Kulick.Magazine, лучшие киногерои, кино

50 величайших киногероев всех времен

50 причин остаться дома и приготовиться к кинопросмотру. Бескомпромиссный (читай: абсолютно субъективный) рейтинг самых незабываемых персонажей от киноманов из Flavorwire: Джейсона Бейли, Элисон Настаси, Джуди Берман, Натана Рабина и Шейлы О’Мэлли.


Перевод с английского:  Татьяна Буланова


 50. Черный динамит

ФИЛЬМ: «Черный динамит»
АКТЕР: Майкл Джей Уайт

Комедия обычно рождается из скромности и самоуничижения, из желания маленького человека пожертвовать чувством собственного достоинства и выставить себя дураком ради священного смеха. Черный динамит, звезда одноименной «блэксплойтэйшен»-пародии-оммажа, типичный крутой парень, который, однако — посмей зрители смеяться над ним вместо того, чтобы смело смеяться вместе с ним — мог бы выпрыгнуть на них прямо с телеэкрана и ловким приемом из карате перерезать им глотку. Кинопародии обычно доводят все привычки персонажей до абсурдной степени, и «Черный динамит» поднимает гиперсовершенство целой серии черных мачо типа Шафта на абсолютно новый уровень — безумной безупречности, как у героев комиксов. Черный динамит — это машина разрушения, которой даже не нужно притрагиваться к врагам, чтобы послать их в глубокий нокаут, секс-угроза для всех красоток и детектив с проницательным умом, перед которым меркнут все дедуктивные способности Шерлока Холмса. Другими словами, он — тот, кем воображал себя Руди Рей Мур, когда бросал вызов всему жанру «блэксплойтэйшен» со своим «Долемайтом». А актер Майкл Джей Уайт, который также участвовал в написании сценария, обладает нужной харизмой, чувством юмора и яркой внешностью для воплощения персонажа, который навсегда забил себе место в пантеоне героев «блэксплойтэйшена», как сатирических, так и не очень. (Натан Рабин).

49. Герой Элвис Пресли

ФИЛЬМ: все фильмы с участием Элвиса
АКТЕР: Элвис Пресли

У кино с Элвисом Пресли не слишком много поклонников за пределами круга его фанатов, которые готовы восхищаться каждым его фильмом. Во всех кинокартинах он один и тот же Элвис — будь он певцом-автогонщиком, или певцом-солдатом, или певцом-пляжным-бездельником. Единственный смысл смотреть эти кинокартины — безусловно, дурацкие, с неправдоподобным сюжетом — только в том, чтобы увидеть прекрасного Элвиса. Можно пересчитать по пальцам одной руки звезд, которые добились таких же карьерных высот (допустим, одна в десятилетие), которые столь же яркие и настолько же привлекательные, чтобы одно их появление в кадре оправдывало создание целого фильма. Элвис, кажется, никогда не воспринимал кино как «халтуру»: он всегда уморительно смешон, забавен, он умеет развлечь. Умение развлекать — это утерянное ныне искусство, которое должно поощряться, а не презираться и отвергаться. Фирменные актерские приемчики Элвиса и уникальность его места в индустрии редко бывали оценены по достоинству, поскольку многие видели актерство как способность трансформироваться внешне, менять речь и выжимать из себя водопады слез, если потребуется. Элвис же был актером старой школы, где однажды созданный и популярный у аудитории образ просто продолжал «срабатывать» вновь и вновь. Он единственный в своем роде во многих отношениях, однако герой Элвис Пресли из всех тех глупых кинофильмов заслуживает серьезного рассмотрения: это были гарантированные кинохиты в ту тяжелую для Голливуда эпоху, и не потому, что они были хорошо сняты (зачастую они не были), и не потому, что сюжет в них был захватывающим (зачастую он не был), и не потому даже, что это были отличные голливудские мюзиклы (некоторые из тех песен ужасны), но потому, что в этих фильмах был Он. Здесь и заключается та самая магия кино. (Шейла О’Мэлли).

48. Джейк Шаттлсворт

ФИЛЬМ: «Его игра»
АКТЕР: Дензел Вашингтон

В третьей коллаборации режиссера Спайка Ли и актера Дензела Вашнгтона последний отлично отрабатывает, пожалуй, один из самых сложных на сегодняшний день своих характеров: отец надежды американского баскетбола, выпущенный из тюрьмы, пытается убедить своего сына поступить в губернаторскую альма-матер. Эти, мягко говоря, непростые отношения: Джейк убил мать мальчика — и поведение героя, который проявляет свою человечность безо всякого упрощения в виде жертвенных мотивов, позволяют Вашингтону обыгрывать обе стороны характера: очевидную темную и неожиданную светлую. (Джейсон Бейли).

47. Спецагент Дейл Купер

ФИЛЬМ: «Твин Пикс: Сквозь огонь»
АКТЕР: Кайл Маклахлен


Несмотря на то, что спецагент Дейл Купер Маклахлена здесь уже не вездесущий мудрец-рассказчик, каким он представал в телесериях «Твин Пикс», его присутствие существенно важно для составления картины из разрозненной мозаики фильма «Твин Пикс» — только благодаря ему эти миры и истории увязываются вместе. Режиссер Дэвид Линч вводит в сюжет пару двойников Купера: Криса Айзека в роли агента Честера Дезмонда и Кифера Сазерленда в роли агента Сэма Стенли — однако агент ФБР, имеющий склонность к чертовски хорошей чашечке кофе, вишневому пирогу и мифологии тибетцев и индейцев, всегда остается альтер эго самого Линча — в дополнение к собственному появлению режиссера в кадре в роли шефа ФБП Гордона Коула. Лица разнятся, но отделить вселенную фильма «Твин Пикс» от одноименного телесериала невозможно. И агент Купер — это неизменная путеводная звезда по одной из самых многозначных работ Линча. (Элисон Настаси).

46. Юнис Бёрнс

ФИЛЬМ: «В чем дело, док?»
АКТЕР: Мэдлин Кан

В шумном кинодебюте Мэдлин Кан прорубает себе дорогу на экраны в качестве Юнис Бёрнс в фильме «В чем дело, док?» Питера Богдановича. Раз встретив Юнис, вы никогда ее не забудете. Она — благовоспитанная, но амбициозная невеста Ховарда Баннистера в исполнении Райана О’Нила; она носит накрахмаленное голубое платье, которое стоит колом, и нелепый пышный рыжий парик, а ее голос всегда звучит на грани истерики. Юнис превращается из гордой, с претензиями женщины в ходячую катастрофу, измазанную в креме с торта, вертящую пистолетом у носа незнакомцев и участвующую в безумной автомобильной погоне по улицам Сан-Франциско. Мэдлин Кан играла немало забавных персонажей, но Юнис Бёрнс, ее первая роль, производит самое большое впечатление. В одном из эпизодов, где на великосветском приеме она сталкивается с озадаченным волонтером, который не может найти ее бейдж, Юнис визжит в ярости: «Я не какая-нибудь Юнис Бёрнс, я единственная Юнис Бёрнс!». Так и есть. (Шейла О’Мэлли).

