киногерои Голливуд

50 величайших киногероев всех времен (4/5)

Перевод с английского –Татьяна Буланова

Продолжаем публиковать результаты онлайн-опроса от британского журнала Empire о величайших киногероях всех времен.

 

20. Говард Бил

ФИЛЬМ: «Телесеть»
АКТЕР: Питер Финч
Одним из показателей величия киногероя является то, насколько глубоко смог он проникнуть в язык нашей культуры. И Говард Бил, постепенно теряющий рассудок телеведущий из фильма «Телесеть», соответствует этому показателю. Его воинственный клич: «Я зол, как черт, и я больше не собираюсь это терпеть!» – цитировался настолько часто и повсеместно, что стал своеобразным клише. Эта роль оказалась до жути пророческой, и дух Говарда Била витает над современностью, заставляя нас задаваться вопросами: что бы Говард Бил подумал о нас, что бы он вынес из современных новостей? Бил приписывает свой бунт против «умирающего света» этому безумному миру и его собственной безумной профессии. Его истерический язык ныне в порядке вещей, это наша реальность, с которой мы сталкиваемся каждый день. Гленн Бек, рыдающий перед своей вездесущей доской о том, что все мы обречены и почему не прислушиваемся к нему, – это Говард Бил. Он всё еще с нами. Говард Бил будет жить вечно. (Шейла О’Мэлли)

 

19. Миссис Чан

ФИЛЬМ: «Любовное настроение»
АКТЕР: Мэгги Чун


Простые жесты и заполненные молчанием паузы создают в фильме «Любовное настроение» картину сексуального и романтического напряжения между двумя соседями, женатыми на супругах, которых они подозревают в измене. История отношений миссис Чан (Мэгги Чун) и Чоу Мован (Тони Люн) рассказывается не словами. Композиция сцен – очень интимного характера: тоска и грусть миссис Чан изображены в изгибе ее бедра, линиях ее шеи и стиснутой руке, когда она оказывается не в состоянии проронить даже слово после звонка мистеру Чоу. Ее поцелуи оборачиваются лишь сигаретами с отпечатками помады, которые она оставляет после себя. Прошло время и выросли расстояния, но их общие маленькие ритуалы остались прежними. (Элисон Настаси)

 

18. Энни Уилкс

ФИЛЬМ: «Мизери»
АКТЕР: Кэти Бейтс
В образе Энни Уилкс Стивен Кинг (написавший роман «Мизери», на котором основан фильм) запечатлел самый ужасный ночной кошмар успешного писателя – поклонницу настолько преданную, что она скорее готова уничтожить объект своего поклонения, нежели наблюдать, как он изменяется, не согласуясь с фанатскими ожиданиями. Она и чрезвычайно фанатична, и чрезвычайна опасна: ее любовь к Мизери – отважной героине серий романтических новелл, сделавших Пола Шелдона (Джеймс Каан) очень богатым и очень творчески неудовлетворенным – делает ее убийственно злой, когда она обнаруживает, что ее любимейший писатель собирается убить ее любимейшую героиню. В итоге она решается сама вынести ему приговор в стиле Серьезной Литературы. Вначале Энни Уилкс предстает перед нами печальной «бледной молью», однако затем она погружается всё глубже и глубже в пучины своего безумия. Бейтс точно схватывает мгновенные изменения характера: от вялой доброжелательности до жестокой, ослепляющей ярости – она показывает банальность зла, когда Кэти-фанатка превращается в Кэти-психопатку. Она жалкая, но при этом она неистовая, опасная сила природы, под стать образованному, заслуженному писателю, которого она держит в заключении. Бейтс получила «Оскар» благодаря роли Уилкс и создала образ, который вышел за свои начальные пределы и стал одним из архетипов популярной культуры, – образ сумасшедшего фаната. (Натан Рабин)

 

