alko2

Алкоголизм в американской литературе

Кто-то пьет, чтобы убежать от себя настоящего. Кто-то заливает алкоголем проблемы. И большинство, как правило, начинают употреблять спиртное вовсе не от хорошей жизни. Тема алкоголизма, пожалуй, неисчерпаема не только в СМИ. Многократно внедрена и в литературу различными авторами, а некоторыми из них — и в свою собственную жизнь. Kulick.Magazine рассмотрит типы и типажи алкоголиков в американской литературе.


Свободный автор: Саша Храмова


Тип первый: Жертва обстоятельств

В романе «Лунная долина» известного писателя Джека Лондона алкоголь стал «невидимой рукой», решившей судьбы двух молодых людей из рабочей среды: возлюбленных Билла и Саксон. Сюжетная линия рисует нам занятную картину. Жизнь литературных героев складывалась прекрасно, пока не началась забастовка рабочих. К тому же времени Саксон теряет ребенка, и Билл начинает выпивать. Пьет он не ради удовольствия, а ради побега от неожиданных и серьезных жизненных трудностей, что отчасти характеризует его как слабую личность. После очередной пьянки садится в тюрьму за избиение человека, и для Саксон начинаются темные времена выживания. К счастью, повесть заканчивается хэппи-эндом. Однако все мы знаем: чаще всего такие истории в реальной жизни имеют печальный финал.

Что же касается самого писателя, то нужно заметить, он и сам был отъявленным пьяницей. Его алкогольные мемуары «Джон Ячменное зерно» вполне заслуженно входят в список рекомендованной литературы в сообществе Анонимных алкоголиков. Как известно, Джек Лондон попробовал пиво в пятилетнем возрасте, а к четырнадцати годам ему ничего не стоило перещеголять взрослого моряка по количеству выпитого. Позже, по собственному признанию, писатель выпивал в день по кварте (чуть больше литра) виски. Отметим, что герои названного выше произведения не являются типичными. Оно выпало на период угасания творчества Лондона, в котором тот романтизировал образ смелого, мужественного, но сильно закладывающего за воротник американского писателя. Любовь к приключениям и бесшабашность отлично дополняли картину.

Тип второй: Образ жизни

Сквозной герой книг Чарльза Буковски, которого часто ошибочно причисляют к битникам, — Генри Чинаски — настоящее олицетворение своего создателя. Хэнк (чаще всего именно так Генри называют другие герои) появляется в романах «Почтамт», «Фактотум», «Женщины», «Хлеб с ветчиной», в сборниках рассказов «Истории обыкновенного безумия» и других. Он не богат и не больно хорош собой, но женщины почему-то предпочитают его компанию другим, а лучшая компания для Хэнка — это он сам и бутылка вина. Он не страдает алкоголизмом, а наслаждается им. Представьте Хэнка без бутылки, и это будет уже не Хэнк. Ну, а вы, вероятно, не захотите более читать о его похождениях. Этого героя давно приняли и полюбили с его пристрастием к спиртному.

Справедливо будет отметить, что другим Генри Чинаски и не мог быть, ведь биография персонажа основана на собственной жизни писателя, а характер полностью списан с него самого: алкоголик по жизни и убеждениям, социофоб, страстный любитель женщин. Его произведения написаны грубым, спускающим с небес на землю языком. Здесь есть место циничным высказываниям и нецензурной лексике. Однако читая между строк, можно разглядеть тонкую душевную организацию и способность сопереживать. Отсюда ясно: то, что обыкновенно отталкивающе, не всегда бывает таковым.

Тип третий: Побежденный

Эдгар Аллан По наиболее известен как автор страшных и мистических рассказов. Среди них есть один, который ведется от имени алкоголика — «Черный кот». Главный герой страдает от приступов безумного гнева, обрушивающегося на него после принятия горячительных напитков. Некогда большой любитель животных, он вешает своего любимого кота, а позже убивает и жену — разумеется, ничего не соображая в припадке бешенства. За каждым его преступлением следует зловещее явление, заставляющее героя страдать: то дом сгорит, то пятно на груди нового питомца приобретает очертания силуэта убиенного кота на виселице. В каждом его убийстве уже таится дух возмездия. Приходится усомниться в адекватности героя: тот в итоге даже не замечает, что живой кот оказывается замурованным в стену вместе с трупом жены. В самом мягком человеке может таиться страшная жестокость, и демон, захвативший душу героя, — алкоголизм — становится движущей силой. Это мрачное произведение показывает, как пагубно может быть влияние алкоголя на психику человека.

Жизнь самого Эдгара По складывалась по образцу классического, скатывающегося все ниже и ниже, пьяницы. Одного стакана обычно хватало, чтобы писатель погрузился в алкогольный дурман. Виной тому были субтильное телосложение и болезненность. Короткая жизнь писателя была сущим кошмаром, его преследовали нищета и лишения. Эдгар По осиротел в трехлетнем возрасте, был взят на воспитание зажиточной парой Джоном и Фрэнсис Алланами, а затем выгнан из дома за несоответствие представлениям Джона о достойном воспитаннике. Все школьные годы мальчик провел за подсчетом годов жизни на надгробиях: Алланы отдали его в частную школу, которая была слишком бедна, чтобы закупить учебники, поэтому занятия решено было проводить прямо на кладбище. Это не прошло бесследно: писатель всю жизнь боялся темноты. Возможно, отсутствие любви в жизни маленького Эдгара сделало его уязвимым и неподготовленным к трудностям, что и стало причиной его запоев, которые не прекращались вплоть до конца его дней и стали причиной ранней смерти.

Теперь же отметим сходства. Отношения героя «Черного кота» с алкоголем очень похожи на те, что имели место в жизни самого Эдгара По. Чарльз Буковски – вообще пишет о своем же альтер-эго. А касательно Джека Лондона, то идея, приверженцем которой он был во всем своем творчестве, в «Лунной долине» вдруг оступается. Возникает образ «спокойной жизни», за которую борются герои, и которой изредка искал, вероятно, и сам писатель.

Человек, безусловно, существо разумное, но зачастую не может вовремя остановиться ввиду преобладания у многих людей страстей над разумом. Чего же тогда упрекать творческую личность утонченной души великого писателя? Их книги влияли и будут влиять на умы и сердца читателей всей планеты, и пристрастие к алкоголю вовсе этому не мешает. А может, и помогает… Только кого воспитала рожденная таким образом литература?


Kulick.Magazine — мы не пропагандируем алкоголь! Мы — журнал про культуру и искусство!