Босх

Возвращение Босха на арену славы

Почему имя Иеронима Босха все чаще звучит из уст современных людей? И чем цепляют картины, написанные несколько столетий назад, общество XXI века? Разбираемся вместе с Kulick.Magazine.


Свободный автор: Nathalie Vien


Имя Иеронима Босха не всегда было всемирно известно, но сейчас картины фантастического художника позднего средневековья становятся все более и более популярными за их необычные, ужасающие, но впечатляющие детали, напоминающие сюрреалистические картины другого известного всем художника – это и мужчина, играющий на флейте, вырастающей из его носа, и птица-монстр, пожирающая грешников.

Прежде всего Босх лучше всего известен за свой выдающийся триптих «Сад Земных Наслаждений». Центр творения показывает орду обнаженных людей, предающихся различным удовольствиям. По бокам противопоставлены друг другу – Рай и Ад – то, что было у людей и что предстоит всем главным героям центральной картины. Его популярное произведение сейчас используется как иллюстрации и обложки для книг, в том числе и сказки для детей, иногда в качестве принт-арта на одежде и ботинках Dr.Martens, кроме того, за границей существует даже раскраска для детей.

Босх

Все это сводится к одному единственному факту – Босх, умерший практически пятьсот лет назад, сейчас более популярен, чем когда-либо. Его мрачное и апокалиптические видение мира находит отклик в сердцах людей. Известная марка Taschen, специализирующаяся на больших иллюстрированных книгах, выпустила не один тираж с иллюстрациями картин этого художника. И спустя все столетия только в 2007 году появился музей, посвященный исключительно Босху. В знаменитой книге Дэна Брауна «Код Да Винчи» был упомянут знаменитый триптих, что тоже повлияло на возрастающую популярность. Почему же именно сейчас люди обратили внимание на одного из самых загадочных и удивительных голландских художников?

Конечно, Иерониму Босху повезло, он был достаточно популярен еще при жизни. Его творчество вдохновляло многих последователей, но в начале 17-го века, когда барокко вступило в свои владения, художник был позабыт вплоть до начала двадцатого столетия. Только во время развития сюрреализма Босх стал снова возвращаться и завлекать умы общества. Это было связано и с появлением направлений, близких к творчеству Босха. Многие искали вдохновение в его триптихах, хвалили его воображение и торжество подсознания. Восхищались садизмом и богохульством, соглашались с тенденциями против религии и буржуазной морали – в общем, были в восторге от всего того, что высмеивалось художником. Сейчас же ситуация немного иная. Кто-то продолжает соглашаться с сюрреалистами, а кто-то ищет в картинах голландского творца ужасное будущее, которое может настигнуть человечество.

Босх

По мнению одних ученых, центральная панель «Сада» не показывает падение и греховный мир, но безграничное удовольствие и культ свободной любви, о чем сейчас все чаще и чаще говорит общество. Помешанность на плотских утехах сейчас совпадает с современными предпочтениями молодых людей. Однако важнее другое – Босх во многих своих произведениях обращал внимание публики на два самых отвратительных греха по его мнению:тщеславие и чревоугодие. Даже пять столетий назад художник беспокоился о том, что люди требуют больше и больше от мира, стараются достигнуть абсолюта во всем. Звучит это, конечно, знакомо, разве не так? И подобные символы, встречающиеся повсюду, влияют на подсознание публики, и она ищет отражение в искусстве своих эмоций. Тут-то и появляется Иероним Босх со своими обличающими картинами. Его актуальность основана на совпадении черт прошлого и настоящего. Люди как будто чувствуют, что все как бы разваливается, приводя к художественному порыву фантазии и воображения.

Босх

В современном мире так и нет ответов на все вопросы, поставленные картинами Босха. «Чертовщина», которая, как считалось раньше, была призвана лишь забавлять зрителей, имеет гораздо более глубокий смысл, который предстоит разгадывать и обдумывать снова и снова. Множество символом, скрытых в картинах, представляют огромный интерес как для исследователей, так и для публики, заинтересованной в искусстве. И этот мистический туман, окутывающий все творчество Босха, магия его картин и уникальность стиля, привлекает каждого, потому что сейчас загадки и тайны ценятся больше, чем когда-либо, ведь мы можем найти любой ответ на заданный вопрос, но искусство порой не поддается этому правилу.


Kulick.Magazine — найдем ответы на любые вопросы, связанные с искусством.