, первая постановка. «Свои люди, сочтемся» — 1861 год, первая постановка.
Драматический театр «На Литейном»«Банкрот» по пьесе «Свои люди, сочтемся».
«Малый драматический театр Европы»«Дядя Ваня» ( с 2003 года), «Три сестры», «Вишневый сад».
«Большой драматический театра им. Товстоногова».

 

«Вишневый сад» (1940 год), «Три сестры» (1964 год).«Гроза» — премьера в июне 2016 года.
Театр имени Андрея Миронова – Русская антерприза«Вишневый сад» (с 2012 года), «Палата № 6».«Шутники» (с 2006 года), «Пучина» (с 2006 года), «Красавец- мужчина» (с 2011 года).
Театр им. Комиссаржевской«Доходное место» (с 2010 года).
Мариинский театр«Снегурочка» — премьера 1882 год, ставится по настоящее время.
Молодежный театр на Фонтанке«Три сестры» (с 2005 года).«Любовные кружева» (с 2004 года), «Поздняя любовь» (с 2009 года).
Государственный драматический театр на Васильевском«Дядя Ваня» (с 2012 года).«Гроза» (с 2016 года).
Санкт-Петербургский Государственный Академический театр им. Ленсовета«Чайка» (с 2011 года)«Без вины виноватые» (с 2014 года).

Александринский театр в Санкт-Петербурге – один из старейших драматических театров страны. Именно на его сцене проходили все значимые премьеры спектаклей, в последствие, ставшими «классикой».

Невозможно не сказать, что и Островский, и Чехов в свое время навсегда изменили сам театр, в широком смысле этого понимания. Если до середины девятнадцатого века постановки считались интересными для зрителей только лишь при наличии быстро меняющего действия, что приковывало внимание театралов, но не всегда выглядело правдоподобным, то с пьес, написанных Островским, начинается повествование жизни людей. Описывается быт, эмоции, диалоги становятся более длинными и продуманными, содержательными, а зритель начинает себя отождествлять с персонажами постановки. Теперь театр – это не развлечение или отвлечение, а повод задуматься. Стоит отметить, что именно на этот период  в мире приходится развитие психологии, как науки, и театр уже просто не может оставаться всего лишь костюмированной игрой, теперь сцена призвана приходить на помощь зрителям. Если Островский описывает быт купеческий, то Чехов рассказывает о провинциальном обывателе, «лишенного всякого кругозора, жажды деятельности, благих стремлений», но оба классика в результате складывают «новый» театр, и уже такой, какой мы видим в нашей современности – двадцать первом веке.

островский, чехов, театр

«Дядя Ваня» на сцене МДТ без лишних декораций, как принято в этом театре, преподносит зрителю все его переживания прямо в лицо. Так, как описана провинциальная  жизнь  в этой пьесе, так и мы, на самом деле, зачастую воспринимаем течение дней. Это и крик души о помощи, и безысходность, и свет в конце туннеля одновременно.

В произведениях Чехова начала двадцатого века впервые в драматургии герои раскрывают истинные эмоции. Это и не желание жить полной жизнью, и стремление к внутренней свободе. Новая эпоха страны начинается с прочтения его пьес. Поэтому в советское время Чехова ставят во многих театрах. Будучи врачом, писатель и драматург интересуется психическими расстройствами, обличает их в поведение героев, тем самым привлекая внимание общественности. Тогда как пьесы Островского практически уходят из некоторых ведущих театров, хотя и полностью не исчезают, особенно в городах, далеких от двух столиц. Мещанская жизнь, и как кажется в то время, надуманное горе от жизни сытой, для советских людей не может быть поставлено в пример. В ту эпоху задуматься можно было над чем угодно, но работающее равенство, видимо, не должно было раздумывать над ценностью бытия. На самом деле и Островский, и Чехов всего лишь описывали жизнь такой, как она есть. Только Антон Павлович, делая это с позиции профессионального врача, затрагивал несколько иные аспекты жизни человека, и можно сказать, его пьесы никогда не уходили из репертуаров театров. Островский создал же свой театр, концепцию театральной постановки (здесь мы понимаем и отсутствие экстремальных ситуаций в ходе пьесы, и особое внимание к актёрскому нутру), которой и руководствовались режиссеры даже в постановках Чехова.

островский, чехов, театр

На сегодняшний день самой яркойпо мнению зрителей, постановкой «Три сестры» Чехова может похвастаться МДТ, тогда как «Гроза» Островского еще ожидает своего театрального«звездного» часа в постановке Петербургского Большого драматического Театра, премьера которой состоится в июне этого года, хотя Драматический театр «На Васильевском» уже с марта 2016 года блистательно показывает эту пьесу.

Не только десятка ведущих театров города осмеливается поставить сложные в своем эмоциональном действии спектакли двух классиков. В Петербурге с каждым годом открывается все больше театральных мастерских и совсем «юных» негосударственных театров, которые смело и открыто представляют публике свое видение многих произведений. Так, например, Санкт-Петербургский драматический театр «Остров» ставит «Дневник нечестного человека» по пьесе А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты»  и спектакль о последней любви А.П. Чехова «…Как солнце в вечерний час…».

На сегодняшний день, довольно сложно сказать, чьи пьесы — Островского или Чехова —  занимают больше в своих репертуарах драматические театры Санкт-Петербурга. Многие из них, если ставят одного, считают своим долгом поставить и второго. Ведь, как мы видим, без Островского, может быть, не сформировался бы театр Чехова, а без Антона Павловича и вовсе современный, «классический» театр. Стоит отметить, что, начиная с первой премьеры спектакля по пьесе Островского в середине девятнадцатого века и по сегодняшний день, в разное время различные театры города предлагали свои вариации и интерпретации постановок этих двух классиков. Все же, на данный момент пришли к одному – и Чехов, и Островский, несомненно, занимают одни из главных мест в театральной драматургии культурной столицы, и спектакли, поставленные по их пьесам, видимо, навсегда останутся интересными для зрителей.


 Фотографии: Виктор Васильев, https://vk.com/mdt_dodin