45. Аники Муракава

ФИЛЬМ: «Сонатина»
АКТЕР: Такеши Китано

Такеши Китано, который стал режиссером, сценаристом и актером в своем криминальном кино о якудзах «Сонатина» 1993 года, разрушает традиционные модель поведения и образ антигероев-гангстеров. «Я быстро стреляю, потому что быстро пугаюсь», — это не то откровение, что ты ожидаешь услышать из уст звезды американских блокбастеров. Формально принадлежащий к когорте героев-нигилистов, Муракава в исполнении Китано — это «суровый парень», как характеризует его Ая Кокумай (Миюки), однако его жесткое поведение объясняется его чувствительностью. (Элисон Настаси).

44. Стэнсфилд

ФИЛЬМ: «Леон»
АКТЕР: Гэри Олдмен


Люк Бессон рассказывает историю наемного убийцы, заключенного в клаустрофобическом Нью-Йорке, и стравливает его с коррумпированным и абсолютно безумным агентом департамента по борьбе с наркотиками в исполнении Гэри Олдмена в одной из самых впечатляющих сцен фильма «Леон». Холодная ярость, взрывной характер и эксцентричные неврозы Стэнсфилда делают его «злым гением» этого кино и рождают смущенный смех. Рептилеподобный агент скользит по узкому коридору, заполняя собой всё, будто заявляя нам, что от него никуда не скрыться. Жесты Стэнфилда похожи на дирижирование, когда он расстреливает всё, что попадет в его поле зрения. Эта странная смесь тихой лиричности и неистового буйства доказывает, что он стóящий противник удалившегося от дел киллера Леона. (Элисон Настаси).

43. Девлин

ФИЛЬМ: «Дурная слава»
АКТЕР: Кэри Грант

Девлин — циник-женоненавистник в «Дурной славе» Хичкока — это, возможно, не самая популярная роль Кэри Гранта, но, определенно, это отличная история видавшего виды мужчины-одиночки, который боится самой мысли о возможности любви в его жизни. Любовь оказывается для него как гром среди ясного неба, и он решает убить ее. Грант отважно демонстрирует, что ненависть героя к женщинам рождается из страха («Я всегда боялся женщин. Но я преодолевал этот страх».) и насколько далеко может зайти Девлин в своем желании наказать Алисию (Ингрид Бергман), которая имела несчастье влюбиться в него. Это одна из лучших ролей Гранта, с захватывающим финалом, где Девлин находит утешение в любви, когда его панцирь наконец дает трещину. Этот эпизод не сработал бы, если бы Грант не хотел зайти настолько далеко в темные области души своего героя; и он поражает именно своей эмоциональной жесткостью. (Шейла О’Мэлли).

42. Боб Харрис

ФИЛЬМ: «Трудности перевода»
АКТЕР: Билл Мюррей


Возвращение Билла Мюррея — это самая ценная часть наследия инди-бума 90-х, и в этой изящной комедийной мелодраме 2003 года его сотрудничество со сценаристом и режиссером Софией Копполой породило идеальный образ, сложенный из актера, героя и имиджа. По сути в этом фильме самое завораживающее — это зазор между действием и желаниями героев; это история человека, который теряет самого себя при столкновении с другими людьми; и Харрис, как и Мюррей, это кинозвезда, которая настолько долго была очаровательно забавной в глазах прочих, что уже не может найти «выключатель», снять эту маску. Коппола пристально изучает моменты, когда герой решает найти этот «выключатель» и когда он в итоге решает оставить всё как есть. (Джейсон Бейли).

41. Хашпаппи

ФИЛЬМ: «Звери дикого Юга»
АКТЕР: Кувенжаней Уоллис

Бегающая по островку Бастаб, который постоянно находится под угрозой наводнения, шестилетняя Хашпаппи, маленькая, но удаленькая, полна решимости и упрямства. Она не нуждается в ком-то, кроме себя самой, что хорошо, однако этого кого-то чаще всего попросту и нет рядом. Образ оживает благодаря уже номинировавшейся на Оскар Уоллис, которая создает один из тех характеров, что взяты из самой жизни, а не придуманы кем-то: ее речь, ее манера держать себя и маска храбрости, в которую она облачается, вступая в противоборство со всеми окружающими трудностями (а их немало), составляют то уникальное, искреннее и настоящее, единство образа, которое редко встретишь в кинематографе. (Джейсон Бейли).

40. Дьюи Кокс

ФИЛЬМ: «Взлеты и падения: История Дьюи Кокса»
АКТЕР: Джон К. Райли

Дьюи Кокс – главный герой музыкальной комедии «Взлеты и падения: История Дьюи Кокса» режиссера-сценариста-продюсера Джейка Касдена и продюсера-сценариста Джудда Апатоу – представляет собой единую пародию на всех поп-звезд, засветившихся со своими драматическими биографиями в телесериях «По ту сторону музыки» или в приукрашенных, упрощенных байопиках. Список любовно высмеянных икон включает Боба Дилана и Брайана Уилсона, а также отдельно отсылает к образу великого Джонни Кэша, чей оскароносный байопик 2005 года «Переступить черту» был всё еще свеж в воспоминаниях публики, когда в 2007-м увидели свет «Взлеты и падения». Это один из привычных героев Джудда Апатоу – эмоционально недоразвитый мужчина-ребенок. Джон К. Райли великолепно исполняет роль мальчика-переростка, для которого статус рок-звезды – это возможность воплотить все свои самые глупые капризы. Он плоть от плоти рок-истории, человек, чья карьера напрашивается быть запечатленной как кинопасквиль, и дань невероятному количеству музыкальных трендов и направлений, начиная юным рок-н-ролльным бунтом студии Sun Records и заканчивая непристойным современным хип-хопом. Однако «Взлеты и падения» не стали бы чем-то большим, чем просто остроумный пастиш, если бы не чертовски хлесткие, уморительные и цепляющие шутки и если бы не старания Райли, который вложил всю душу в создание столь нелепого персонажа. Дьюи Кокс во «Взлетах и падениях» – это, конечно, блестящая пародия, но при этом она незаметно заставляет проникнуться бесконечной симпатией к главному герою. Тот, кто видел или слышал финальное выступление Beautiful Ride (с песней, которая берет на себя смелость с глубиной и чувством выразить все перипетии жизни певца в формате нескольких минут) без комка в горле и слез на глазах, сделан из камня, и это явно не о нас. (Натан Рабин).

39. Ланкастер Додд

ФИЛЬМ: «Мастер»
АКТЕР: Филип Сеймур Хоффман


Блестящее появление Хоффмана в драме «Мастер» Пола Томаса Андерсона (2012) в качестве Ланкастера Додда, харизматичного, сложного писателя и лидера культа, со всей очевидностью основано на личности Лафайета Рональда Хаббарда и совершает примечательный подвиг по привлечению симпатии и сочувствия к лжецу и прославленному мошеннику, чья игра затянулась настолько, что пережила его самого на десятилетия. Хоффман привносит в образ ранимость и меланхоличность, которых ему так не хватало; он уделяет равное внимание и ярким моментам – когда Додд очаровывает целый мир и наслаждается невероятной властью, которую ему дал его хитрый ум, и темным минутам – когда маска всевластия спадает, а под ней обнаруживается мучимый демонами и погрязший в сомнениях человек, мания величия которого лишь на время может отодвинуть его терзания на второй план. Дуэт Додда с Фредди Куэллом в исполнении Хоакина Феникса завораживает: они две половинки одного целого, нареченные отец и сын, каждый из которых желает обладать тем, что имеет другой. Эти две заблудшие души существуют в состоянии нездоровой созависимости, пока вселенная и судьба не разлучают их навечно. Что делает характер Додда более трагическим, нежели комическим, так это его искренняя вера в собственные фантастические идеи – Хоффман показывает его как блистательного рассказчика, племенного собственной ложью. (Натан Рабин).

