вячеслав штыпс, мастер и маргарита

Вячеслав Штыпс: «Трусость- это слабость, не порок»

У нас выпала возможность пообщаться с заслуженным артистом России Вячеславом Штыпсом, исполнившим роль Понтия Пилата в нашумевшем мюзикле «Мастер и Маргарита». Подробнее о мюзикле и личной жизни Вячеслава Штыпса читайте в интервью.


Автор: Диана Киджи


Добрый день, Вячеслав Геннадьевич! Спасибо большое, что нашли время выбраться, пообщаться с нами.
Добрый день. Да, именно времени нам, бывает, и не хватает…

Да, график у вас, конечно… Бешеный. Наша сегодняшняя беседа, в основном, по теме спектакля «Мастер и Маргарита», и в целом произведения «Мастер и Маргарита», а также вашего исполнения роли Понтия Пилата. Но начать хотелось бы немного с другого. Вы в одном интервью рассказывали, что в начале вашей карьеры исполняли роль персонажа, которому было за 50, а вам на тот момент не было еще и тридцати.
Да, было такое.

И исполняли вы ее довольно успешно.
В Кемеровском театре был спектакль «Прости мои капризы..»  Я играл там Эрве – это главный герой пьесы, известный французский  режиссер;  персонаж, по сюжету, в возрасте.  А я тогда был еще молодым, начинающим актером. И, знаете, видимо неплохо я с ролью справился… Потому что был такой случай: на фасаде нашего театра висел  баннер с моим портретом. Моя жена пришла на массаж, разговорилась с массажисткой, и тут выяснилось, что та большая поклонница  одного взрослого актера, у которого сын тоже актер, и он, — этот самый сын, — на фасаде театра в костюме Мистера Икса изображен! И никакие доводы  не могли доказать, что это один и тот же актер!   « — Да вы что?? Тот старый, а этот молодой, и не спорьте, у меня что, глаз нету??»

Получается, что и какая-то психологическая зрелость?..
Безусловно, это заслуга и режиссера, и гримера, они со мной там серьезно поработали..  И я очень старался. Пьеса замечательная, текст был просто гениальный!  И с этой роли у меня началась такая, можно сказать, харАктерная работа.  Я  не очень любил классических героев, просил, чтобы мне давали игровых. А мне — в силу внешности, может быть, я не знаю, вокальных данных, – чаще доставались  герои-любовники!

МАСТЕР И МАРГАРИТА

Но в «Мастере и Маргарите» вы пробовались на роль, ни много, ни мало, — а сразу Воланда.
Да, Воланд. В данной концепции спектакля Воланд должен быть молодым.  Хотя по произведению он вообще без возраста. Но в спектакле и любовная линия с Маргаритой тянется, то, чего нет в книге.

Получается, что Воланд в мюзикле вообще не совпадает с Воландом в романе?
Это другое прочтение! Это мюзикл! И как в любом жанре, в нем есть свои законы. Роман Булгакова  настолько глубокий, философский, там столько слоев..

ПОНТИЙ ПИЛАТ

А Понтий Пилат? Вас что-то привлекает в этом персонаже?
Да, он мне симпатичен. Хотя, как и в любом из нас, у него есть слабости. Он человек, обремененный властью, и он переживает не только за себя, но и за своих близких. Даже  если бы он разделил точку зрения Иисуса, — хотя в чем-то он ее и разделял… Но он  не смог бы поддержать его, не навредив себе! Пострадал бы не только он сам. Пострадала бы его семья! Вот о чем он думал в значительной степени. Может быть, будь он моложе, он и поступил бы по велению сердца, а не разума…Он  дал возможность толпе выбирать: «Варраван или Иисус?» А толпа, как правило, выбирает сильных, это подсознательно.  Вот и здесь она выбрала  более  харизматичного.

Очень многие отмечают, что у вас роль Пилата очень хорошо получается. Хотя постановок «Мастера и Маргариты» очень много, есть с чем сравнивать. Расскажите, пожалуйста, как вы готовились к этой роли? На какие материалы вы ориентировались? Только по сценарию?
Нет, не только по сценарию. Я смотрел и спектакли, и фильмы. И еще в работе мне очень помогла книга Эрика Шмидта «Евангелие от Пилата», там подробно разбирается образ Пилата как личности. Все его переживания, страдания, размышления собраны в этой книге. Есть там и мало кому известные факты. Например, в ней говорится о том, что жена  Пилата совсем не разделяла его точку зрения.  Иисус ее вылечил, она уверовала и пошла за ним как паломник. А Пилат пошел ее искать…

Пилат из мюзикла – это библейский или литературный персонаж?
Он реальный библейский персонаж, облеченный в литературный образ. Здесь нет резкого разделения.

Он боится Иисуса?
Нет, он его не боится, потому что человеку власти присуща гордыня! Он считает, что все у него в руках, и что Иисус – просто пешка. Позже, осознав всю мощь этой личности, он пытается  что-то исправить.  И совесть его постоянно гложет, за то, что не смог настоять, за то, что струсил и  сказал: «Я умываю руки».  Может быть, если бы пленку отмотали назад, он бы поступил по-другому и пошел бы за Иисусом – он хотел! Возможно, поэтому он тысячу лет сидит и ждет встречи… Он уже созрел для того, чтобы встретиться с ним. И, ведь на самом деле, не дай Бог иметь такой выбор. Мне бы дали так выбирать – я не знаю, как я бы поступил.

