лои фуллер, танцовщица

История Лои Фуллер в фильме «Танцовщица»

В отечественный прокат вышла кинолента о жизни Лои Фуллер — родоначальницы танца модерн. Kulick.Magazine побывал на премьерном показе фильма «Танцовщица» и делится своими впечатлениями.


Свободный автор: Анастасия Акопова


Если бы мы не знали, что в основе дебютной картины Стефани ди Джусто лежат реальные исторические события, могло бы показаться, что перед нами совершенно сказочная история. «Это прекрасно, но ведь так не бывает!» — хочется воскликнуть зрителю. Но свидетельства подтверждают, что феерия движения и света, которую мы видим на экране, действительно была тем, чем жила неподражаемая Лои, сыгранная очаровательной Соко.

Это история о восхождении девушки, ставшей сенсацией в мире театрального искусства и положившей начало новому стилю танцев. Удивительна она по целому ряду причин, раскрывающихся по ходу фильма. Во-первых, танцевальная карьера Лои началась, когда ей было 25 лет — до неприличия поздно по любым меркам. Во-вторых, Лои ни у кого не училась танцевать и, более того, всю свою юность мечтала стать актрисой, а вовсе не танцовщицей. В-третьих, у будущей танцевальной дивы попросту не было никаких средств не только на реализацию сложных проектов, но и даже на то, чтобы пересечь Атлантику и добраться до Парижа, где и взошла ее звезда. Как же ей удалось достичь такого успеха?

Пожалуй, ответ кроется в самой сущности, в характере нашей героини. Во многом ее успех объясняется оригинальностью ее изобретений — невиданного доселе танцевального наряда из легкой струящейся ткани, делавшего ее похожей на огромную бабочку, и нового типа театрального освещения. У Лои было фантастическое воображение и младенчески чистое восприятие мира. Идеи, пришедшие ей в голову, были так свежи, что поначалу даже казались чудаковатыми. Ей принадлежали патенты на уникальные костюмы и химический состав веществ, используемых в осветительном оборудовании. Но мир никогда не узнал бы о Лои Фуллер, если бы не ее титаническая сила воли и полнейшая одержимость своими творениями.

Множество разноцветных прожекторов освещает кружащие, непрерывно меняющиеся очертания воздушного платья Лои, в нескольких зеркалах отражается ее причудливый танец. Зрители заворожены изяществом и легкостью движений девушки. Но им не видно, что из-за ослепительного света глаза Лои заливает кровью. Им неведомо, как это тяжело — управлять гигантским полотном ткани так, будто это твои собственные крылья. И тем более не видят они нескончаемой боли и головокружения, ставших постоянными спутниками отважной танцовщицы. Вопреки всему Лои шла к своей цели — разработке нового танцевального стиля.

Мы не можем сполна оценить красоту танцев, придуманных Лои. Создатели фильма, очевидно, активно пользовались монтажом и компьютерной графикой, чтобы хотя бы частично передать то, что показывала на сцене Фуллер и ее танцевальная труппа. Но Соко удалось создать довольно сильный и цельный образ легендарной танцовщицы. Актриса сыграла очень эмоционально — в ее исполнении Лои получилась невероятно сильной и при этом парадоксально ранимой. Под внешней грубостью и неотесанностью мы видим большое и щедрое сердце, и даже в самом лице Соко можно без труда найти и девически нежные, и мальчишеские черты, так что выбор актрисы весьма удачный.

Что касается персонажа Гаспара Ульеля, то это уже режиссерская придумка: никакого романа с графом по имени Луи д’Осей у Лои не было. Видимо, Стефани ди Джусто добавила его для усиления драматического эффекта: любовная линия в фильме также сопряжена с болью и постоянным преодолением героиней самой себя. К тому же, богатством и связями графа объясняется то, как Лои смогла оплатить все расходы в начале своего творческого пути. В целом, загадочный и печальный герой Ульеля, обладающий изысканными манерами, сильно контрастирует с необузданной и упрямой танцовщицей.

Особенно интересен образ Айседоры Дункан, имя которой, в отличие от самой Лои, известно практически всем. Стефани ди Джусто решила восстановить историческую справедливость, показав, как много значила Фуллер в карьере Дункан, намеренно не проявляя к Айседоре симпатии. В фильме мы видим ее совсем юной, только начинающей свой путь к славе (в чем Лои, буквально влюбленная в нее, ей очень помогает). Айседора подкупает своей молодостью и безупречным танцевальным исполнением, но на этом ее положительные черты кончаются. Она хитра, расчетлива и прекрасно знает себе цену. Со своей учительницей, искренне в нее верившей и считавшей своей соратницей, она ведет себя просто оскорбительно. Как бы то ни было, в картине показан весьма непродолжительный период общения Лои с прославленной ученицей.

И все же, несмотря на боль и невзгоды, переживаемые героиней, фильм похож на сказку — хотя бы потому, что он сказочно красив. Это история о том, как идти напролом, при этом не забывая о грации. «Танцовщица» увековечила память об одной из главных фигур модернистского искусства и будет интересна каждому, кто восприимчив к красоте.


Kulick.Magazine — журнал про культуру и искусство.