38. А Цзонг

ФИЛЬМ: «Наёмный убийца»
АКТЕР: Чоу Юньфат

Душа и плоть золотого века Гонконга в изображении Джона Ву – грубо говоря, с 1986 года и фильма «Светлое будущее» до 1992 года и фильма «Круто сваренные» – нашли самое яркое свое воплощение в его главном интернациональном кинорелизе 1989 года. А Цзонг в исполнении Чоу Юньфата – высокоэффективный киллер, исповедующий молчаливую нравственность и непростую мужественность, – преследуем собственными грехами, в отчаянии когда-либо искупить их. Этот инородный для американской публики персонаж дает желанный отдых от плоских, однотипных машин-убийц (Сталлоне, Шварцнеггер и т. д.), населявших в ту пору киноэкраны. (Джейсон Бейли).

37. Элиен

ФИЛЬМ: «Отвязные каникулы»
АКТЕР: Джеймс Франко


Это будет большим упрощением – назвать Джеймса Франко «актером», поскольку он равно увлечен своей карьерой вечного студента, писателя, продюсера и перформанс-артиста, специализирующегося на игре в Джеймса Франко. Его актерская деятельность может казаться второстепенной штукой, особенно что касается его ролей в больших голливудских проектах (правило буравчика в отношении Франко: чем больше бюджет и аудитория, тем меньше он вкладывается в проект). Однако в современной психоделической сказке «Отвязные каникулы» Хармони Корина он превзошел самого себя по части расслабленности игры. Элиен – это не просто роль для Франко, это мировоззрение и вселенная, в которые он вдыхает жизнь; это неоновое царство полного разврата, беспорядочного секса, шокирующей жестокости и тотальной безнравственности. Эта роль во многом основывается на личности арт-бунтаря Франко и его желании как можно дальше дистанцироваться от общих представлений о симпатичном актере в кассовом фильме. Он показывает Элиена как сумасшедшего Гамельнского крысолова, как Большого серого волка эпохи селфи. Он воплощает собой всё то ужасное и потаённо прекрасное, что может предложить современная молодежная культура с ее безумными крайностями. Карьера Франко определяется то восхитительным бесстрашием, то сожалениями о нем, однако серьезный риск, который на себя привык брать актер, редко бывает оценен по достоинству. (Натан Рабин).

36. Карен Сиско

ФИЛЬМ: «Вне поля зрения»
АКТЕР: Дженнифер Лопес

Вооруженная дробовиком, легкая на остроты и не способная сопротивляться обманчивым чарам беглого жулика Джека Фоули (которого сыграл благородно седеющий Джордж Клуни, так что, сами понимаете, какой с нее спрос!), федеральный полицейский Сиско – это, несомненно, самый интересный герой в крутом криминальном романе Элмора Леонарда и в прекрасной его адаптации 1998 года от Стивена Содерберга. Это было бы слишком простым и грубым (и, возможно, сексистским) приемом – изобразить Сиско суровой женщиной, которая под влиянием «правильного» парня превращается в очаровательную Джей Ло. Леонард благодаря совместной работе со сценаристом Скоттом Фрэнком и серьезной игре Лопес создает образ с идеальным сочетанием смелости и страсти, так что не возникает сомнений в том, кто владеет и тайм-аутами во время игры, и ее неизбежным результатом. Это героиня со своими принципами и противоречиями, которая приятно отличается от типичной «девушки в криминальном фильме». (Джейсон Бейли).

35. Мария Елена

ФИЛЬМ: «Вики Кристина Барселона»
АКТЕР: Пенелопа Крус


Пылкая художница Мария Елена появляется в магическом 96-минутном фильме Вуди Аллена лишь на 50-й минуте, и это одно из самых тщательно подготовленных появлений персонажа в киноленте со времен «Третьего человека». Она упоминается лишь в приглушенных тонах, как будто от одного упоминания ее имени она способна материализоваться из воздуха, чтобы опровергнуть все вымыслы о себе. После всех этих приготовлений вы просто не можете пропустить ее выход. Круз точно не пропускает. Образ горячей латинской женщины, конечно, не нов, однако сценарий Аллена и актерская игра Круз (в наше время редко встретишь случай, чтобы создатель фильма писал роль специально для кого-то) привносят в роль абсолютную непредсказуемость: Мария Елена совершает все свои безумства, любовные повороты и разрушительные решения на ходу, по одной своей прихоти. И это ощущение опасности преображает то, что обещало быть предсказуемым, позитивным ромкомом, в нечто гораздо более интересное. (Джейсон Бейли).

34. Розмари

ФИЛЬМ: «Ребенок Розмари»
АКТЕР: Миа Фэрроу

«Ребенок Розмари» Романа Полански – это раздражающий портрет суровой реальности домохозяйки 60-х, замаскированный под сатанинский бульварный роман. Розмари в исполнении Миа Фэрроу не живет, а существует в лабиринтоподобном нью-йоркском апартаменте, населенном компанией странных персонажей. Ее изолированность и нарастающая паранойя, имеющая истоком темы пола и сексуальную неуверенность, находят отражение в кульминационной сцене, когда Розмари наконец сталкивается лицом к лицу с тем, что зрело внутри нее. К этому моменту ее лицо болезненно бледно и она кричит беззвучно в попытке исчезнуть внутри самой себя. Ее отвращение к новорожденному – это то, что на поверхности, остальное мы можем домысливать. Розмари – лишь тень себя прежней, призрак, качающий кроватку своего дьявольского дитя, вынужденный принять тьму. И мы рядом с Розмари – тщимся всмотреться в беспроглядную черноту и найти в ней хоть какой-то смысл. (Элисон Настаси).

33. Ли

ФИЛЬМ: «Выход дракона»
АКТЕР: Брюс Ли


Редко когда мифология звезды построена в основном (если не полностью) на одном фильме. Фильм «Выход дракона» – это не просто единственный голливудский кассовый фильм, который Брюс Ли создал за свою короткую, но полную событиями жизнь, а фильм, сотворивший из актера легенду на Западе и запустивший моду на боевые искусства, величайшей бессмертной иконой которой был выбран Ли. В «Выходе дракона», вполне типичном кино о боевых искусствах, Ли поражает красотой и харизмой сверхновой звезды и сверхъестественной грацией пантеры. Это – поэзия движения, сокрушительная боевая машина, которая не теряет своего хладнокровия даже в самом пылу битвы. Игра Ли раз и навсегда стала эталоном крутизны: поколения детишек мечтали стать Брюсом Ли, когда, выходя из кинотеатров после сеанса «Выхода дракона», старательно, пусть и не всегда удачно, повторяли фирменные приемчики Брюса. Ли умер вскоре после того, как фильм достиг успеха, а он сам превратился в высокооплачиваемую звезду мирового уровня. Однако поразительная красота его актерской игры сделала его имя бессмертным. (Натан Рабин).

