Орелович Алексей

Алексей Орелович: «Я сам сочиняю музыку, потому что мне не хватает той, которая есть»

В музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме выступит замечательный пианист и композитор Алексей Орелович. Перед концертом Алексей рассказал Kulick.Magazine об импровизации, о том, чем плох академизм и как играет хороший музыкант.


Свободный автор: Полина Родзевич
Фотограф: Юлия Тисленок


Вы помните момент, когда Вы решили заниматься музыкой?

Это было с самого детства. Я подходил к фортепиано, нажимал какие-то звуки. Целенаправленно начал заниматься в шестом классе — я пошел в музыкальную школу. До этого меня папа пытался учить. Он у меня музыкант.

А где Вы обучались? Нравилось ли Вам это? И были ли моменты, когда хотелось забросить?

Не то, чтобы хотелось, — а даже забрасывал. На профессию музыканта я не учился сознательно, потому что у меня всегда было определенное эмоциональное отторжение к академическому музыкальному образованию. Хотя начальное образование у меня очень хорошее – музыкальная школа имени Римского-Корсакова на Думской. Я с удовольствием учился там 5 лет в у прекрасного преподавателя Вячеслава Попова, который мне очень многое открыл и дал мне необходимую музыканту свободу. Однако, я всегда хотел играть что-то своё. Мне было непонятно, зачем играть что-то чужое как основное занятие? Для меня это было не очень интересно… Когда я учился в музыкальной школе, то решил организовывать свою группу. Это было классе в девятом (обычной школы); я был уже достаточно музыкально подкован, назрело желание собрать музыкальный коллектив. И мне, как лидеру группы, понадобилось что-то говорить музыкантам, обучать, доносить мысли. И я пытался это делать согласно тому, как учили меня в музыкальной школе. Тогда я понял, что тот образ мысли, который дает академическое образование, абсолютно неприменим, когда ты хочешь делать что-то своё. Поэтому о поступлении в училище и мысли не возникало. В училище уже идёт узкая специализация на музыкальную индустрию, там готовят претендентов на рабочие места. А эти места меня никогда не влекли.
Алексей Орелович

А кому Вы сейчас преподаете и есть ли у Вас какая-то своя методика?

У меня своя методика, потому что большую часть того, что я умею — освоил сам. Я работаю в Институте Культуры. Там я веду предметы, связанные с техническими сторонами создания музыки. Это знания, в которых нуждаются аранжировщики и композиторы, работающие с компьютерами и звуковым оборудованием.  Также преподаю музыкальную акустику, занимаюсь с учениками игрой на фортепиано. Я вижу, что они делают успехи.

Кто был Вашим наставником на пути к успеху?

Ну насчет своего успеха… я не знаю (смеется). У меня очень много наставников. В том смысле, что есть чему поучиться у многих. Специально и последовательно после музыкальной школы меня никто не наставлял. Я просто обращаю внимание на разных людей, что они говорят, что они думают, как они поступают, и, если это полезно для меня, пытаюсь это перенимать. Я значительно ориентируюсь на мнение папы. И, даже если наши мнения не совпадают, его мнение значит много.
Алексей орелович пианино

А как Вам удается охватывать большой диапазон музыкальных жанров?

По-видимому, мне не была передана никакая музыкальная традиция, а я подошел к этому снаружи, извне. Я выбираю всё исключительно по своему вкусу и по своей надобности. А вкус непредвзятого человека может обратиться к чему угодно. В своей музыке я пытаюсь использовать максимум выразительных средств. А сильные краски есть в любом жанре, и я ими не пренебрегаю.
интервью с ореловичем

А предпочтения какие у Вас в музыке?

Сейчас… Вы знаете, у меня есть собственный афоризм на эту тему: я сам сочиняю музыку, потому что мне не хватает музыки, которая есть. Самое легкое удовлетворение музыкальной жажды – это играть музыку самому. И она каждый раз новая. Поэтому я все время импровизирую, и получается –  что хочешь слышать, то и звучит.

А как Вам это удается? То есть в какую секунду до нажатия клавиши Вы понимаете, что хотите извлечь именно этот звук?

Это такой вопрос вечный, не знаю, можно ли на него ответить… Невозможно думать о каждой отдельной клавише. Просто должна быть привычка нажимать на клавиши, и с их помощью этого выражать мысли. Ведь когда вы начинаете говорить, не думаете, какую голосовую связку напрячь. Что такое хороший музыкант? Это музыкант, который умеет хорошо пользоваться инструментом: он может использовать свой рояль, как вы умеете использовать свой голос при разговоре. Должна быть привычка управлять роялем. То есть нужно уметь формулировать внутри своего разума желание и высказывать его на рояле. Как Вы подумали и сказали, так хороший музыкант подумал и сыграл.

Какие места в Петербурге Вас вдохновляют? Где Вы предпочитаете сочинять?

В основном я сочиняю дома. Я, слава Богу, живу в центре. Я очень люблю весь центр, он у нас большой. Но больше всего люблю места, где живу, вокруг своего дома.


P.S. Опросник Марселя Пруста


  • Какие добродетели Вы цените больше всего?
    Так все (смеется).
  • Качества, которые Вы больше всего цените в женщине?
    Все хорошие женские качества.
  • Качества, которые Вы больше всего цените в мужчине?
    То же. Нужно, чтобы все было хорошо. Я не могу выделить что-то отдельное. А если я выделю что-то отдельное, будет повод подумать, что у меня этого нет (смеется).
  • Ваша главная черта?
    Стремление к осмысленности своих действий.
  • Ваша идея о счастье?
    Когда ты достигаешь любой важной цели.
  • Ваша идея о несчастье?
    Когда не достигаешь её.
  • Если не собой, то каким бы литературным персонажем Вам хотелось бы быть?
    Нет. Я бы не хотел встать ни на чье место.
  • Если бы Вам сказали сейчас, что вам осталось жить шесть месяцев, какая первая мысль возникла бы в Вашей голове?
    Надо жениться (смеется).

Kulick Magazine — журнал про культуру и искусство. Смотрите больше наших практических видеочитайте интервью и, конечно же, импровизируйте!