50 величайших киногероев всех времен (3/5)

50 величайших киногероев всех времен (3/5)

Перевод с английского – Татьяна Буланова

Продолжаем публиковать результаты онлайн-опроса от британского журнала Empire о величайших киногероях всех времен.

 

30. Джеймс Бонд

ФИЛЬМЫ: все 26 фильмов, от «Доктор Ноу» до готовящегося к выходу «007: Спектр»
АКТЕРЫ: все семь актеров, от Шона Коннери до Дэниэла Крэйга

Кого мы обманываем! Это был очевидный выбор – третий по величине кассовых сборов киносериал (даже до инфляции) и один из самых продолжительных (с 1962 года по настоящее время). Агент 007 стал неотъемлемой частью фабрики поп-культуры – взять хотя бы его самую цитируемую фразу о коктейле или его сексуальные похождения. Но не только эти качества делают героя столь живучим (бесчисленное множество шпионов промелькнуло на киноэкранах за это время и кануло в Лету) – дело в его пластичности. Бонд мог бы стать застывшей реликвией, если бы не команда профессионалов, которая мягко, но уверенно модифицировала и подгоняла образ под каждую новую эпоху и каждого нового актера. (Джейсон Бейли)

29. Терме

ФИЛЬМ: «Развод Надера и Симин»
АКТЕР: Сарина Фархади

Хотя достижением фильма «Развод Надера и Симин» считается использование маленькой личной драмы для воссоздания масштабной классовой, половой, бюрократической и политической трагедии Ирана, главное его достоинство – это набор характеров. Особенно это касается 11-летней Терме, дочери главных героев, которую сыграла собственная дочь Фархади – Сарина. Терме – редкий пример девочки, которая мудра и сильна без притворной взрослости, это цельная личность со своим мировоззрением и поступками, а не маленький придаток взрослых. А Сарина Фархади – это редкий пример юной актрисы, умеющей передавать широкий спектр эмоций и играть настолько естественно, что зритель забывает об игре. (Джуди Берман)

 

28. Бесс

ФИЛЬМ: «Рассекая волны»
АКТЕР: Эмили Уотсон

Персонажи Ларса фон Триера, в особенности вечно препарируемые им героини, несут в себе глубокий метафорический смысл. Однако множество из них в то же время поразительно сложные, причудливо сконструированные человеческие создания, начиная с Карен из «Идиотов» и заканчивая всеми ролями Шарлотты Генсбур в недавней Триеровской трилогии «Депрессия». Тем не менее самым его запоминающимся персонажем остается Бесс из фильма «Рассекая волны», тонко и полно воплощенная Эмили Уотсон. По-настоящему верующий человек, заточённый, как в клетке, в религиозной коммуне, Бесс преданна своей вере в Бога и любви к искалеченному мужу, но живет в мире обывателей, далеких от настоящих чувств. С одной стороны, она подает признаки психической болезни – слышит голос Господа, провозглашающий истины посредством ее рта. Но с другой стороны, открытость, искреннее желание творить добро и врожденная неспособность к лицемерию – вот что составляет основу характера Бесс. Даже в моменты, когда кажется, что она была осквернена, она являет собой чистую невинность. Бесс столь же разочаровывает, сколько и очаровывает, и это достаточно удивительно, ведь по сути она – святость во плоти. (Джуди Берман)
 

27. Асами Ямадзаки

ФИЛЬМ: «Кинопроба»
АКТЕР: Эйхи Сиина

«»Кинопроба» не кажется мне фильмом ужасов. По крайней мере в нем нет монстров или чего-то сверхъестественного. Это просто история о девушке, испытывающей немного странные эмоции, которые зрителю нетрудно понять. Она лишь хочет, чтобы любимый человек остался рядом», – рассказал режиссер Такаси Миикэ в интервью Midnight Eye. Снятый по мотивам одноименного романа Рю Мураками фильм повествует о вдовце-бизнесмене (Аояма в исполнении Рё Исибаси), находящемся в поиске новой жены посредством экспериментального кастинга. Он влюбляется в Асами (которую сыграла прекрасная Эйхи Сиина), чуткую и ранимую, однако ее маска невинности вскоре оказывается сорвана. Асами применяет орудия пыток, тем не менее и ее плененный жених не лишен корыстных мотивов. В финальной, ключевой сцене сложно различить момент, когда заключение в оковы становится подлинным освобождением – это говорит о сложности персонажей Миикэ: они и полные ничтожества, и жертвы, и монстры одновременно. (Элисон Настаси)