32. Шер Хоровитц

ФИЛЬМ: Бестолковые
АКТЕР: Алисия Сильверстоун

Сильверстоун мгновенно завоевала статус суперзвезды после роли Шер Хоровитц в блестящей экранизации Эми Хекерлинг «Бестолковые» по роману Джейн Остин – в роли беззаботного дитя элиты, за розовым пластиковым экстерьером которого кроется бездна ума. В начале фильма она полна грубой юной дерзости, но постепенно приходит к пониманию простой истины – необходимо смириться с тем, что ты не всезнающ, а напротив, абсолютно бестолков. Симпатичные популярные девушки в молодежных комедиях обычно представляют собой глупых злодеек, но Шер Хоровитц использует свою популярность и талант к преображениям, шопингу и сводничеству во благо, а также она редкий экземпляр популярной девчонки, на которую точно можно положиться. Сильверстоун настолько неотразима в ее звездной роли, что можно легко понять, почему любовный интерес ее якобы сводного брата (в исполнении милого и странноватого молодого Пола Радда) игнорирует якобы кровосмесительный оттенок их отношений и толкает его к чему-то большему, чем дружба. Шер Хоровитц – это воплощение развлекательного кино 1990-х и героиня на века. (Натан Рабин).

31. Джеки Браун

ФИЛЬМ: «Джеки Браун»
АКТЕР: Пэм Гриер


Звездная мисс Гриер за свою продолжительную кинокарьеру сыграла немало запоминающихся героинь, но именно ее появление в кинопостановке Квентина Тарантино 1997 года по бульварному роману «Ромовый пунш» стало кульминационным. Здесь она немного старше, немного мудрее, хотя по-прежнему озорная и взбалмошная, и, как всегда, коварная. Прообраз из романа Элмора Леонарда – белая 44-летняя стюардесса; Тарантино переписал эту роль специально для Гриер (и поменял фамилию – чтобы она напоминала о Фокси Браун, самой известной роли Гриер на тот момент), сделав упор на ее силу и харизму, которые видны даже в слабейших ее действиях, и объединив их с усталостью женщины – и актрисы – которая боится, что лучшие ее дни позади. На протяжении этого криминального чтива Тарантино и Леонарда ее талант раскрывается во всей красе, и получившийся образ заставляет сопереживать. (Джейсон Бейли).

30. Джеймс Бонд

ФИЛЬМЫ: все 26 фильмов, от «Доктор Ноу» до готовящегося к выходу «007: Спектр»
АКТЕРЫ: все семь актеров, от Шона Коннери до Дэниэла Крэйга

Кого мы обманываем! Это был очевидный выбор – третий по величине кассовых сборов киносериал (даже до инфляции) и один из самых продолжительных (с 1962 года по настоящее время). Агент 007 стал неотъемлемой частью фабрики поп-культуры – взять хотя бы его самую цитируемую фразу о коктейле или его сексуальные похождения. Но не только эти качества делают героя столь живучим (бесчисленное множество шпионов промелькнуло на киноэкранах за это время и кануло в Лету) – дело в его пластичности. Бонд мог бы стать застывшей реликвией, если бы не команда профессионалов, которая мягко, но уверенно модифицировала и подгоняла образ под каждую новую эпоху и каждого нового актера. (Джейсон Бейли).

 29. Терме

ФИЛЬМ: «Развод Надера и Симин»
АКТЕР: Сарина Фархади

Хотя достижением фильма «Развод Надера и Симин» считается использование маленькой личной драмы для воссоздания масштабной классовой, половой, бюрократической и политической трагедии Ирана, главное его достоинство – это набор характеров. Особенно это касается 11-летней Терме, дочери главных героев, которую сыграла собственная дочь Фархади – Сарина. Терме – редкий пример девочки, которая мудра и сильна без притворной взрослости, это цельная личность со своим мировоззрением и поступками, а не маленький придаток взрослых. А Сарина Фархади – это редкий пример юной актрисы, умеющей передавать широкий спектр эмоций и играть настолько естественно, что зритель забывает об игре. (Джуди Берман).

28. Бесс

ФИЛЬМ: «Рассекая волны»
АКТЕР: Эмили Уотсон

Персонажи Ларса фон Триера, в особенности вечно препарируемые им героини, несут в себе глубокий метафорический смысл. Однако множество из них в то же время поразительно сложные, причудливо сконструированные человеческие создания, начиная с Карен из «Идиотов» и заканчивая всеми ролями Шарлотты Генсбур в недавней Триеровской трилогии «Депрессия». Тем не менее самым его запоминающимся персонажем остается Бесс из фильма «Рассекая волны», тонко и полно воплощенная Эмили Уотсон. По-настоящему верующий человек, заточённый, как в клетке, в религиозной коммуне, Бесс преданна своей вере в Бога и любви к искалеченному мужу, но живет в мире обывателей, далеких от настоящих чувств. С одной стороны, она подает признаки психической болезни – слышит голос Господа, провозглашающий истины посредством ее рта. Но с другой стороны, открытость, искреннее желание творить добро и врожденная неспособность к лицемерию – вот что составляет основу характера Бесс. Даже в моменты, когда кажется, что она была осквернена, она являет собой чистую невинность. Бесс столь же разочаровывает, сколько и очаровывает, и это достаточно удивительно, ведь по сути она – святость во плоти. (Джуди Берман).

27. Асами Амадзуки

ФИЛЬМ: «Кинопроба»
АКТЕР: Эйхи Сиина

«»Кинопроба» не кажется мне фильмом ужасов. По крайней мере в нем нет монстров или чего-то сверхъестественного. Это просто история о девушке, испытывающей немного странные эмоции, которые зрителю нетрудно понять. Она лишь хочет, чтобы любимый человек остался рядом», – рассказал режиссер Такаси Миикэ в интервью Midnight Eye. Снятый по мотивам одноименного романа Рю Мураками фильм повествует о вдовце-бизнесмене (Аояма в исполнении Рё Исибаси), находящемся в поиске новой жены посредством экспериментального кастинга. Он влюбляется в Асами (которую сыграла прекрасная Эйхи Сиина), чуткую и ранимую, однако ее маска невинности вскоре оказывается сорвана. Асами применяет орудия пыток, тем не менее и ее плененный жених не лишен корыстных мотивов. В финальной, ключевой сцене сложно различить момент, когда заключение в оковы становится подлинным освобождением – это говорит о сложности персонажей Миикэ: они и полные ничтожества, и жертвы, и монстры одновременно. (Элисон Настаси).

26. Чудовище

ФИЛЬМ: «Красавица и чудовище» (La belle et la bête)
АКТЕР: Жан Маре

«Красавица и чудовище» – сказка о сопереживании, рождающемся из столкновения любви Красавицы и мужества Чудовища, о страхах, сексуальном желании и зле, которое однажды разделило их. Сопереживание было также в центре история создания кинокартины: режиссер Жан Кокто страдал от тяжелого кожного заболевания, которое даже привело его к госпитализации. «Лицо и руки Жана Маре покрыты таким слоем грима, что удаление его подобно моим страданиям», – писал Кокто о звезде своего фильма и приятеле по жизни, мейкап которого требовал пяти часов работы. Неутомимый Маре сыграл целых три роли в этом фильме, но именно по его Чудовищу скорбели зрители, в момент когда актер превратился в принца. Одними лишь глазами Маре умел передать огромный спектр эмоций. (Элисон Настаси).

