Смотри кино по-новому: инструкция по применению

Смотри кино по-новому: инструкция по применениюСвободный автор: Наталия Сарызина

Хотели бы вы знать немного больше о том, какие хитрости есть  в таком простом, на первый взгляд, деле, как просмотр кино? Интернет-журнал «Kulick» собрал для вас подборку советов, которые помогут узнать то, чего вы раньше не замечали в любимых фильмах. И, возможно, открыть для себя мир кино с новой стороны.

Как часто вам приходилось замечать, что многие люди смотрят одни и те же фильмы, но отзываются о них так, будто смотрели совершенно разное кино? Например, если пересказ сюжета еще более-менее бывает точен, то значение, идеи, которые авторами были заложены в фильм, выводы, разнятся до неузнаваемости. Я не говорю здесь об ощущениях, вкусах зрителей, субъективных симпатиях различных жанров или режиссеров, но о том — почему, смотря один и тот же фильм, многие люди могут только поверхностно просматривать его, и не видеть глубину. Не замечать деталей, выражающих основные идеи или особенностей операторской работы, звука, цитирования произведений культуры из смежных видов искусств — живописи, например. Ведь детали, особенно в авторском кино, ведут к пониманию общего смысла произведения, к погружению в прочитывание различных смысловых пластов.

Кино — искусство синтетическое, совмещающее в себе и движущееся изображение, и звук, и шумы, и цвет. К тому же кино вбирает в себя опыт других смежных искусств — живописи, театра, музыки, литературы. Автор может опираться на мировую художественную культуру, создавая своеобразную мозаику из разных средств выразительности, чтобы донести свои идеи до зрителя наиболее полно и глубоко. В этом и состоит сложность восприятия рядовым зрителем кинопроизведений — это, на первый взгляд, трудно осознаваемое искусство. Возможно, только один из ста непрофессиональных зрителей замечает, как в каждом конкретном эпизоде усиливается влияние то театра, то музыки, то литературы, то живописи.

Фильм для зрителя просто течет сквозь сознание — он видит сменяющиеся друг за другом кадры, улавливает сюжет — то есть историю, которая разворачивается перед его глазами, немного запоминает музыку, оставляя после просмотра определенные ощущения. Из этого складывается поверхностное мнение о фильме. Но если заглянуть глубже?

Любой фильм (от глупости до шедевра) — сложнейшая проблема для восприятия, память в этот момент работает очень мощно. Помимо задачи в течение 1,5 — 2 — 2,5 часов фильма удерживать напряжение и интерес зрителей от сюжета, режиссер должен еще построить фильм так, используя разные средства, чтобы он остался в памяти зрителей надолго — чтобы зритель в течение этого времени сверял экранную жизнь со своей собственной, испытывая переживания. Я хочу сказать, что смотреть фильм — это настоящий труд для нас с вами!

Чтобы осознать художественную сторону фильма, протекающего сквозь сознание, просмотров должно быть много. Как же обычно происходит «считывание» фильма зрителями?


Стадии аналитического просмотра и понимания фильма:


1 просмотр — зритель улавливает фабулу — то есть события, происходящие в фильме, связанные между собой; общие характеристики персонажей — хороший парень, злодей и т.д.; неожиданные повороты сюжета; яркое изобразительное решение.

При втором просмотре более детально запоминается сюжет. Возникает попытка уловить изобразительное решение фильма, стилистику.

На третьем просмотре внимание переключается на характеристики персонажей, диалоги, особенности актерского рисунка роли. Зрители замечают динамику фильма — темпоритм (часто мы слышим отзывы — «это был скучный фильм», «это был захватывающий фильм». Такое восприятие зависит от темпоритма, от искусства режиссера владеть им). Лучше усваивается организация сюжета, яркие изобразительные эпизоды. Возникает желание узнать, как это сделано.

4 просмотр — Усвоены сюжет и фабула, сформировался интерес к целостности фильма, внимание концентрируется на изобразительной стилистике и музыкальном решении. Возникают ассоциации, сравнения с творчеством других режиссеров, работающих в том же жанре или близкой эстетической ориентации.

5 просмотр — активное осмысление режиссерской концепции. Главный вопрос — для чего режиссер снимал фильм, что хотел сказать, что вызывать в зрителях?

Конечно, здесь представлены не 100% подходящие для всех данные — одни зрители могут улавливать при первом просмотре больше информации, чем другие. Здесь лишь показан принцип работы восприятия для непрофессиональных зрителей.

 


Профессиональное восприятие работает быстрее. «Считывание» различных пластов фильма идет одновременно. Это нарабатывается с опытом и, конечно, еще зависит от желания именно понимать фильмы, вникать в суть, а не поверхностно просматривать на стадии развлечения. Со временем эти навыки отрабатываются настолько, что даже если человек хочет посмотреть фильм «для себя» — для отдыха, расслабления, развлечение, он все равно «считает» больше, чем раньше. Это своего рода тренировка аналитических способностей, если хотите.

Однако, у рядовых зрителей совершенно иные требования к фильму автора! Зритель хочет, чтобы фильм выражал его мысли и чувства, а не авторские. От этого во многом зависит, понравится ли фильм или нет, будет ли он принят, какие отзывы получит. Именно поэтому нам часто приходится слышать от разных зрителей противоположные отзывы об одном и том же фильме. И от того, насколько пластов ему удалось «прочитать».

Я надеюсь, что вы, вооружившись этой информацией, сможете теперь открыть для себя новые возможности и новые удовольствия от просмотра фильмов. Ведь постижение искусства кинематографа так привлекательно и многогранно.  пробел длины M