1

50 величайших киногероев всех времен (5/5)

Перевод с английского – Татьяна Буланова

Заканчиваем публиковать результаты онлайн-опроса от британского журнала Empire о величайших киногероях всех времен. Последняя десятка и ссылки на предыдущие публикации в конце статьи.

 

10. Все роли Дени Лавана

ФИЛЬМ: «Корпорация «Святые моторы»
АКТЕР: Дени Лаван

Кинокритик Стефани Закарк писала, что фильм «Корпорация „Святые моторы“» Леоса Каракса «мог бы быть изобретен еще до человеческого языка, ибо он отображает современную жизнь, точнее – современные жизни, как кинематографическая наскальная живопись». Если это правда (а я полагаю, что так и есть), загадочный мистер Оскар в исполнении Дени Лавана – фигура, представляющая собой всё многообразие людей в каждой сцене-камешке, из которых состоит «скала» фильма, пещерный актер, призванный сыграть все возможные роли. В «Святых моторах» показан один день из жизни мистера Оскара: он меняет один изощренный костюм на другой, не менее изощренный, в то время как его личный водитель (водитель ли?) Селин везет его с одной загадочной встречи на другую, не менее загадочную. Выходя из лимузина, Оскар превращается то в озадаченного поведением ребенка отца, то в убийцу под прикрытием, то в актера в наряде для моушен-съемки… Пожалуй, самый замечательный эпизод – когда он оборачивается господином Дерьмо (из фильма «Токио!» 2008 года), прыгучим лепреконоподобным чудаком, которого ожидает странная встреча с топ-моделью. Каракс и Лаван (пожалуй, единственный актер, способный играть такой сложный набор ролей) – вероятно, единственные люди, знающие точно, что такое на самом деле мистер Оскар. Однако не будет ошибкой предположить, что мистер Оскар по отношению к профессии актера – это то же самое, что данный фильм по отношению к киноискусству. Он воплощение сверхъестественного, жутковатого впечатления от созерцания того, как реальные люди растворяются в выдуманных кем-то ролях. (Джуди Берман)

 

9. Апу

ФИЛЬМЫ: «Песнь дороги», «Непокорённый», «Апур Сансар»
АКТЕРЫ: Субир Банержи, Смаран Госал, Сумитра Чаттержи


«Великая, печальная, трогательная история, разворачивающаяся в трилогии об Апу, запечатлевается в сознании кинозрителя как образец настоящего кинематографа», – написал в своей рецензии Роджер Эберт в 2011 году. – «Неподвластная мимолетной моде, эта трилогия создает особый мир, столь убедительный, что порой он кажется реальнее реального мира. Три фильма, снятые Сатьяджитом Раем в Индии между 1950 и 1959 годом, завоевали призы в Каннах, Венеции и Лондоне и показали, что индийское кино может быть другим, отличным от растиражированных и сделанных по традиционному шаблону музыкальных романтических мелодрам. Никогда прежде не случалось, чтобы один-единственный человек оказал такое огромное влияние на целый национальный кинематограф». Реалистический метод Рая и почти социологический подход к изучению становления главного героя Апу, который пытается приспособиться к требованиям общества и государства, делают трилогию потрясающим образцом гуманистского кино. (Элисон Настаси)

 

8. Рипли

ФИЛЬМ: «Чужие»
АКТЕР: Сигурни Уивер

Рипли в исполнении Сигурни Уивер – во всей тетралогии о «чужих» и в фильме «Чужие» в особенности – остается уникальной фигурой в экшен-кино. Рипли – это прирожденный лидер, с горячим сердцем и со всем присущим ему одиночеством. Ее бои с «чужими» обычно происходят один на один, а ее сила столь же велика, сколько и ее страх, и это придает действию пронзительную напряженность. Моменты слабости, которую она позволяет себе, естественно, весьма редкие: в общении с маленькой девочкой, в добродушном подшучивании над капралом Хиксом (Майкл Бин). Но это единственные моменты легкомыслия Рипли – она суровая женщина в холодном мире. Она обладает бесконечной храбростью, но даже сама не уверена, насколько хватит ее храбрости. Рипли – одна из лучших актрис экшен-кинематографа в мире, и зритель будет и сегодня рад любому ее появлению на экранах. (Шейла О’Мэлли)