25. Индиана Джонс

ФИЛЬМЫ: «Искатели утраченного ковчега», «Индиана Джонс и Храм судьбы», «Индиана Джонс и последний крестовый поход», «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа»
АКТЕР: Харрисон Форд

Это самый простой путь – определить Индиану как шаблонного героя приключенческого фильма: в конце концов, создатели Стивен Спилберг и Джордж Лукас черпали вдохновение из субботних приключенческих телесериалов, особо не отличавшихся глубиной изображаемого. Несмотря на эти внешние атрибуты, которые наследует Индиана Джонс, он прежде всего современный человек, зачастую не по своей воле вовлеченный в действие (см. знаменитое поражение бойца в «Искателях утраченного ковчега»), то и дело мучимый сомнениями и страхами (змеи!) и зависимый от других персонажей, которые нередко спасают его и заставляют взяться за ум. Что могло быть менее интересным, чем невзрачный, тупоголовый Герой; но Спилберг, сценаристы и (особенно) Форд сделали Индиану Джонса материальным и человечным, и это в свою очередь сделало все опасности, выпадающие на его долю, (немного более) ощутимыми. (Джейсон Бейли).

 24. Джордж Бейли

ФИЛЬМ: «Эта прекрасная жизнь»
АКТЕР: Джеймс Стюарт

На протяжении свой карьеры Стюарт преуспел в исполнении ролей, которые мы обозначаем общим именем – «обыватель». Однако присущие этому обозначению «ванильные» коннотации отметаются его главной ролью – семейного человека из маленького городка, которого он сыграл в драме 1946 года Фрэнка Капры (вначале бывшей провалом, а затем получившей статус неотъемлемого атрибута праздников). Джордж обладает теплом, светом и привлекательной неуклюжестью, типичными и для актера. Однако в мрачном и мощном третьем действии Стюарт и Капра обнажают неожиданную темную сторону Бейли, выдвигая на первый план разочарования и отчаяние, которые на протяжении предыдущих 90 минут неуклонно накапливались. Прогулка, которую ему устраивает ангел-хранитель Кларенс после попытки самоубийства на мосту, это не просто очередная пародия на «Рождественскую песнь», растиражированную бесчисленными телешоу, – это напоминание о том, что каждый из нас на своем пути непременно соприкасается с бессчетным количеством жизней и по-своему наделен не меньшей властью, чем у старика мистера Поттера. (Джейсон Бейли).

23. Орландо

ФИЛЬМ: «Орландо»
АКТЕР: Тильда Суинтон

Есть актеры, которые растворяются в персонаже, а есть актеры, которые воплощают персонажа в своей, особой манере – к последним относится и Тильда Суинтон. Она проделывала этот трюк неоднократно: начиная с фильмов Дерека Джармена до недавних «Я – это любовь» и «Выживут только любовники». Но ни одна из тех ролей не сможет превзойти ее ключевую роль – главной героини фильма Салли Поттер по мотивам одноименного романа Вирджинии Вульф. Эта экранизация была бы абсолютно невозможна, если бы не существовало Тильды Суинтон. Орландо – придворный и поэт елизаветинской эпохи, который по волшебству превращается в женщину начала XX века. Только Суинтон – актриса с аристократическими корнями, утонченная и бесконечно прекрасная в своей андрогинности, навевающей фантазии о 400-летней инопланетянке с далекой планеты, – способна соответствовать заявленной роли. И что самое важное, она обладает достаточным обаянием, чтобы показать историю Орландо настолько же интригующей, насколько ее, вероятно, и задумала Вульф, посвятившая роман своей возлюбленной Вите Сэквилл-Уэст. (Джуди Берман).

22. Тони Манеро

ФИЛЬМ: «Лихорадка субботнего вечера»
АКТЕР: Джон Траволта

Столько незабываемого очарования в образе Траволты: похода, прическа, постеры на стене его спальни, кривляние в одном белье перед зеркалом, мучительные семейные обеды, наряды, ночи на танцполе, рождающие мечты о чем-то лучшем, чем-то шикарном, чем-то большем… На излете утомленного, перегоревшего десятилетия Тони Манеро врывается на экраны со своей энергией, желаниями и сексуальным ритмом, пульсирующим под его шелковистыми полиэстеровыми рукавами. Тони – это иконическая фигура, символичная для данной эпохи, прекрасно воплощенная и запечатленная на пленку навечно. Этот герой – не только о веселье. Его мечты, чаяния и фантазии – вот что цепляет зрителя за живое. Эскапизм – это не об отрицании. Он – о простом выживании, а Тони Манеро – живучий тип. (Шейла О’Мэлли).

21. «Душечка»

ФИЛЬМ: «В джазе только девушки»
АКТЕР: Мэрилин Монро

Культ Мэрилин Монро всегда был чем-то немного печальным и немного озадачивающим. Ее привлекательность очевидна для любого, имеющего глаза (или не имеющего – ведь большая доля ее сексуальности была заключена в ее воздушном, девчачьем ворковании). И особенно странным кажется факт, что все ждут жизненной мудрости и глубоких сентенций от женщины, знаменитой тем, что она была столь же бесконечно несчастлива, сколь популярна и сексапильна. Однако весь культ Мэрилин может быть оправдан одной лишь ее ролью в безумно веселой комедии переодеваний «В джазе только девушки» Билли Уайлдера. Знойная певица в девичьем (по задумке) ансамбле представляет собой противоположность общественных представлений о «хорошей» девушке тех времен: она шокирующе сексуальна, неразборчива в мужчинах, отчего ей всегда попадаются «плохие» парни (а «хорошие» в этом безумном мире – те, что одеты в юбку), бестолковая, легкая добыча для бабников-меломанов и настроена женить на себе миллионера или по крайней мере заставить его отдать ей большую часть его состояния. «Душечка» совсем не леди – она женщина, она фейерверк, она сокрушительно очаровательна и обаятельна. Ключевая роль Монро представляет собой уникальную комбинацию плоских комедийных приемчиков и убийственной чувственности. Перефразируя часто приписываемый Монро афоризм, можно сказать, что величие Мэрилин Монро в ее лучшие моменты (а в «В джазе только девушки» она хороша, как никогда) заключается в предоставлении зрителям возможности раз за разом наслаждаться самыми худшими ее чертами. (Натан Рабин).

20. Говард Бил

ФИЛЬМ: «Телесеть»
АКТЕР: Питер Финч
Одним из показателей величия киногероя является то, насколько глубоко смог он проникнуть в язык нашей культуры. И Говард Бил, постепенно теряющий рассудок телеведущий из фильма «Телесеть», соответствует этому показателю. Его воинственный клич: «Я зол, как черт, и я больше не собираюсь это терпеть!» – цитировался настолько часто и повсеместно, что стал своеобразным клише. Эта роль оказалась до жути пророческой, и дух Говарда Била витает над современностью, заставляя нас задаваться вопросами: что бы Говард Бил подумал о нас, что бы он вынес из современных новостей? Бил приписывает свой бунт против «умирающего света» этому безумному миру и его собственной безумной профессии. Его истерический язык ныне в порядке вещей, это наша реальность, с которой мы сталкиваемся каждый день. Гленн Бек, рыдающий перед своей вездесущей доской о том, что все мы обречены и почему не прислушиваемся к нему, – это Говард Бил. Он всё еще с нами. Говард Бил будет жить вечно. (Шейла О’Мэлли).

