арт брют

Искусство душевнобольных

Искусство — зеркало души своего творца. А что, если этот творец душевнобольной или заключенный? Знакомимся с направлением «грубого искусства» арт брют.


Свободный автор: Георгий Сердюков


Когда мы впервые сталкиваемся с термином арт брют, то наше воображение подсказывает нам, что это искусство связано с чем-то легким, искристым, пузырящимся в высоком тонком бокале. Однако это не так. Этот термин, введенный Жаном Дюбюффе, описывает «грубое искусство» душевнобольных, маргиналов, заключенных и просто чудаков одиночек.

Психология, активно развивавшаяся всё XX столетие, явно или скрыто проникла во все сферы деятельности человека. И, конечно, обойти своим вниманием искусство она не могла. Все началось с того момента, когда видный немецкий психиатр Эмиль Крепелин начал первым коллекционировать творчество душевнобольных. Позже его коллекцией заинтересовался другой талантливый психиатр Ханц Принцхорн. Это увлечение в итоге вылилось в известную монографию «Художественное творчество душевнобольных», опубликованную в 1920 г. Классическая наука этот труд проигнорировала, но вот французская богема буквально влюбилась в это сочинение, тем более что оно вышло большим тиражом и было хорошо проиллюстрировано. Нельзя не упомянуть еще одну достойную работу на эту тему – монографию швейцарского психотерапевта Вальтера Моргенталера «Душевнобольной как художник». Несомненно, прослеживается некая тенденция тех лет в коллекционировании, каталогизировании и анализе творчества душевнобольных. В воздухе витали интенции намеренного разрушения культурных шаблонов (тот же дадаизм), и они совпали в точке повышенного интереса со стороны художников к этому специфическому творчеству душевнобольных, ведь представители таких направлений, как авангардизм, сюрреализм, примитивизм стремились смотреть на мир через искривленную оптику, поэтому искусство арт брют или как его еще называют в англоязычной литературе — искусство аутсайдеров, было им в некоторой степени близко, вернее объединяло черты, которые были характерны для всех этих художественных направлений. Среди наиболее известных авторов арт брют есть несколько знаковых фигур, так называемых «отцов жанра».


Адольф ВёльфлиИтак, Адольф Вёльфли – один из самых знаменитых художников этого направления. В раннем детстве был брошен отцом-алкоголиком, после чего в десятилетнем возрасте ребенка отдали в приют. Когда ему было девятнадцать, он, страстно влюбленный в девушку, посватался к ней, но получил отказ. Этот момент стал поворотным в его судьбе: Адольф решает пойти в армию, но затем оставляет службу. Его возлюбленная теперь мерещится ему повсюду. В двадцать пять Адольфа сажают в тюрьму за домогательство. Когда, он выйдет на свободу, то всего через четыре года, за совершение аналогичного поступка его признают умалишенным и отправят в психиатрическую лечебницу, где он и проведет свои следующие тридцать пять лет жизни вплоть до самой смерти.

Первые десять лет нахождения там он был агрессивен из-за своих галлюцинаций и пребывал изолированно от остальных пациентов. Но затем неожиданно начал делать рисунки на газетных листах. Потом взялся за свою автобиографию объемом более двадцати пяти тысяч страниц, которую сопроводил тремя тысячами иллюстраций, стихами, нотами. Если сложить все эти страницы, а это, между прочим, 45 томов, то автобиография возвышалась на целых два с половиной метра. О чём мог писать Вёльфли, если почти всю свою жизнь ему пришлось провести в казенных домах: сперва в приюте, затем в тюрьме и, наконец, в больнице для душевно больных? Он фантазировал, придумывал несуществующие факты своей биографии, заполняя страницы описанием «нормальной» жизни, которой фактически был лишен. Там было много и фантастического, — например, страны, которые никогда не существовали, а начиналась автобиография Вёльфли с описания тяжелой экспедиции Дуфи (его детского прозвище) и по ходу действия перерастала в рассказ о конце света, который наступит из-за космической войны.

арт брют арт брют

Адольф Вёльфли оставил после себя более тридцати тысяч картин и рисунков, им свойственна невероятная детализация и геометрическая пропорциональность. Если внимательно вглядеться в картины, то можно заметить, что они напоминают индийскую альпону или мандалы индейцев Навахо. Художник своим изменённым сознанием был способен проникать в те тонкие сферы и подключаться к таким каналам мироздания, которые были доступны только просветленным. Перед самой смертью Вёльфли сокрушался, что ему не хватило времени завершить свою впечатляющую автобиографию. После его смерти художественное наследие Вёльфли осталось в музее клиники Вальдау. А своей популярности он обязан Жану Дюбюффе, который организовал в 1948 году арт брют выставку и экспонировал несколько работ швейцарца.

