Kulick.Magazine, Федерико Феллини, Италия, кино, Аврора

«8 ½». История по мотивам жизни Федерико Феллини

До начала ретроспективы «Шедевры Федерико Феллини» в кинотеатре «Аврора» остались считанные дни. Мы в ожидании даром времени не теряем, размышляем о фильме «8 ½».


Свободный автор: Gallina Blanca


Фильм рассказывает нам о внутреннем конфликте человека, основанном на жизни самого Федерико Феллини, который, закрывшись в себе, не противопоставился миру, но искал  способ ухода от него. «8 ½» наглядно показывает нам, как, отстранившись от всего, человек обнаруживает в себе что-то: переживания главного героя о родителях, особенно — о матери, о несоответствии окружающего мира внутренним меркам режиссера. Зрителю становится понятно, что тот ищет для своего искусства и как он устал. Против действительно ценного становится окружающая режиссёра суета, сколь она временами мелочна, малозначительна и пуста. Эти вечные «глубокие» актёры, чьи-то родственники, уточнения по съёмкам, чужие мнения. Герой пытается бежать от этого, находя временное забвение в недалёкой любовнице.

«8 ½» — это история об одиночестве в центре урагана, в жерле вулкана. Наиболее показательная и определяющая открывающая  фильм сцена, а именно сон героя. Он задыхается у толпы на виду, в полной тишине под десятками взглядов. Мы не можем не сочувствовать сквозящему во всех поступках эгоизму растерзываемого художника. Мелочи жизни, всё «постороннее» не просто его отвлекает. Это подобно медленной пытке — всех их слушать. Это подобно аду. Или чистилищу.

С развитием сюжета персонаж раскрывается нам совсем с другой стороны. Есть что-то поистине для него дорогое в избегаемом материальном мире, но он не может совладать с собой и своей природой. В герое открываются для зрителя слабости просто человека, делающие его в чём-то даже уязвимее других людей. Но постепенно становится ясно, что он не способен по-настоящему любить, так как не существует идеального в настоящем, отражений прошлого и нет никакого будущего. Он сам уже никуда не движется, похож на высыхающую реку, на наступающую выжженную пустыню.

И только лишь когда всё рухнуло, когда, перебивая грохот и гвалт, герой признаётся, что ему нечего сказать, наступила тишина. В полной темноте, наконец, оставшись один на один с собой, он увидел себя в этом мире. Освободившись от оков пристальных взглядов, он понимает, сколь важно для него всё, что его окружало, что и есть теперь его жизнь.

Полностью провалившись, герой принимает свою пустоту, что, вероятно, отсылает нас и к внутреннему состоянию самого Феллини, последовавшему за его творческим крахом и восстановлением, ставшими причинами и сюжетом «8 ½».