19. Миссис Чан

ФИЛЬМ: «Любовное настроение»
АКТЕР: Мэгги Чун


Простые жесты и заполненные молчанием паузы создают в фильме «Любовное настроение» картину сексуального и романтического напряжения между двумя соседями, женатыми на супругах, которых они подозревают в измене. История отношений миссис Чан (Мэгги Чун) и Чоу Мован (Тони Люн) рассказывается не словами. Композиция сцен – очень интимного характера: тоска и грусть миссис Чан изображены в изгибе ее бедра, линиях ее шеи и стиснутой руке, когда она оказывается не в состоянии проронить даже слово после звонка мистеру Чоу. Ее поцелуи оборачиваются лишь сигаретами с отпечатками помады, которые она оставляет после себя. Прошло время и выросли расстояния, но их общие маленькие ритуалы остались прежними. (Элисон Настаси).

18. Энни Уилкс

ФИЛЬМ: «Мизери»
АКТЕР: Кэти Бейтс
В образе Энни Уилкс Стивен Кинг (написавший роман «Мизери», на котором основан фильм) запечатлел самый ужасный ночной кошмар успешного писателя – поклонницу настолько преданную, что она скорее готова уничтожить объект своего поклонения, нежели наблюдать, как он изменяется, не согласуясь с фанатскими ожиданиями. Она и чрезвычайно фанатична, и чрезвычайна опасна: ее любовь к Мизери – отважной героине серий романтических новелл, сделавших Пола Шелдона (Джеймс Каан) очень богатым и очень творчески неудовлетворенным – делает ее убийственно злой, когда она обнаруживает, что ее любимейший писатель собирается убить ее любимейшую героиню. В итоге она решается сама вынести ему приговор в стиле Серьезной Литературы. Вначале Энни Уилкс предстает перед нами печальной «бледной молью», однако затем она погружается всё глубже и глубже в пучины своего безумия. Бейтс точно схватывает мгновенные изменения характера: от вялой доброжелательности до жестокой, ослепляющей ярости – она показывает банальность зла, когда Кэти-фанатка превращается в Кэти-психопатку. Она жалкая, но при этом она неистовая, опасная сила природы, под стать образованному, заслуженному писателю, которого она держит в заключении. Бейтс получила «Оскар» благодаря роли Уилкс и создала образ, который вышел за свои начальные пределы и стал одним из архетипов популярной культуры, – образ сумасшедшего фаната. (Натан Рабин).

17. Туко

ФИЛЬМ: «Хороший, плохой, злой»
АКТЕР: Илай Уоллак


Эпический спагетти-вестерн Серджо Леоне доказал, что если «злой» парень достаточно умен, он сможет захватить большую часть хронометража. Туко (Илай Уоллак) убеждает нас в своей значимости благодаря грубому обаянию, буффонаде, за которой кроются его истинные мотивы. Мексиканский бандит неохотно объединяется с «хорошим» парнем – только так он может открыть все свои потаенные сокровища души. Леоне, вводя этого героя, заставляет нас взглянуть прямо на наш собственный колеблющийся компас морали. А Уоллак, опытный к тому времени, 1966 году, актер театра с десятилетним успехом за плечами, создает этот бесподобный образ из того, что могло бы стать лишь проходной ролью. (Элисон Настаси).

16. Марчелло Рубини

ФИЛЬМ: «Сладкая жизнь»
АКТЕР: Марчелло Мастроянни
Один из многих художественных предшественников Дона Дрейпера, главный герой «Сладкой жизни» – привлекательный и (когда он того хочет) любезный молодой человек, умеющий быть кстати в любом обществе. Его работа в качестве бульварного журналиста – и это не считая его либидо и его неугомонного характера – бросает его от длинной ночи с шикарной актрисой к религиозной сходке или к вечеринке в замке аристократа на природе. В промежутках между этими действами мы видим отрывки из его личной жизни: лицемерную и ревнивую невесту, стареющего отца и интеллектуально одаренного друга, чья жизнь на мгновение приоткрывает для Марчелло мир, который может быть наполнен настоящим смыслом. Что делает Марчелло, которого сыграл притягательный Марчелло Мастроянни, примечательным героем, так это не харизма, а ужасающая пустота на месте личностного стержня. Отчасти трагедия шедевра Феллини заключается не в том, что мир открыт перед героем, а он, несмотря на свой ум, талант и красоту, не в состоянии наполнить свою жизнь смыслом. Трагедия в том, что спустя полвека после премьеры «Сладкой жизни» образ Марчелло очень прочно вошел в культуру, а опустошенность, которую олицетворяет этот образ, стала настоящим знаком времени. (Джуди Берман).

15. Гарри Лайм

ФИЛЬМ: «Третий человек»
АКТЕР: Орсон Уэллс


Кэрол Рид в своем «Третьем человеке» оттягивает появление Гарри Лайма (Орсон Уэллс) почти до середины киноленты. Все ведут бесконечные разговоры о Гарри Лайме, и его незримое присутствие всё возрастает и возрастает, пока наконец… не появляется знаменитый кадр: сияющая на фоне угольно-черного дверного проема голова Орсона Уэллса. Всего с участием Гарри Лайма в фильме содержится ровно три сцены (и самая запоминающаяся из них – на колесе обозрения). Гарри Лайм – из тех характеров, что процветали во времена разрухи, хаоса и войны: приспособленец, реалист и оппортунист. Символ наших худших устремлений, которые мы мечтаем скрыть или вовсе отрицаем, Гарри Лайм – тип человека, которым, как мы надеемся, мы не станем, если настанут тяжелые времена. Мы надеемся, что сумеем сделать правильный выбор, мы надеемся, что сумеем ценить чужую жизнь превыше своей, мы надеемся, что наш моральный компас останется прежним. Гарри Лайм, решительный и реалистичный во всём, что совершает, напоминает нам, что не всё так радужно и однозначно в нас самих. (Шейла О’Мэлли).

14. Пи-Ви Герман

ФИЛЬМ: «Большое приключение Пи-Ви»
АКТЕР: Пол Рубенс
Это может показаться мелким жульничеством – включить Пи-Ви Германа в список величайших киногероев, ведь он начал свою карьеру на подмостках, а затем стал звездой кабельного телешоу 1981 года. Однако именно «Большое приключение Пи-Ви» сделало Пола Рубенса, мужчину-мальчика-спортсмена в галстуке-бабочке, любимцем публики в 1985 году. В сотрудничестве с бывшим в то время аниматором Тимом Бёртоном и сценаристами Филом Хартманом и Майклом Вэрхолом Пол Рубенс создал своеобразную «заумную» машину Руба Голдберга в сфере кино, представляющую собой безумное метаразмышление о природе шоу-бизнеса с кульминацией в виде сцены, где Пи-Ви Герман гонит на своем велосипеде по студии Warner Brothers, которая могла существовать лишь в воспаленном, испорченном карамельным конфетами детском мозгу, населенном монстрами из японских мультиков, Санта-Клаусами из рождественских фильмов и видеоклипами группы Twisted Sister. Необузданное подсознание Пи-Ви – это сплошной упрек общепринятым диснеевским представлениям о детях как маленьких невинных ангелочках. Он безумный хулиган, который ставит поиски своего исчезнувшего велосипеда превыше всего в этом мире и в других мирах, он очарователен без излишней приторности. «Большое приключение Пи-Ви» могло бы оказаться лучшим фильмом Франка Ташлина, ведь Пи-Ви Герман – это буквально оживший мультперсонаж, достойный встать в один ряд со звездами Warner Brothers – Даффи Даком и Багз Банни. (Натан Рабин).