арт брют


Жозеф Фердинан ШевальАрт брют в архитектуре встречается намного реже, чем в живописи. И самым известным архитектором этого направления является Жозеф Фердинан Шеваль или как его ещё называют, почтальон Шеваль. Он был обычным деревенским парнем, не сумасшедшим, работал почтальоном был женат, имел детей. Но всегда мечтал о собственном замке. Но как воплотить мечту, если ты простой почтальон? На идею о строительстве его навел обычный камень, о который он спотыкнулся на своём велосипеде. Он поднял камень, пригляделся, ему понравилась его форма. Так родилась мысль собирать на тележке необычные камни – это продолжалось двадцать лет. Собрав достаточно подобного стройматериала, ведь на «нормальный» у него просто не было средств. Шеваль взялся за строительство. Одержимый своей мечтой о собственном замке он работал без перерыва и днем и даже ночью при свете керосинки. Так за тридцать три года он воздвиг настоящий Идеальный дворец с усыпальницей для себя и своей жены. За несколько лет до смерти Шеваль стал известен благодаря интересу к нему Пабло Пикассо; дворец быстро стал достопримечательностью, притягивающей туристов со всего мира. Позже правительством Шарля де Голя это необычное сооружение было признано памятником истории и культуры.

арт брют


Мирослав ТихийСамым, пожалуй, известным арт брют фотографом является чешский фотохудожник Мирослав Тихий. Родился в довольно уважаемой семье: он был единственным сыном закройщика мужского платья, а мать была дочерью сельского старосты. В юности увлекся живописью, поступил в гимназию на подготовительный факультет Пражской Академии изобразительных искусств к известному чешскому импрессионисту Яну Желибскому. Тихий учился хорошо, подавал надежды. Но вскоре начались гонения на преподавательский состав, студентам запрещалось писать обнаженную натуру, поскольку она уводила в сторону от построения социализма, возводящего на пьедесталы рабочих в спецовках. Тихий после этого бросил академию, изолировался от друзей. Позже его забрали в армию. После окончания службы, он попал в тюрьму из-за сопротивления режиму на целых восемь лет, затем был переведен в психиатрическую больницу. А потом началась хрущевская оттепель, он вернулся в родительский дом и стал интенсивно заниматься живописью. В 60-е годы он перестает уделять внимание своей внешности: не стрижет волосы, отпускает бороду, носит старую одежду, которую чинит прямо на себе, подвернувшейся под руку проволокой. Так в пальто, которое сшил его отец портной, он проходил всю свою жизнь. В 1972 году его дом национализировали, картины Тихого полиция выбросила на улицу. Он снимает комнату, где живет вместе с мышами. «Мыши – это мои сестры. Убивать их в мышеловках я не могу и хочу быть похоронен рядом с ними», — говорил Мирослав.

арт брют арт брют

Потеряв интерес к живописи, Тихий решает заняться фотографией: «Картины были написаны, рисунки нарисованы. Что мне оставалось делать? Я искал что-то другое. И благодаря фотографии я нашел новое, целый новый мир». Свой фотоаппарат Тихий собрал вручную из разного мусора: металлических пластин, картона и линз от найденных им очков. «Главное – это иметь плохой фотоаппарат. Если хочешь стать знаменитым – то делай свое дело плохо, хуже всех на свете. Красивое, пригожее, выпестованное – это уже никого не интересует», — заявлял Мирослав. Объектом его съемок всегда были женщины. Он выходил рано утором, бродил по улочкам родного города, пряча свой фотоаппарат под свитером, и незаметно, без предварительной фокусировки фотографировал дам. За день он делал около сотни снимков. Полиция неоднократно арестовывала его, но всегда отпускала, ничего нарушающего закон Тихий не совершал. Проявлял свои работы художник тоже сам.

арт брют арт брют

Глядя на работы Тихого, ремесленник скажет, что это никуда не годится (негативы  недодержаны или передержаны, поцарапаны, напечатаны на бумаге, которую он плохо обрезал),  но гений поймет, что перед ним удивительные снимки. За жестоким обращением с собой, сперва протестом против идеала нового социалистического человека, гладковыбритого аккуратного рабочего, последовал жесткий нонконформизм, полный отказ от благ, которые может предоставить цивилизация, освобождение от навязанных эстетических и идеологических рамок, коллективных правил и норм, — весь этот невероятный внутренний аскетизм позволял художнику чувствовать удачный момент и фиксировать его, «успевая поймать ласточку в полёте», создавать женские образы полные естественности, подлинного эротизма и внутреннего света. Его работами заинтересовался Роман Баксбаум в конце 1990-х, вскоре к Мирославу Тихому приходит сперва европейская, а затем и мировая известность.

арт брют арт брют


Kulick.Magazine — журнал про культуру и искусство. А искусство бывает очень многогранным…