акционизм

Почему политические и социальные акции становятся искусством?

«Нужно просто подходить к произведениям искусства непредвзято, освободиться от конвенциональных представлений об искусстве и «неискусстве», настроиться на диалог, на восприятие художественного послания автора». Представляем вам наш материал о современном искусстве акционизма!


Свободный автор: Алиса Николаева


Современное искусство настолько многогранно и многолико, что порой мы даже не догадываемся, что то или иное действие, тот или иной процесс широко обсуждается в обществе в роли произведения искусства.

Что было раньше?

Человек видел чудесный пейзаж на холсте, мускулистого Давида из мрамора, храм, усыпанный рельефами, слышал фуги Баха и сонаты Бетховена и знал, что это искусство. Почему? Потому что всё это есть творчество, это прекрасно, это знакомит нас с историей, воспитывает, вдохновляет. Наслаждаясь творчеством гениев человек абстрагировался от бытового, позволяя себе прикоснуться к возвышенному, прикоснуться к тому, что за гранью наших чувств. Да, безусловно, в искусстве всегда был миф, всегда была религия, всегда была жизнь обычного человека. Но все эти составляющие не затмевали своей идеей и сутью то прекрасное, которое будоражило душу человека. Искусство было ключом к миру прекрасного. Но развивающийся мир меняет направление мысли человека, что в свою очередь сказывается и на искусстве.


Что стало потом?

Человек перенасытился красотой вокруг и стал искать красоту внутри себя. Идея вышла на первый план в искусстве. Концепт начал играть роль намного более значимую, чем видимая нами форма, наполненная приятным взгляду и сердцу содержанием. А что есть идея? Она не может находиться в статичном состоянии. Она априори динамична, она хочет кричать о себе, хочет развиваться и быть понятой. Именно поэтому современное искусство в начале XX в. прошло стадию абстракционизма, концептуализма, дадаизма и ещё многих-многих «-измов». Идея искала себя. И, кстати, находила во всех этих модусах. Но дальше человек стал выходить ещё больше за границы чувственного познания мира, он стал мыслить рационально, стал анализировать и критиковать, высказывать свою точку зрения.


Что есть сейчас?

Человек заявляет о своем мнении самыми разными способами. Он подходит к своему заявлению творчески. А о чем он заявляет? Он высказывается о том, что его не устраивает: о неискренности между людьми, о коррупции в государстве, о жестокости закона, об ущемлении прав личности, о глобальных проблемах всего человечества: от войн до экологического коллапса. Искусство вовлечено в эти проблемы, порождая такие направления как акционизм и перформанс, которые стирают грань между творческой деятельностью и грубой действительностью. Цель акции — провокация, обнажение истины, сообщение, вызов конформизму.


Откуда появился акционизм?

Куратор ММОМА Наталья Тамручи считает, «это явление существовало всегда, поэтому нельзя сказать, что акционизм родился в конкретное время. Поджог Рима — разве это не акция? Акционизм родился раньше, чем театр, если уж на то пошло, он предшествовал театру.» Тем не менее особое значение акционизм приобретает с 60 гг. XX в., когда динамичность мира наталкивает художников на новые, необычные способы творчества.


Главные герои акционизма

Работы одного из родоначальников акционизма Йозефа Бойса (1921-1986) открыли зрителям глаза на новый мир и не оставляют равнодушными многих наших современников по сей день. Наиболее необычное творение — «Я люблю Америку, Америка любит меня», в которой Бойс знакомится с первобытной, свободной от пагубной цивилизации Америкой, символом которой является койот. Ещё в самолете, перед прилетом в Нью-Йорк, немецкий художник окутался войлоком, на носилках его перенесли в машину скорой помощи и доставили в галерею, где была оборудована специальная комната, в которой находился живой койот. Там Бойс провел три дня, общаясь с животным. Он провоцировал койота, тот нападал, рвал войлок, но Бойс пытался создать чувство единения со зверем. В конце третьего дня животное привыкло, художник обнял койота, лег на носилки и уехал в аэропорт таким же образом, что и прибыл в галерею, так и не ступив на землю «цивилизованной» Америки. Таким был протест современному миру у Йозефа Бойса.

акционизм

Марина Абрамович, эпатажная художница, которую прозвали «бабушкой искусства перформанса», обращается к более глобальным проблемам всего человечества: пределы тела и возможности ума, место человека в истории, парадоксы войны, социальные отношения и т.д. Её работы исследовали отношения между человеком и миром во всей своей полноте. Большую известность получил ее перформанс «Балканское барокко». На фоне фигур родителей Марины в натуральную величину, символизирующих военное поколение, лежала огромная гора говяжьих костей с остатками мяса и крови и стоял таз с водой. Марина Абрамович сидела на этой куче костей и отмывала их от крови. Марина восседала на этих костях по шесть часов в сутки в течение четырех дней. Основная идея заключалась в том, что невозможно смыть позор войны, как и невозможно смыть кровь со своих рук. Вот какой вызов делают художники, но зачастую этот вызов является лишь монологом: ни общество, ни государство не реагируют на сообщение художника, который хочет быть услышан.