13. Энни Холл

ФИЛЬМ: «Энни Холл»
АКТЕР: Дайан Китон


Есть роли, созданные специально для исполнителя, а есть Энни Холл, роль, не только вдохновленная отношениями Дайан Китон со сценаристом и партнером по фильму Вуди Алленом, но и названная в честь нее (ее настоящее имя – Дайан Холл). Однако Китон не просто «играет саму себя»: Энни – это гремучая смесь из независимой женщины и глуповатой простушки, парящей в облаках и при этом стоящей на ногах, «воспитанной» образованным бойфрендом Элви (Вуди Аллен) настолько хорошо, что она неизбежно на несколько порядков «перерастает» своего учителя. Ее своеобразный гардероб стал объектом для подражания, ее словечки стали крылатыми фразами, а сама Энни Холл стала очень необычной иконой конца 70-х. Ее дух до сих пор витает над всеми романтическими комедиями в частности и массовым кинематографом в целом. (Джейсон Бейли).

12. Трэвис Бикл

ФИЛЬМ: «Таксист»
АКТЕР: Роберт Де Ниро
Сценарист Пол Шредер, как известно, написал сценарий «Таксиста» в порыве, который больше напоминал срыв, движимый желанием сжечь мосты своего кальвинистского воспитания, воспеть оружие и уйти от парализующей депрессии. Всё это вылилось в создание портрета человека, постепенно погружающегося в безумие. В итоге местами фильм кажется не столько актом творчества, сколько актом по изгнанию демонов. Де Ниро исполняет роль со знанием дела, а режиссер Мартин Скорсезе ярко и завораживающе рисует картину городской утробы, которая вполне способна не только произвести на свет подобного человека, но и подтолкнуть его к краю бездны. (Джейсон Бейли).

11. Итан Эдвардс

ФИЛЬМ: «Искатели»
АКТЕР: Джон Уэйн


Уэйн достигает вершины своего таланта в классической ленте Джона Форда 1956 года. Сыграв расиста и убийцу-одиночку, Уэйну достало храбрости взять весь массив истории Америки и продемонстрировать ее темную сторону, которая скрывает немало жестокости и фанатизма. Одним из самых символичных моментов кинематографа стал финал «Искателей»: Итан стоит в одиночестве посреди пустыни, вглядываясь сквозь темный дверной проем в домашнюю обстановку. Он больше не может переступить порог этого дома. Без сожалений Уэн разворачивается у ходит прочь в пыльную даль, но – присмотритесь к легкому замешательству первых его двух шагов. Это совершается внутренняя катастрофа (Уэйн сумел выразить ее даже будучи повернутым спиной к зрителю). Многочисленные роли Уэйна в вестернах позволили американцам романтизировать свое прошлое, представить его лучше, чем оно есть на самом деле. Итан Эдвардс в «Искателях» призван жестко напомнить им о реальности. (Шейла О’Мэлли).

 10. Все роли Дени Лавана

ФИЛЬМ: «Корпорация «Святые моторы»
АКТЕР: Дени Лаван

Кинокритик Стефани Закарк писала, что фильм «Корпорация „Святые моторы“» Леоса Каракса «мог бы быть изобретен еще до человеческого языка, ибо он отображает современную жизнь, точнее – современные жизни, как кинематографическая наскальная живопись». Если это правда (а я полагаю, что так и есть), загадочный мистер Оскар в исполнении Дени Лавана – фигура, представляющая собой всё многообразие людей в каждой сцене-камешке, из которых состоит «скала» фильма, пещерный актер, призванный сыграть все возможные роли. В «Святых моторах» показан один день из жизни мистера Оскара: он меняет один изощренный костюм на другой, не менее изощренный, в то время как его личный водитель (водитель ли?) Селин везет его с одной загадочной встречи на другую, не менее загадочную. Выходя из лимузина, Оскар превращается то в озадаченного поведением ребенка отца, то в убийцу под прикрытием, то в актера в наряде для моушен-съемки… Пожалуй, самый замечательный эпизод – когда он оборачивается господином Дерьмо (из фильма «Токио!» 2008 года), прыгучим лепреконоподобным чудаком, которого ожидает странная встреча с топ-моделью. Каракс и Лаван (пожалуй, единственный актер, способный играть такой сложный набор ролей) – вероятно, единственные люди, знающие точно, что такое на самом деле мистер Оскар. Однако не будет ошибкой предположить, что мистер Оскар по отношению к профессии актера – это то же самое, что данный фильм по отношению к киноискусству. Он воплощение сверхъестественного, жутковатого впечатления от созерцания того, как реальные люди растворяются в выдуманных кем-то ролях. (Джуди Берман).

9. Апу

ФИЛЬМЫ: «Песнь дороги», «Непокорённый», «Апур Сансар»
АКТЕРЫ: Субир Банержи, Смаран Госал, Сумитра Чаттержи


«Великая, печальная, трогательная история, разворачивающаяся в трилогии об Апу, запечатлевается в сознании кинозрителя как образец настоящего кинематографа», – написал в своей рецензии Роджер Эберт в 2011 году. – «Неподвластная мимолетной моде, эта трилогия создает особый мир, столь убедительный, что порой он кажется реальнее реального мира. Три фильма, снятые Сатьяджитом Раем в Индии между 1950 и 1959 годом, завоевали призы в Каннах, Венеции и Лондоне и показали, что индийское кино может быть другим, отличным от растиражированных и сделанных по традиционному шаблону музыкальных романтических мелодрам. Никогда прежде не случалось, чтобы один-единственный человек оказал такое огромное влияние на целый национальный кинематограф». Реалистический метод Рая и почти социологический подход к изучению становления главного героя Апу, который пытается приспособиться к требованиям общества и государства, делают трилогию потрясающим образцом гуманистского кино. (Элисон Настаси).

8. Рипли

ФИЛЬМ: «Чужие»
АКТЕР: Сигурни Уивер

Рипли в исполнении Сигурни Уивер – во всей тетралогии о «чужих» и в фильме «Чужие» в особенности – остается уникальной фигурой в экшен-кино. Рипли – это прирожденный лидер, с горячим сердцем и со всем присущим ему одиночеством. Ее бои с «чужими» обычно происходят один на один, а ее сила столь же велика, сколько и ее страх, и это придает действию пронзительную напряженность. Моменты слабости, которую она позволяет себе, естественно, весьма редкие: в общении с маленькой девочкой, в добродушном подшучивании над капралом Хиксом (Майкл Бин). Но это единственные моменты легкомыслия Рипли – она суровая женщина в холодном мире. Она обладает бесконечной храбростью, но даже сама не уверена, насколько хватит ее храбрости. Рипли – одна из лучших актрис экшен-кинематографа в мире, и зритель будет и сегодня рад любому ее появлению на экранах. (Шейла О’Мэлли).