17. Туко

ФИЛЬМ: «Хороший, плохой, злой»
АКТЕР: Илай Уоллак


Эпический спагетти-вестерн Серджо Леоне доказал, что если «злой» парень достаточно умен, он сможет захватить большую часть хронометража. Туко (Илай Уоллак) убеждает нас в своей значимости благодаря грубому обаянию, буффонаде, за которой кроются его истинные мотивы. Мексиканский бандит неохотно объединяется с «хорошим» парнем – только так он может открыть все свои потаенные сокровища души. Леоне, вводя этого героя, заставляет нас взглянуть прямо на наш собственный колеблющийся компас морали. А Уоллак, опытный к тому времени, 1966 году, актер театра с десятилетним успехом за плечами, создает этот бесподобный образ из того, что могло бы стать лишь проходной ролью. (Элисон Настаси)

 

16. Марчелло Рубини

ФИЛЬМ: «Сладкая жизнь»
АКТЕР: Марчелло Мастроянни
Один из многих художественных предшественников Дона Дрейпера, главный герой «Сладкой жизни» – привлекательный и (когда он того хочет) любезный молодой человек, умеющий быть кстати в любом обществе. Его работа в качестве бульварного журналиста – и это не считая его либидо и его неугомонного характера – бросает его от длинной ночи с шикарной актрисой к религиозной сходке или к вечеринке в замке аристократа на природе. В промежутках между этими действами мы видим отрывки из его личной жизни: лицемерную и ревнивую невесту, стареющего отца и интеллектуально одаренного друга, чья жизнь на мгновение приоткрывает для Марчелло мир, который может быть наполнен настоящим смыслом. Что делает Марчелло, которого сыграл притягательный Марчелло Мастроянни, примечательным героем, так это не харизма, а ужасающая пустота на месте личностного стержня. Отчасти трагедия шедевра Феллини заключается не в том, что мир открыт перед героем, а он, несмотря на свой ум, талант и красоту, не в состоянии наполнить свою жизнь смыслом. Трагедия в том, что спустя полвека после премьеры «Сладкой жизни» образ Марчелло очень прочно вошел в культуру, а опустошенность, которую олицетворяет этот образ, стала настоящим знаком времени. (Джуди Берман)

 

15. Гарри Лайм

ФИЛЬМ: «Третий человек»
АКТЕР: Орсон Уэллс


Кэрол Рид в своем «Третьем человеке» оттягивает появление Гарри Лайма (Орсон Уэллс) почти до середины киноленты. Все ведут бесконечные разговоры о Гарри Лайме, и его незримое присутствие всё возрастает и возрастает, пока наконец… не появляется знаменитый кадр: сияющая на фоне угольно-черного дверного проема голова Орсона Уэллса. Всего с участием Гарри Лайма в фильме содержится ровно три сцены (и самая запоминающаяся из них – на колесе обозрения). Гарри Лайм – из тех характеров, что процветали во времена разрухи, хаоса и войны: приспособленец, реалист и оппортунист. Символ наших худших устремлений, которые мы мечтаем скрыть или вовсе отрицаем, Гарри Лайм – тип человека, которым, как мы надеемся, мы не станем, если настанут тяжелые времена. Мы надеемся, что сумеем сделать правильный выбор, мы надеемся, что сумеем ценить чужую жизнь превыше своей, мы надеемся, что наш моральный компас останется прежним. Гарри Лайм, решительный и реалистичный во всём, что совершает, напоминает нам, что не всё так радужно и однозначно в нас самих. (Шейла О’Мэлли)

 