 

7. Дэниел Плэйнвью

ФИЛЬМ: «Нефть»
АКТЕР: Дэниел Дэй-Льюис


Другой актер затерялся бы на просторах полей и небес в «Нефти» Пола Томаса Андерсона, но только не Дэниел Дэй-Льюис. Нефтяной магнат, которого он сыграл, подпитывается землей и преображается, когда его руки погружаются в скользкую, темную кровь земли. Возводя буровую вышку, он сулит людям Литл Бостона богатство и процветание. Дэй-Льюис и Плэйнвью – оба актеры от бога: один – приверженец естественной манеры игры, другой же мастерски организует захват земель с помощью «старого доброго разговора по душам». Однако нефть подпитывает и его жестокость. «Чего ты такой несчастный? Под нашими ногами – целый океан нефти, и никто не сможет достать ее оттуда, кроме меня!» – убеждает он своего компаньона после взрыва буровой. Эта авария стоила сыну Плэйнвью слуха, но, по мнению магната, маленькие жертвы будут вознаграждены сполна и жажда наживы – это хорошо. (Элисон Настаси)

 

6. Чувак

ФИЛЬМ: «Большой Лебовски»
АКТЕР: Джефф Бриджес

Есть персонажи, которые находят путь к сердцу зрителей и становятся иконами. А есть персонажи, которые проникают в плоть и кровь зрителей настолько, что становятся чуть ли не отдельной субкультурой сами по себе. Это как раз и случилось с Чуваком – познавшим дзен бездельником, которого с изящным совершенством и расслабленной простотой сыграл непревзойденный Джефф Бриджес в гениальной детективной комедии братьев Коэн «Большой Лебовски». Фильм встретил противоречивые отклики критиков и был издан в скромном формате, однако поклонники приняли и полюбили этого героя во всей его неуклюжей неотразимости: с вечным халатом, шаром для боулинга, с бесконечно повторяющимися крылатыми фразочками, с ковром, создающим гармонию в комнате, со всем его великолепным ничегонеделанием – настолько, что он стал объектом диковатого культурного движения. Поклонники устраивают фестивали Лебовски в разных частях страны и мира, где собираются вместе, одетые в наряды любимых героев, играют в боулинг, смотрят «Большого Лебовски» и общаются с актерами фильма, включая Бриджеса, чье появление на фестивале в Лос-Анджелесе запомнилось всем надолго. «Большой Лебовски» – это хороший пример того, что Квентин Тарантино назвал «фильм-тусовка», а от вечно ищущей приключений на свою голову компании Чувака зрители никогда не устанут. Подобно немногим героям до него, Чувак выдержал проверку временем: он заставил зрителей любить неприкаянного торчка-неудачника больше, чем какого-нибудь победителя. (Натан Рабин)

 

5. Бродяга

ФИЛЬМЫ: несколько короткометражек и пять полнометражных фильмов
АКТЕР: Чарли Чаплин


Бродяга, придуманный Чарли Чаплином, это изобретательный, озорной герой, который не страшится неудач, склонен к широким жестам и при этом всегда умудряется попасть в затруднительное положение. У Бродяги есть страсть, у Бродяги есть сердце. Чаплин, одна из первых суперзвезд современности, работал над созданием героя тщательно и скрупулезно, до тех пор пока тот не стал вместилищем всего того, что актер желал сказать. Бродяга может отправиться куда угодно. Бродяга может вписаться в любую историю. Бродяга может заставить нас надеяться на лучшее, может заставить смеяться до слез или рыдать в голос. Роджер Эберт в своем обзоре фильма «Огни большого города» отметил: «Чарли Чаплин и другие создатели немого кино не знают национальных границ. Их фильмы путешествуют по всему свету, поскольку не зависят от языка». Это так и есть. Бродяга до сих пор остается одним из самых узнаваемых киногероев в мире. (Шейла О’Мэлли)

