Американская мечта. Как продать сценарий в Голливуд

Американская мечта Как продать сценарий в ГолливудАвтор статьи: Екатерина Афанасьева

Этот вопрос чаще всего задается юными сценаристами наравне с другим популярным вопросом: «Я написал первый параграф первого в жизни сценария, подскажите, как его продать, а лучше дайте телефон Спилберга и сразу мобильный, чтобы я ему напрямую позвонил». К сожалению, часто такого масштаба амбиции не оправдывают себя.

Для Голливуда мечтает писать каждый. И в крупные продюсерские компании не пробиться в основном по этой причине — их почту заваливают миллионами сценариев. Поэтому в Америке придумали хитрый барьер — сценарные агентства, которые являются связующим звеном между сценаристами, продюсерами и режиссерами. Васе с порога нельзя прийти и сказать: «Здрасьте, я готов стать сценаристом, купите меня». Забавно, что «Как писать в Голливуд» чаще всего спрашивают именно «Васи с порога», которые еще даже не написали первый сценарий, но уже наметили себе тропку к вершинам сценарного Олимпа. Это начинающие сценаристы, не понимающие сложности выбранной ими профессии. Люди, которые уже пообтерлись и знакомы со сценарным рынком, понимают, насколько сложно даже просто продать сценарий, не говоря уже о продаже за рубеж, и смотрят на жизнь без розовых очков.

Тем не менее, если есть запал и силы в сочетании с трезвым взглядом на свои возможности, то попробовать стоит. Сценаристам, которые имеют амбиции насчет иностранных продюсерских компаний, стоит задать себе конкретные вопросы и дать на них максимально честные ответы. К примеру: если вы не знаете, насколько коммерчески состоятелен продукт, который вы предлагаете, если у вас нет ни одного успешного проекта в России, почему в другой стране должно что-то получиться? Условия рынка в США более жесткие. Американцы привыкли работать на результат. Это страна перфекционистов. Необходимо быть готовым к творческой гонке, которая имеет более жесткие условия для ее участников, нежели чем в России.

Прежде необходимо поставить грамотно цель. Не «как продать сценарий в Голливуд», а «как писать сценарии для Голливуда». В первом случае формулировка вопроса показывает человека, который ждет подарков судьбы. Во втором — того, который ищет выхода на новую ступень мастерства в своей профессии. Не ищет одномоментной славы, а трудится, чтобы развиваться и идти дальше.

Готов ли сценарист полноценно работать на английском языке? Если он в школе получал тройки по иностранному языку, если он не способен посмотреть даже молодежную комедию на инглише — о чем речь? Если сценарист уверен в гениальность сценария на 130 процентов, можно прибегнуть к помощи переводчиков. Но как он потом планирует общаться с продюсерами? Чтобы подкрепить свою уверенность, попробуйте для начала продать сценарий в родную, русскую кинокомпанию. Почтовые адреса доступны любому в интернете. Если по ответному письму вы поймете, что кинокомпания серьезно заинтересована в съемках фильма по вашему сценарию и готова заключить с вами договор, попробуйте перевести и продать этот сценарий в Голливуд. Но неужели в этом случае патриотизм не будет щемить в душе? Ведь много приятнее ехать за Оскаром как представитель своей страны, нежели чем как иностранный сценарист не того и не другого поля — птичка перелетная.

Что касается перевода, то очень советую переводить самостоятельно, а еще лучше — сразу писать на английском. Только сценарист понимает, что он хочет сказать зрителю. Начните с малого — учите язык. Хотя бы для того, чтобы договориться с агентом или с представителями кинокомпаний. Если озвучить горькую правду — никому вы не сдались. Есть огромное количество сценаристов из Америки и других стран, которые присылают достойные сценарии пачками — и их не берут. А они прекрасно знают английский.

Язык — это основа для профессий, которые работают с помощью слова. Сценарист, или писатель, журналист, копирайтер, поэт — это те, для кого язык имеет первоочередное значение. Лексический запас, грамотность, слог. Даже если к сценаристу меньше требований, чем к писателю, все равно язык играет огромную роль. Начните учить язык сегодня, для того, чтобы через десять лет получить первый Оскар. Читайте сценарии, смотрите фильмы на английском. Хорошо для начала подходят мультфильмы Диснея, их легко досмотреть до конца, даже если не все понимаешь.