акционизм

Еще одна современная художница, исследующая проблемы человечества, которая к тому же является успешным дизайнером, Барбара Крюгер, делает акцент на взаимоотношениях в обществе. Сама Барбара Крюгер говорит, что её постоянный сюжет — это власть и то, как формируется и форматируется общественное мнение, то как формируется и форматируется наше сознание. Язык, который она для этого использует — это язык плаката. С 1989 года Барбара очень успешно внедряет свои работы, свои образы в жизнь, где по идее и должно быть место плакату. Один из самых знаменитых постеров: «Ваше тело — это поле битвы» — феминистский слоган, сделанный для женской демонстрации, для женского марша на Вашингтон (1973) в поддержку легальности абортов, в поддержку того, что женщина сама имеет право распоряжаться своим телом. Данная проблема не потеряла своей актуальности и сегодня, а значит, такие акции продолжают жить рядом с нами на протяжении долгого времени. В этих идеях мы находим характеристики любого подлинного искусства: оно вневременно и самоценно.

акционизм


Акционисты в современной России

Современные деятели искусства очень яро продолжают развивать идеи акционистов прошлого века. Художники более радикально высказываются о проблемах мира, в котором живут. Арт-группа «Бомбилы», например, получила известность как раз благодаря ряду таких скандальных акций в Москве. Один из протестов носил название «Белая линия» (2007) и говорил о том, что центр зла сконцентрирован внутри Садового кольца Москвы. Следуя заветам Н.В.Гоголя, было решено действовать по схеме «Вий» — очертить зону зла меловым кругом, тем самым возвести незримую магическую стену, что и сделали активисты.

акционизм

Именно скандальность таких акций приводит к  появлению большого количества мнений о роли искусства. Многие не соглашаются с отождествлением подобных политических и социальных акций с искусством. Современники часто не в силах распознать современное искусство, потому что оно сильно отличается от их представлений, каким оно должно быть. Например, сейчас идут горячие дискуссии на  тему перформансов современного российского акциониста Петра Павленского, которые вызывают широкий общественный резонанс как в России, так и за рубежом. Здесь можно упомянуть художественную акцию «Угроза» (2015), которая заключалась в поджоге главного здания ФСБ, от которой, по словам художника, и исходит угроза обществу. А также перформанс «Туша» (2013), в котором Павленский разделся донага, обмотался колючей проволокой и лег на асфальт. Сторонники Павленского заявили, что  «акция символизирует существование человека в репрессивной законодательной системе, где любое движение вызывает жестокую реакцию закона, впивающегося в тело индивида». Это разговор о животной покорности человека во власти государственной машины, это глас художника, глас гражданина. Многие считают Петра сумасшедшим, но кандидат искусстововедения и куратор ГЦСИ Дарья Пыркина дает нам такой совет: «Нужно просто подходить к произведениям искусства непредвзято, освободиться от конвенциональных представлений об искусстве и «неискусстве», настроиться на диалог, на восприятие художественного послания автора».

акционизм


Что будет?

Это зависит от того, какое направление духовного развития выберет человечество. Пока оно будет множить проблемы, искусство будет искать новые способы указать на них. С середины столетия регулярно появляются художественные манифесты и декларации (в частности, «Белый манифест» Л.Фонтана, призывы композитора Д.Кейджа), в которых обосновывается необходимость искать новые художественные пути  в соответствие с новыми жизненными условиями и вызовами. Энциклопедия Британника дает следующее определение искусства: «Использование мастерства или воображения для создания эстетических объектов, обстановки или действия, которые могут быть разделены с окружающими». Таким образом, для искусства все реакции равны по модулю: неважно вызывает оно у вас страх и брезгливость или же заставляет восторгаться днями напролет. Если вы неравнодушны, значит акция удалась.

Почему некоторые политические и социальные акции приобретают статус произведений искусства?

История перешла в новую непонятную нам фазу. И теперь сквозь нее мы пытаемся понять себя. За эпатажем и скандальностью скрываются весьма философские концепты, которые получают развитие в тех художественных формах, которые соответствуют уровню интеллектуального, нравственного и эстетического развития общества. Искусство спускается к повседневности, освобождается от излишней идеализации человека, чтобы не только пробудить чувства, но и взбудоражить мысли. Именно поэтому социум и политика переплетаются со сферой искусства.

И напоследок стоит обратиться к гегелевскому определению искусства, чтобы лучше разобраться в том, что можно отождествлять с ним: «Искусство — это не просто подражание, выражение чувств, это продолжение жизни и сфера свободного самопознания духа». Итак, можем ли мы теперь называть политические и социальные акции, которые используют новые художественные приемы и пробуждают в нас самые разные эмоции, искусством? Что думаете?


Kulick.Magazine — журнал про культуру и искусство.