50 величайших киногероев всех времен (2/5)

50 величайших киногероев всех времен (2/5)

Перевод с английского – Татьяна Буланова

В прошлом месяце журнал Empire опубликовал результаты своего онлайн-опроса о величайших киногероях всех времен, и они оказались, мягко говоря, до обидного предсказуемыми — почти тот же набор персонажей, который мы видим в результатах такого рода списков или голосований, только некоторые из этих однотипных героев блокбастеров поменялись строчками в рейтингах. Безусловно, среди них немало заслуженных икон кинематографа, но за кадром при этом остается немало и тех, кто не получил в списке места, несмотря на свои заслуги. Поэтому в попытке составить более актуальный рейтинг киноманы из Flavorwire: Джейсон Бейли, Элисон Настаси и Джуди Берман — собрались вместе и, обратившись за помощью к Натану Рабину и Шейле О’Мэлли, выдали этот бескомпромиссный (читай: абсолютно субъективный) список самых незабываемых персонажей кинофильмов.

    40. Дьюи Кокс

    ФИЛЬМ: «Взлеты и падения: История Дьюи Кокса»
    АКТЕР: Джон К. Райли

    Дьюи Кокс – главный герой музыкальной комедии «Взлеты и падения: История Дьюи Кокса» режиссера-сценариста-продюсера Джейка Касдена и продюсера-сценариста Джудда Апатоу – представляет собой единую пародию на всех поп-звезд, засветившихся со своими драматическими биографиями в телесериях «По ту сторону музыки» или в приукрашенных, упрощенных байопиках. Список любовно высмеянных икон включает Боба Дилана и Брайана Уилсона, а также отдельно отсылает к образу великого Джонни Кэша, чей оскароносный байопик 2005 года «Переступить черту» был всё еще свеж в воспоминаниях публики, когда в 2007-м увидели свет «Взлеты и падения». Это один из привычных героев Джудда Апатоу – эмоционально недоразвитый мужчина-ребенок. Джон К. Райли великолепно исполняет роль мальчика-переростка, для которого статус рок-звезды – это возможность воплотить все свои самые глупые капризы. Он плоть от плоти рок-истории, человек, чья карьера напрашивается быть запечатленной как кинопасквиль, и дань невероятному количеству музыкальных трендов и направлений, начиная юным рок-н-ролльным бунтом студии Sun Records и заканчивая непристойным современным хип-хопом. Однако «Взлеты и падения» не стали бы чем-то большим, чем просто остроумный пастиш, если бы не чертовски хлесткие, уморительные и цепляющие шутки и если бы не старания Райли, который вложил всю душу в создание столь нелепого персонажа. Дьюи Кокс во «Взлетах и падениях» – это, конечно, блестящая пародия, но при этом она незаметно заставляет проникнуться бесконечной симпатией к главному герою. Тот, кто видел или слышал финальное выступление Beautiful Ride (с песней, которая берет на себя смелость с глубиной и чувством выразить все перипетии жизни певца в формате нескольких минут) без комка в горле и слез на глазах, сделан из камня, и это явно не о нас. (Натан Рабин)

      39. Ланкастер Додд

      ФИЛЬМ: «Мастер»
      АКТЕР: Филип Сеймур Хоффман


      Блестящее появление Хоффмана в драме «Мастер» Пола Томаса Андерсона (2012) в качестве Ланкастера Додда, харизматичного, сложного писателя и лидера культа, со всей очевидностью основано на личности Лафайета Рональда Хаббарда и совершает примечательный подвиг по привлечению симпатии и сочувствия к лжецу и прославленному мошеннику, чья игра затянулась настолько, что пережила его самого на десятилетия. Хоффман привносит в образ ранимость и меланхоличность, которых ему так не хватало; он уделяет равное внимание и ярким моментам – когда Додд очаровывает целый мир и наслаждается невероятной властью, которую ему дал его хитрый ум, и темным минутам – когда маска всевластия спадает, а под ней обнаруживается мучимый демонами и погрязший в сомнениях человек, мания величия которого лишь на время может отодвинуть его терзания на второй план. Дуэт Додда с Фредди Куэллом в исполнении Хоакина Феникса завораживает: они две половинки одного целого, нареченные отец и сын, каждый из которых желает обладать тем, что имеет другой. Эти две заблудшие души существуют в состоянии нездоровой созависимости, пока вселенная и судьба не разлучают их навечно. Что делает характер Додда более трагическим, нежели комическим, так это его искренняя вера в собственные фантастические идеи – Хоффман показывает его как блистательного рассказчика, племенного собственной ложью. (Натан Рабин)