 

26. Чудовище

ФИЛЬМ: «Красавица и чудовище» (La belle et la bête)
АКТЕР: Жан Маре

«Красавица и чудовище» – сказка о сопереживании, рождающемся из столкновения любви Красавицы и мужества Чудовища, о страхах, сексуальном желании и зле, которое однажды разделило их. Сопереживание было также в центре история создания кинокартины: режиссер Жан Кокто страдал от тяжелого кожного заболевания, которое даже привело его к госпитализации. «Лицо и руки Жана Маре покрыты таким слоем грима, что удаление его подобно моим страданиям», – писал Кокто о звезде своего фильма и приятеле по жизни, мейкап которого требовал пяти часов работы. Неутомимый Маре сыграл целых три роли в этом фильме, но именно по его Чудовищу скорбели зрители, в момент когда актер превратился в принца. Одними лишь глазами Маре умел передать огромный спектр эмоций. (Элисон Настаси)

 

25. Индиана Джонс

ФИЛЬМЫ: «Искатели утраченного ковчега», «Индиана Джонс и Храм судьбы», «Индиана Джонс и последний крестовый поход», «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа»
АКТЕР: Харрисон Форд

Это самый простой путь – определить Индиану как шаблонного героя приключенческого фильма: в конце концов, создатели Стивен Спилберг и Джордж Лукас черпали вдохновение из субботних приключенческих телесериалов, особо не отличавшихся глубиной изображаемого. Несмотря на эти внешние атрибуты, которые наследует Индиана Джонс, он прежде всего современный человек, зачастую не по своей воле вовлеченный в действие (см. знаменитое поражение бойца в «Искателях утраченного ковчега»), то и дело мучимый сомнениями и страхами (змеи!) и зависимый от других персонажей, которые нередко спасают его и заставляют взяться за ум. Что могло быть менее интересным, чем невзрачный, тупоголовый Герой; но Спилберг, сценаристы и (особенно) Форд сделали Индиану Джонса материальным и человечным, и это в свою очередь сделало все опасности, выпадающие на его долю, (немного более) ощутимыми. (Джейсон Бейли)
 

24. Джордж Бейли

ФИЛЬМ: «Эта прекрасная жизнь»
АКТЕР: Джеймс Стюарт

На протяжении свой карьеры Стюарт преуспел в исполнении ролей, которые мы обозначаем общим именем – «обыватель». Однако присущие этому обозначению «ванильные» коннотации отметаются его главной ролью – семейного человека из маленького городка, которого он сыграл в драме 1946 года Фрэнка Капры (вначале бывшей провалом, а затем получившей статус неотъемлемого атрибута праздников). Джордж обладает теплом, светом и привлекательной неуклюжестью, типичными и для актера. Однако в мрачном и мощном третьем действии Стюарт и Капра обнажают неожиданную темную сторону Бейли, выдвигая на первый план разочарования и отчаяние, которые на протяжении предыдущих 90 минут неуклонно накапливались. Прогулка, которую ему устраивает ангел-хранитель Кларенс после попытки самоубийства на мосту, это не просто очередная пародия на «Рождественскую песнь», растиражированную бесчисленными телешоу, – это напоминание о том, что каждый из нас на своем пути непременно соприкасается с бессчетным количеством жизней и по-своему наделен не меньшей властью, чем у старика мистера Поттера. (Джейсон Бейли)

 