14. Пи-Ви Герман

ФИЛЬМ: «Большое приключение Пи-Ви»
АКТЕР: Пол Рубенс
Это может показаться мелким жульничеством – включить Пи-Ви Германа в список величайших киногероев, ведь он начал свою карьеру на подмостках, а затем стал звездой кабельного телешоу 1981 года. Однако именно «Большое приключение Пи-Ви» сделало Пола Рубенса, мужчину-мальчика-спортсмена в галстуке-бабочке, любимцем публики в 1985 году. В сотрудничестве с бывшим в то время аниматором Тимом Бёртоном и сценаристами Филом Хартманом и Майклом Вэрхолом Пол Рубенс создал своеобразную «заумную» машину Руба Голдберга в сфере кино, представляющую собой безумное метаразмышление о природе шоу-бизнеса с кульминацией в виде сцены, где Пи-Ви Герман гонит на своем велосипеде по студии Warner Brothers, которая могла существовать лишь в воспаленном, испорченном карамельным конфетами детском мозгу, населенном монстрами из японских мультиков, Санта-Клаусами из рождественских фильмов и видеоклипами группы Twisted Sister. Необузданное подсознание Пи-Ви – это сплошной упрек общепринятым диснеевским представлениям о детях как маленьких невинных ангелочках. Он безумный хулиган, который ставит поиски своего исчезнувшего велосипеда превыше всего в этом мире и в других мирах, он очарователен без излишней приторности. «Большое приключение Пи-Ви» могло бы оказаться лучшим фильмом Франка Ташлина, ведь Пи-Ви Герман – это буквально оживший мультперсонаж, достойный встать в один ряд со звездами Warner Brothers – Даффи Даком и Багз Банни. (Натан Рабин)

 

13. Энни Холл

ФИЛЬМ: «Энни Холл»
АКТЕР: Дайан Китон


Есть роли, созданные специально для исполнителя, а есть Энни Холл, роль, не только вдохновленная отношениями Дайан Китон со сценаристом и партнером по фильму Вуди Алленом, но и названная в честь нее (ее настоящее имя – Дайан Холл). Однако Китон не просто «играет саму себя»: Энни – это гремучая смесь из независимой женщины и глуповатой простушки, парящей в облаках и при этом стоящей на ногах, «воспитанной» образованным бойфрендом Элви (Вуди Аллен) настолько хорошо, что она неизбежно на несколько порядков «перерастает» своего учителя. Ее своеобразный гардероб стал объектом для подражания, ее словечки стали крылатыми фразами, а сама Энни Холл стала очень необычной иконой конца 70-х. Ее дух до сих пор витает над всеми романтическими комедиями в частности и массовым кинематографом в целом. (Джейсон Бейли)

 

12. Трэвис Бикл

ФИЛЬМ: «Таксист»
АКТЕР: Роберт Де Ниро
Сценарист Пол Шредер, как известно, написал сценарий «Таксиста» в порыве, который больше напоминал срыв, движимый желанием сжечь мосты своего кальвинистского воспитания, воспеть оружие и уйти от парализующей депрессии. Всё это вылилось в создание портрета человека, постепенно погружающегося в безумие. В итоге местами фильм кажется не столько актом творчества, сколько актом по изгнанию демонов. Де Ниро исполняет роль со знанием дела, а режиссер Мартин Скорсезе ярко и завораживающе рисует картину городской утробы, которая вполне способна не только произвести на свет подобного человека, но и подтолкнуть его к краю бездны. (Джейсон Бейли)

 

11. Итан Эдвардс

ФИЛЬМ: «Искатели»
АКТЕР: Джон Уэйн


Уэйн достигает вершины своего таланта в классической ленте Джона Форда 1956 года. Сыграв расиста и убийцу-одиночку, Уэйну достало храбрости взять весь массив истории Америки и продемонстрировать ее темную сторону, которая скрывает немало жестокости и фанатизма. Одним из самых символичных моментов кинематографа стал финал «Искателей»: Итан стоит в одиночестве посреди пустыни, вглядываясь сквозь темный дверной проем в домашнюю обстановку. Он больше не может переступить порог этого дома. Без сожалений Уэн разворачивается у ходит прочь в пыльную даль, но – присмотритесь к легкому замешательству первых его двух шагов. Это совершается внутренняя катастрофа (Уэйн сумел выразить ее даже будучи повернутым спиной к зрителю). Многочисленные роли Уэйна в вестернах позволили американцам романтизировать свое прошлое, представить его лучше, чем оно есть на самом деле. Итан Эдвардс в «Искателях» призван жестко напомнить им о реальности. (Шейла О’Мэлли)

Источник.

50 величайших киногероев всех времен (1/5)
50 величайших киногероев всех времен (2/5)
50 величайших киногероев всех времен (3/5)