        38. А Цзонг

        ФИЛЬМ: «Наёмный убийца»
        АКТЕР: Чоу Юньфат

        Душа и плоть золотого века Гонконга в изображении Джона Ву – грубо говоря, с 1986 года и фильма «Светлое будущее» до 1992 года и фильма «Круто сваренные» – нашли самое яркое свое воплощение в его главном интернациональном кинорелизе 1989 года. А Цзонг в исполнении Чоу Юньфата – высокоэффективный киллер, исповедующий молчаливую нравственность и непростую мужественность, – преследуем собственными грехами, в отчаянии когда-либо искупить их. Этот инородный для американской публики персонаж дает желанный отдых от плоских, однотипных машин-убийц (Сталлоне, Шварцнеггер и т. д.), населявших в ту пору киноэкраны. (Джейсон Бейли)

          37. Элиен

          ФИЛЬМ: «Отвязные каникулы»
          АКТЕР: Джеймс Франко


          Это будет большим упрощением – назвать Джеймса Франко «актером», поскольку он равно увлечен своей карьерой вечного студента, писателя, продюсера и перформанс-артиста, специализирующегося на игре в Джеймса Франко. Его актерская деятельность может казаться второстепенной штукой, особенно что касается его ролей в больших голливудских проектах (правило буравчика в отношении Франко: чем больше бюджет и аудитория, тем меньше он вкладывается в проект). Однако в современной психоделической сказке «Отвязные каникулы» Хармони Корина он превзошел самого себя по части расслабленности игры. Элиен – это не просто роль для Франко, это мировоззрение и вселенная, в которые он вдыхает жизнь; это неоновое царство полного разврата, беспорядочного секса, шокирующей жестокости и тотальной безнравственности. Эта роль во многом основывается на личности арт-бунтаря Франко и его желании как можно дальше дистанцироваться от общих представлений о симпатичном актере в кассовом фильме. Он показывает Элиена как сумасшедшего Гамельнского крысолова, как Большого серого волка эпохи селфи. Он воплощает собой всё то ужасное и потаённо прекрасное, что может предложить современная молодежная культура с ее безумными крайностями. Карьера Франко определяется то восхитительным бесстрашием, то сожалениями о нем, однако серьезный риск, который на себя привык брать актер, редко бывает оценен по достоинству. (Натан Рабин)

            36. Карен Сиско

            ФИЛЬМ: «Вне поля зрения»
            АКТЕР: Дженнифер Лопес

            Вооруженная дробовиком, легкая на остроты и не способная сопротивляться обманчивым чарам беглого жулика Джека Фоули (которого сыграл благородно седеющий Джордж Клуни, так что, сами понимаете, какой с нее спрос!), федеральный полицейский Сиско – это, несомненно, самый интересный герой в крутом криминальном романе Элмора Леонарда и в прекрасной его адаптации 1998 года от Стивена Содерберга. Это было бы слишком простым и грубым (и, возможно, сексистским) приемом – изобразить Сиско суровой женщиной, которая под влиянием «правильного» парня превращается в очаровательную Джей Ло. Леонард благодаря совместной работе со сценаристом Скоттом Фрэнком и серьезной игре Лопес создает образ с идеальным сочетанием смелости и страсти, так что не возникает сомнений в том, кто владеет и тайм-аутами во время игры, и ее неизбежным результатом. Это героиня со своими принципами и противоречиями, которая приятно отличается от типичной «девушки в криминальном фильме». (Джейсон Бейли)

              35. Мария Елена

              ФИЛЬМ: «Вики Кристина Барселона»
              АКТЕР: Пенелопа Крус


              Пылкая художница Мария Елена появляется в магическом 96-минутном фильме Вуди Аллена лишь на 50-й минуте, и это одно из самых тщательно подготовленных появлений персонажа в киноленте со времен «Третьего человека». Она упоминается лишь в приглушенных тонах, как будто от одного упоминания ее имени она способна материализоваться из воздуха, чтобы опровергнуть все вымыслы о себе. После всех этих приготовлений вы просто не можете пропустить ее выход. Круз точно не пропускает. Образ горячей латинской женщины, конечно, не нов, однако сценарий Аллена и актерская игра Круз (в наше время редко встретишь случай, чтобы создатель фильма писал роль специально для кого-то) привносят в роль абсолютную непредсказуемость: Мария Елена совершает все свои безумства, любовные повороты и разрушительные решения на ходу, по одной своей прихоти. И это ощущение опасности преображает то, что обещало быть предсказуемым, позитивным ромкомом, в нечто гораздо более интересное. (Джейсон Бейли)