 

4. Норма Десмонд

ФИЛЬМ: «Бульвар Сансет»
АКТЕР: Глория Свенсон

Норма Десмонд воплощает собой темную сторону Голливуда: это одинокий и безумный отщепенец, ночной кошмар, который оживает ровно в тот момент, когда гаснут софиты. Жажда славы, признания, поклонения – это всего лишь способ прокричать о своем желании: чтобы тебя помнили. Огромный успех звезды немого кино Глории Свенсон сошел на нет – таким образом, она уже однажды испытала на себе карьерное падение Нормы Десмонд. Кто помнит о ней сейчас? Билли Уайлдер помнит. И она играет так, как никогда прежде: возвышенно, смешно и трагично, порой всё это – в одно и то же время. До сего времени вряд ли кто сумел выступить с более жесткой критикой Голливуда, к тому же представляющей собой «взгляд изнутри». (Шейла О’Мэлли)

 

3. Джулс Уиннфилд

ФИЛЬМ: «Криминальное чтиво»
АКТЕР: Сэмюэль Джексон


Мотивы искупления и (как ни странно) духовности, которые проходят красной нитью через шедевр Квентина Тарантино, лучше всего прослеживаются в судьбе раскаявшегося наёмного убийцы Джулса Уиннфилда. Игра Сэмюэля Джексона здесь – это гремучая смесь ярости, крутости и чувствительности, и это по-прежнему остается его фирменным стилем актерской игры. Духовное возрождение Джулса было включено в сценарий «ради смеха», и кажется, что это всё, чего Тарантино хотел от данной роли. Однако чем больше Джулс говорит, тем более убедительно он звучит, и, когда ему подворачивается возможность совершить один из самых высокодуховных жестов – акт милосердия, он проявляет нужную выдержку и эмоциональную силу, которые до сих пор выделяют «Криминальное чтиво» на фоне всех подражателей. (Джейсон Бейли)

 

2. Вито Корлеоне

ФИЛЬМ: «Крёстный отец»
АКТЕР: Марлон Брандо

Роль Брандо в качестве главы криминального семейства Корлеоне, вероятно, стала одной из самых цитируемых и пародируемых за всю историю кино: в комедийных скетчах и в рекламе пиццерий, в сиквеле с Де Ниро и даже в следующих работах самого Брандо (в фильме «Первокурсник» 1990 года). Это говорит о непревзойденно высоком уровне актерской игры и притягательности образа, который, даже будучи преломленным десятком искажающих кинолинз, оказывает поистине оглушительное воздействие. Уже после первой сцены зритель перестает думать о Белуши, Де Ниро или Брандо – авторитет, сила, мудрость и страсть Дона Корлеоне вновь и вновь делают образ живым и свежим, неподвластным привычному для икон кинематографа забвению. (Джейсон Бейли)

 

1. Мардж Гандерсон

ФИЛЬМ: «Фарго»
АКТЕР: Фрэнсис Макдорманд


Красноречивее всего о Мардж, начальнице полиции Брэйнарда, (и экстраординарной актрисе, которая ее сыграла) говорит то, что ее появление отсрочено почти до самой середины гениального криминального триллера 1996 года братьев Коэн. И тем не менее каждый, кто видит ее, не может ее забыть – по той причине, что на фоне пестрой компании из бандитов, лжецов, убийц и воров Мардж выделяется не только благодаря своим отличным детективным способностям, стойкости при допросе подозреваемых и добросердечию, свойственному всем жителям Миннесоты, но и потому, что она единственная задает нравственные ориентиры в этой кинокартине. Именно она в разговоре с Гэиром (Петер Стормаре) заявляет: «В жизни есть нечто большее, чем кучка денег. Разве ты об этом не знаешь? И вот ты здесь. В такой прекрасный день. Что ж… Я просто этого не понимаю». (Джейсон Бейли)

Источник.

50 величайших киногероев всех времен (1/5)
50 величайших киногероев всех времен (2/5)
50 величайших киногероев всех времен (3/5)
50 величайших киногероев всех времен (4/5)