7. Дэниел Плэйнвью

ФИЛЬМ: «Нефть»
АКТЕР: Дэниел Дэй-Льюис


Другой актер затерялся бы на просторах полей и небес в «Нефти» Пола Томаса Андерсона, но только не Дэниел Дэй-Льюис. Нефтяной магнат, которого он сыграл, подпитывается землей и преображается, когда его руки погружаются в скользкую, темную кровь земли. Возводя буровую вышку, он сулит людям Литл Бостона богатство и процветание. Дэй-Льюис и Плэйнвью – оба актеры от бога: один – приверженец естественной манеры игры, другой же мастерски организует захват земель с помощью «старого доброго разговора по душам». Однако нефть подпитывает и его жестокость. «Чего ты такой несчастный? Под нашими ногами – целый океан нефти, и никто не сможет достать ее оттуда, кроме меня!» – убеждает он своего компаньона после взрыва буровой. Эта авария стоила сыну Плэйнвью слуха, но, по мнению магната, маленькие жертвы будут вознаграждены сполна и жажда наживы – это хорошо. (Элисон Настаси).

6. Чувак

ФИЛЬМ: «Большой Лебовски»
АКТЕР: Джефф Бриджес

Есть персонажи, которые находят путь к сердцу зрителей и становятся иконами. А есть персонажи, которые проникают в плоть и кровь зрителей настолько, что становятся чуть ли не отдельной субкультурой сами по себе. Это как раз и случилось с Чуваком – познавшим дзен бездельником, которого с изящным совершенством и расслабленной простотой сыграл непревзойденный Джефф Бриджес в гениальной детективной комедии братьев Коэн «Большой Лебовски». Фильм встретил противоречивые отклики критиков и был издан в скромном формате, однако поклонники приняли и полюбили этого героя во всей его неуклюжей неотразимости: с вечным халатом, шаром для боулинга, с бесконечно повторяющимися крылатыми фразочками, с ковром, создающим гармонию в комнате, со всем его великолепным ничегонеделанием – настолько, что он стал объектом диковатого культурного движения. Поклонники устраивают фестивали Лебовски в разных частях страны и мира, где собираются вместе, одетые в наряды любимых героев, играют в боулинг, смотрят «Большого Лебовски» и общаются с актерами фильма, включая Бриджеса, чье появление на фестивале в Лос-Анджелесе запомнилось всем надолго. «Большой Лебовски» – это хороший пример того, что Квентин Тарантино назвал «фильм-тусовка», а от вечно ищущей приключений на свою голову компании Чувака зрители никогда не устанут. Подобно немногим героям до него, Чувак выдержал проверку временем: он заставил зрителей любить неприкаянного торчка-неудачника больше, чем какого-нибудь победителя. (Натан Рабин)

5. Бродяга

ФИЛЬМЫ: несколько короткометражек и пять полнометражных фильмов
АКТЕР: Чарли Чаплин


Бродяга, придуманный Чарли Чаплином, это изобретательный, озорной герой, который не страшится неудач, склонен к широким жестам и при этом всегда умудряется попасть в затруднительное положение. У Бродяги есть страсть, у Бродяги есть сердце. Чаплин, одна из первых суперзвезд современности, работал над созданием героя тщательно и скрупулезно, до тех пор пока тот не стал вместилищем всего того, что актер желал сказать. Бродяга может отправиться куда угодно. Бродяга может вписаться в любую историю. Бродяга может заставить нас надеяться на лучшее, может заставить смеяться до слез или рыдать в голос. Роджер Эберт в своем обзоре фильма «Огни большого города» отметил: «Чарли Чаплин и другие создатели немого кино не знают национальных границ. Их фильмы путешествуют по всему свету, поскольку не зависят от языка». Это так и есть. Бродяга до сих пор остается одним из самых узнаваемых киногероев в мире. (Шейла О’Мэлли)

 4. Норма Десмонд

ФИЛЬМ: «Бульвар Сансет»
АКТЕР: Глория Свенсон

Норма Десмонд воплощает собой темную сторону Голливуда: это одинокий и безумный отщепенец, ночной кошмар, который оживает ровно в тот момент, когда гаснут софиты. Жажда славы, признания, поклонения – это всего лишь способ прокричать о своем желании: чтобы тебя помнили. Огромный успех звезды немого кино Глории Свенсон сошел на нет – таким образом, она уже однажды испытала на себе карьерное падение Нормы Десмонд. Кто помнит о ней сейчас? Билли Уайлдер помнит. И она играет так, как никогда прежде: возвышенно, смешно и трагично, порой всё это – в одно и то же время. До сего времени вряд ли кто сумел выступить с более жесткой критикой Голливуда, к тому же представляющей собой «взгляд изнутри». (Шейла О’Мэлли).

3. Джулс Уиннфилд

ФИЛЬМ: «Криминальное чтиво»
АКТЕР: Сэмюэль Джексон


Мотивы искупления и (как ни странно) духовности, которые проходят красной нитью через шедевр Квентина Тарантино, лучше всего прослеживаются в судьбе раскаявшегося наёмного убийцы Джулса Уиннфилда. Игра Сэмюэля Джексона здесь – это гремучая смесь ярости, крутости и чувствительности, и это по-прежнему остается его фирменным стилем актерской игры. Духовное возрождение Джулса было включено в сценарий «ради смеха», и кажется, что это всё, чего Тарантино хотел от данной роли. Однако чем больше Джулс говорит, тем более убедительно он звучит, и, когда ему подворачивается возможность совершить один из самых высокодуховных жестов – акт милосердия, он проявляет нужную выдержку и эмоциональную силу, которые до сих пор выделяют «Криминальное чтиво» на фоне всех подражателей. (Джейсон Бейли).

2. Вито Корлеоне

ФИЛЬМ: «Крёстный отец»
АКТЕР: Марлон Брандо

Роль Брандо в качестве главы криминального семейства Корлеоне, вероятно, стала одной из самых цитируемых и пародируемых за всю историю кино: в комедийных скетчах и в рекламе пиццерий, в сиквеле с Де Ниро и даже в следующих работах самого Брандо (в фильме «Первокурсник» 1990 года). Это говорит о непревзойденно высоком уровне актерской игры и притягательности образа, который, даже будучи преломленным десятком искажающих кинолинз, оказывает поистине оглушительное воздействие. Уже после первой сцены зритель перестает думать о Белуши, Де Ниро или Брандо – авторитет, сила, мудрость и страсть Дона Корлеоне вновь и вновь делают образ живым и свежим, неподвластным привычному для икон кинематографа забвению. (Джейсон Бейли).

1. Мардж Гандерсон

ФИЛЬМ: «Фарго»
АКТЕР: Фрэнсис Макдорманд


Красноречивее всего о Мардж, начальнице полиции Брэйнарда, (и экстраординарной актрисе, которая ее сыграла) говорит то, что ее появление отсрочено почти до самой середины гениального криминального триллера 1996 года братьев Коэн. И тем не менее каждый, кто видит ее, не может ее забыть – по той причине, что на фоне пестрой компании из бандитов, лжецов, убийц и воров Мардж выделяется не только благодаря своим отличным детективным способностям, стойкости при допросе подозреваемых и добросердечию, свойственному всем жителям Миннесоты, но и потому, что она единственная задает нравственные ориентиры в этой кинокартине. Именно она в разговоре с Гэиром (Петер Стормаре) заявляет: «В жизни есть нечто большее, чем кучка денег. Разве ты об этом не знаешь? И вот ты здесь. В такой прекрасный день. Что ж… Я просто этого не понимаю». (Джейсон Бейли)

Источник.