                34. Розмари

                ФИЛЬМ: «Ребенок Розмари»
                АКТЕР: Миа Фэрроу

                «Ребенок Розмари» Романа Полански – это раздражающий портрет суровой реальности домохозяйки 60-х, замаскированный под сатанинский бульварный роман. Розмари в исполнении Миа Фэрроу не живет, а существует в лабиринтоподобном нью-йоркском апартаменте, населенном компанией странных персонажей. Ее изолированность и нарастающая паранойя, имеющая истоком темы пола и сексуальную неуверенность, находят отражение в кульминационной сцене, когда Розмари наконец сталкивается лицом к лицу с тем, что зрело внутри нее. К этому моменту ее лицо болезненно бледно и она кричит беззвучно в попытке исчезнуть внутри самой себя. Ее отвращение к новорожденному – это то, что на поверхности, остальное мы можем домысливать. Розмари – лишь тень себя прежней, призрак, качающий кроватку своего дьявольского дитя, вынужденный принять тьму. И мы рядом с Розмари – тщимся всмотреться в беспроглядную черноту и найти в ней хоть какой-то смысл. (Элисон Настаси)

                  33. Ли

                  ФИЛЬМ: «Выход дракона»
                  АКТЕР: Брюс Ли


                  Редко когда мифология звезды построена в основном (если не полностью) на одном фильме. Фильм «Выход дракона» – это не просто единственный голливудский кассовый фильм, который Брюс Ли создал за свою короткую, но полную событиями жизнь, а фильм, сотворивший из актера легенду на Западе и запустивший моду на боевые искусства, величайшей бессмертной иконой которой был выбран Ли. В «Выходе дракона», вполне типичном кино о боевых искусствах, Ли поражает красотой и харизмой сверхновой звезды и сверхъестественной грацией пантеры. Это – поэзия движения, сокрушительная боевая машина, которая не теряет своего хладнокровия даже в самом пылу битвы. Игра Ли раз и навсегда стала эталоном крутизны: поколения детишек мечтали стать Брюсом Ли, когда, выходя из кинотеатров после сеанса «Выхода дракона», старательно, пусть и не всегда удачно, повторяли фирменные приемчики Брюса. Ли умер вскоре после того, как фильм достиг успеха, а он сам превратился в высокооплачиваемую звезду мирового уровня. Однако поразительная красота его актерской игры сделала его имя бессмертным. (Натан Рабин)

                    32. Шер Хоровитц

                    ФИЛЬМ: Бестолковые
                    АКТЕР: Алисия Сильверстоун

                    Сильверстоун мгновенно завоевала статус суперзвезды после роли Шер Хоровитц в блестящей экранизации Эми Хекерлинг «Бестолковые» по роману Джейн Остин – в роли беззаботного дитя элиты, за розовым пластиковым экстерьером которого кроется бездна ума. В начале фильма она полна грубой юной дерзости, но постепенно приходит к пониманию простой истины – необходимо смириться с тем, что ты не всезнающ, а напротив, абсолютно бестолков. Симпатичные популярные девушки в молодежных комедиях обычно представляют собой глупых злодеек, но Шер Хоровитц использует свою популярность и талант к преображениям, шопингу и сводничеству во благо, а также она редкий экземпляр популярной девчонки, на которую точно можно положиться. Сильверстоун настолько неотразима в ее звездной роли, что можно легко понять, почему любовный интерес ее якобы сводного брата (в исполнении милого и странноватого молодого Пола Радда) игнорирует якобы кровосмесительный оттенок их отношений и толкает его к чему-то большему, чем дружба. Шер Хоровитц – это воплощение развлекательного кино 1990-х и героиня на века. (Натан Рабин)

                      31. Джеки Браун

                      ФИЛЬМ: «Джеки Браун»
                      АКТЕР: Пэм Гриер


                      Звездная мисс Гриер за свою продолжительную кинокарьеру сыграла немало запоминающихся героинь, но именно ее появление в кинопостановке Квентина Тарантино 1997 года по бульварному роману «Ромовый пунш» стало кульминационным. Здесь она немного старше, немного мудрее, хотя по-прежнему озорная и взбалмошная, и, как всегда, коварная. Прообраз из романа Элмора Леонарда – белая 44-летняя стюардесса; Тарантино переписал эту роль специально для Гриер (и поменял фамилию – чтобы она напоминала о Фокси Браун, самой известной роли Гриер на тот момент), сделав упор на ее силу и харизму, которые видны даже в слабейших ее действиях, и объединив их с усталостью женщины – и актрисы – которая боится, что лучшие ее дни позади. На протяжении этого криминального чтива Тарантино и Леонарда ее талант раскрывается во всей красе, и получившийся образ заставляет сопереживать. (Джейсон Бейли)