Далее — найдите организацию либо биржу сценариев, где можно получить первый заказ. Не выполняйте бесплатные заказы. В Америке все уже давно поставлено на рельсы, и если у нас режиссер может не иметь средств для съемки фильма, то там талантливый человек нищим быть не может. Вообще, к слову сказать, миф о голодном художнике давно в прошлом. Зарабатывать с помощью творчества реально, если иметь голову на плечах и упорно трудиться. Но вернемся к сценариям. Если человек предлагает написать сценарий бесплатно — это ноль на нуле. Согласитесь хотя бы на минимальную оплату, пусть даже десять долларов. Помните свою первую зарплату? Это чувство гордости за первые деньги мы несем через всю жизнь. Даже доллар за ваш сценарий существенно поможет, если вы хотите стать голливудским сценаристом. Это важно для мотивации и для портфолио в том числе.
Если есть портфолио на русском языке, не переводите его на английский — не повторяйте моих ошибок. Наши русские сериалы непонятны американскому продюсеру. Даже сериалы по франшизе переписываются под русский менталитет. Ваши остроты, гениальные штуки, вкусные диалоги потерпят крах в глазах американца. Создавайте свое портфолио заново на англоязычном рынке. К слову сказать, если у вас совсем не получается найти первый проект в Америке, даю подсказку — индусы более лояльны к качеству английского языка и к сценаристам других национальностей. Главное — пишите на английском.

После выполнения первого заказа не расслабляйтесь. Каждый следующий должен быть крупнее. Найдите студии, которые не так недоступны для сценаристов, как Paramount или Монолит. Главное — чтобы вы получили в работу полный метр на английском языке. Идите в студию с тремя-четырьмя проектами в портфолио и синопсисом. Писать «Я готов и о Красной шапочке, и о Волке, и о Бабушке, и об охотниках, и обо всем, о чем только пожелаете» не нужно. Такие письма отправляются в мусорную корзину. Придумать идею — обязанность сценариста. Вам никто не скажет: «Замечательно, что вы написали, мы как раз только вас и ждали». Сразу — с идеями и синопсисами, рассчитанными на американского зрителя. Если синопсис понравится продюсерам, скорее всего, вы подпишете контракт. Можете обратиться с этим вопросом к международному юристу, но, если ваш английский на должном уровне, достаточно просто внимательно ознакомиться с пунктами договора. Все американские контракты не так сложны в понимании, нет тяжеловесного бюрократического языка, который встречается в русских договорах. Вопрос оплаты решается в индивидуальном порядке.

Потом, когда сделаете несколько проектов, когда вы поймете, что вы на этом рынке востребованы, что вы нужны американскому зрителю, можно начать копить деньги на сценарного агента и писать сценарий, который, возможно, заинтересует кого-то из американских продюсеров. Сценарный агент занимается продвижением вашего уже готового сценария. Крупное агентство может снять трейлер, чтобы показать на питчинге — презентации сценария продюсерам. Сценарному агенту необходимо заплатить за продвижение сценария. По российским меркам — крупная сумма, равная в некоторых городах стоимости квартиры. В очередной раз это доказывает, что американцев отличает жесткий коммерческий подход, даже в сфере творчества.

Самое главное — верить в свои силы, не лебезить, не лицедействовать. Показывать то, что вы умеете. Без хвастовства, но и без умаления своих достоинств. Многие считают, что от связей зависит успех. Это не так. На рынке труда вы подаете свои услуги, в данном случае сценариста. Если товар некачественный, никто не будет смотреть на упаковку и рекламу. Если вы талант — вас поймают на удочку удачи почти мгновенно. Нехватка хороших сценаристов просто невероятна — все дороги открыты. Не бойтесь преград. Если вы талантливы, если вы чего-то стоите — вы добьетесь чего угодно.