23. Орландо

ФИЛЬМ: «Орландо»
АКТЕР: Тильда Суинтон

Есть актеры, которые растворяются в персонаже, а есть актеры, которые воплощают персонажа в своей, особой манере – к последним относится и Тильда Суинтон. Она проделывала этот трюк неоднократно: начиная с фильмов Дерека Джармена до недавних «Я – это любовь» и «Выживут только любовники». Но ни одна из тех ролей не сможет превзойти ее ключевую роль – главной героини фильма Салли Поттер по мотивам одноименного романа Вирджинии Вульф. Эта экранизация была бы абсолютно невозможна, если бы не существовало Тильды Суинтон. Орландо – придворный и поэт елизаветинской эпохи, который по волшебству превращается в женщину начала XX века. Только Суинтон – актриса с аристократическими корнями, утонченная и бесконечно прекрасная в своей андрогинности, навевающей фантазии о 400-летней инопланетянке с далекой планеты, – способна соответствовать заявленной роли. И что самое важное, она обладает достаточным обаянием, чтобы показать историю Орландо настолько же интригующей, насколько ее, вероятно, и задумала Вульф, посвятившая роман своей возлюбленной Вите Сэквилл-Уэст. (Джуди Берман)

 

22. Тони Манеро

ФИЛЬМ: «Лихорадка субботнего вечера»
АКТЕР: Джон Траволта

Столько незабываемого очарования в образе Траволты: похода, прическа, постеры на стене его спальни, кривляние в одном белье перед зеркалом, мучительные семейные обеды, наряды, ночи на танцполе, рождающие мечты о чем-то лучшем, чем-то шикарном, чем-то большем… На излете утомленного, перегоревшего десятилетия Тони Манеро врывается на экраны со своей энергией, желаниями и сексуальным ритмом, пульсирующим под его шелковистыми полиэстеровыми рукавами. Тони – это иконическая фигура, символичная для данной эпохи, прекрасно воплощенная и запечатленная на пленку навечно. Этот герой – не только о веселье. Его мечты, чаяния и фантазии – вот что цепляет зрителя за живое. Эскапизм – это не об отрицании. Он – о простом выживании, а Тони Манеро – живучий тип. (Шейла О’Мэлли)

 

21. «Душечка»

ФИЛЬМ: «В джазе только девушки»
АКТЕР: Мэрилин Монро

Культ Мэрилин Монро всегда был чем-то немного печальным и немного озадачивающим. Ее привлекательность очевидна для любого, имеющего глаза (или не имеющего – ведь большая доля ее сексуальности была заключена в ее воздушном, девчачьем ворковании). И особенно странным кажется факт, что все ждут жизненной мудрости и глубоких сентенций от женщины, знаменитой тем, что она была столь же бесконечно несчастлива, сколь популярна и сексапильна. Однако весь культ Мэрилин может быть оправдан одной лишь ее ролью в безумно веселой комедии переодеваний «В джазе только девушки» Билли Уайлдера. Знойная певица в девичьем (по задумке) ансамбле представляет собой противоположность общественных представлений о «хорошей» девушке тех времен: она шокирующе сексуальна, неразборчива в мужчинах, отчего ей всегда попадаются «плохие» парни (а «хорошие» в этом безумном мире – те, что одеты в юбку), бестолковая, легкая добыча для бабников-меломанов и настроена женить на себе миллионера или по крайней мере заставить его отдать ей большую часть его состояния. «Душечка» совсем не леди – она женщина, она фейерверк, она сокрушительно очаровательна и обаятельна. Ключевая роль Монро представляет собой уникальную комбинацию плоских комедийных приемчиков и убийственной чувственности. Перефразируя часто приписываемый Монро афоризм, можно сказать, что величие Мэрилин Монро в ее лучшие моменты (а в «В джазе только девушки» она хороша, как никогда) заключается в предоставлении зрителям возможности раз за разом наслаждаться самыми худшими ее чертами. (Натан Рабин)