tfya

Советы от Александра Назарова

Недавно мы рассказывали вам о премьере моно-спектакля Александра Назарова «…И море». Мы также смогли пообщаться с режиссёром и сейчас готовы представить вам советы, которые опытный мастер дает молодому поколению театральных режиссёров.


Оператор: Сергей Кулешов


Сначала ты собираешь какое-то количество людей и спускаешься с ними в подвал. И там в подвале доказываешь им, что ты режиссёр. Если ты им доказал это, то ты поднимаешься на следующий этаж и там опять доказываешь уже другим людям, что ты режиссёр и далее на следующий, и на следующий до самого конца.

Режиссёр — это профессиональный зритель

Мне очень нравится определение, которое дает театральному режиссёру Гратовский. Он говорит, что режиссер – это просто профессиональный зритель, не более того.  Я хочу, чтобы режиссер, вышедший из ГИТИСа или другого учебного заведения, помнил, что он прежде всего профессиональный зритель.

К этому еще хочется присовокупить слова великого Сэлинджера. Он говорил, что написать великий роман очень просто – нужно представить себе тот роман, который ты больше всего хочешь прочесть и потом всё это быстро записать. Парадокс заключается в том, что очень сложно представить себе тот роман, который ты больше всего хочешь прочесть. Это целое искусство – представить этот роман, записать это всё потом – не очень сложно. Вот, наверное, принимая во внимание мнение Гратовского и Сэлинджера, можно сказать, что театральный режиссер садится в зал и представляет себе спектакль, который он больше всего хотел бы увидеть. И после этого он должен этот спектакль поставить. Он должен понимать, насколько ему хочется посмотреть этот спектакль самому.

Прислушивайся к другим

Ни в коем случае нельзя ставить спектакли, которые не нравятся тебе, а нравятся кому-то. Это тупиковый путь. Попытайся сделать что-то, что понравится тебе самому. Это очень сложно – удовлетворить себя самого, потому что когда ты смотришь чужие произведения, ты очень критичен.

Будет миллион мнений, потому что кто-то любит другое смотреть. И не то, чтобы не нужно слушать других, нужно прислушиваться к мнению других обязательно. Слушать – это очень трудно и очень важно.

Создай органическое произведение

Еще мнение Тарковского мне кажется верным. Мы очень часто ощущаем себя такими демиургами, творцами: мы думаем, что приходим в этот мир, чтобы его перелопатить — а не надо. То, что мы создаем должно быть максимально органическим актом творения. Как Господь или Природа создает нечто живое, так и этот художественный акт должен быть очень живым. Мы должны помнить, что жизнь начинается там, где существует тождество противоположностей. Внутри каждого произведения искусства заложен парадокс. Что такое парадокс? Это тождество противоположностей. Что такое гротеск? Это художественный парадокс.

Думай о своём зрителе

Также я думал о том, для кого я ставил спектакль. Ставя детский спектакль, я решил, что он должен понравиться моей старшей дочке, ей тогда было 11. Мне должно понравиться и ей. Представляйте себе своего зрителя – того человека, который кроме вас увидит этот спектакль. Ведь любой ваш спектакль – это некое высказывание, которое обращено к кому-то. Вы, с одной стороны, как Гоголь освобождаетесь от своих внутренних грехов. С другой стороны, вы сподвигаете к чему-то своего зрителя – к чему-то хорошему.


 Kulick.Magazine — журнал о культуре и искусстве.