Так и не определились для себя?
Я хотел бы поступить благородно! Но когда над тобой стоит палач… Когда приводят близких тебе людей, и угрожают им – как ты поступишь? По совести? Или  по разуму?..

Сами себя ассоциируете с персонажем? Есть у вас что-то общее?
Ну, вообще меня в жизни прельщали благородные герои… Хотя интереснее играть подлецов (смеется). Для меня благородство, совесть  и честь не пустые слова.  У меня немецкие корни, и, вероятно, европейское мышление. Мне проще отдать свое. Я не пойду на конфликт, тем более из-за денег. Почему у нас делают черный пиар? Потому что это привлекает!Хотя совсем без пиара в нашей профессии,  сложно обойтись. Мы должны быть на виду. Я телевизор уже не знаю, сколько лет не смотрю. Потому что это только в  депрессию вгоняет, ведь помочь ты ничем не можешь. Я уверен, если поменять себя, то и мир вокруг изменится! Нельзя, ничего не меняя, только жаловаться на глобальные проблемы…

По поводу «на виду». В спектакле есть сцены, когда вы выходите прямо в зал, работаете  в зале. Насколько это сложнее, чем работать на сцене?
Знаете, когда ты погружен в образ, тебе  внешняя среда не мешает.

То есть даже не замечается?
Не то, чтобы не замечается – не заметить ты не можешь. Иногда, бывает, зритель сидит в проходе нога на ногу, вид недовольный; проходя мимо, ты, конечно, видишь все это   периферийным зрением. Но если ты погружен в образ,  у тебя есть четкая линия, и  ты осознаешь, что делаешь, — тогда все внешнее уходит на второй план. Конечно, есть актеры, которые сильно глубоко погружаются в образ, и даже бывает, что не могут из него выйти. Тогда можно в сумасшедшем доме свою жизнь закончить!! Нельзя полностью влезать в  чужую шкуру. Зритель смотрит и ему интересно как ты, — актер, личность, — можешь перевоплотиться. Был такой случай: в качестве эксперимента слепой играл слепого. Все были от него в восторге! Но когда узнали, что артист на самом деле незрячий, — его закидали помидорами! А вот когда ты пропустил роль через себя, прожил это — совсем другое дело. Мы актеры, мы играем.

Роль Пилата тяжелая для вас? Или легко дается?
Она, понимаете… Она не легкая,  как, впрочем, и любая роль. Я из тех актеров, которые не умеют сдерживаться. Всегда по максимуму! Даже если больной, или уставший. Возможно, в силу характера. Я понимаю, что у меня будет еще спектакль, и надо бы  поберечься. Конечно, это грамотно, по школе – распределяться. Но я так не привык.

Перед спектаклем долго настраиваетесь, входите в роль?
Наверное, в силу опыта я научился быстрому включению. Ходили такие байки, что одна известная актриса доводила до истерики своего гримера,  так сказать, «подзаряжалась», — и только потом могла выйти  на сцену. А  некий артист Гогидзе подходил к кулисе, говорил: «Что? Гогидзе плохой актер??? Гогидзе плохой актер??!!!»… У каждого свои пристройки. Каждый настраивается  по-своему.

Еще вопрос по поводу роли. Эта библейская история упоминается не только в «Мастере и Маргарите», она еще присутствует в известной рок-опере «Иисус Христос – Суперзвезда». Это одни и те же персонажи, или это разные персонажи?
Ну, по сути – да, одни и те же. Акценты просто разные. У Булгакова в линии романа Мастера главный герой – Понтий Пилат. А в рок-опере «Иисус Христос – Суперзвезда»  акцент на Иисусе.

Почему у Булгакова главный герой – Пилат?
Потому что  сделан акцент на его размышления. На процесс выбора! Когда от одного  решения зависят  человеческие судьбы. Ведь и в обычной жизни нам тоже приходится делать сложный выбор. Кто-то струсит, а кто-то может впрямую, открыто сказать то, что думает. Ну, это так, лично мои размышления.

О СЕБЕ

С артистом Вячеславом Штыпсом мы немного познакомились, теперь хочется немного узнать про человека Вячеслава Штыпса, если можно. Вообще у вас есть мечта?
Мечта?

Да.
Нуу… Такой конкретной.. Глобальной…Не знаю…

..И тут Вячеслав Геннадьевич задумался.
Да! Есть … Но это желания может быть даже, это не мечты. Выучить хорошо язык, много путешествовать – я люблю путешествовать. Сделать карьеру и в театре и в кино!. Я приехал в столицу уже в зрелом возрасте, у меня на разбег мало времени. Я сейчас спринтером получаюсь. Стайером мне уже всё, не быть. (смеется) Мне сейчас надо постараться максимально реализовываться.

А в настоящий момент какое достижение в жизни считаете самым большим, самым значимым?
Приезд в Петербург! Я ведь приехал сюда в 42 года. Это уже, я считаю, достижение. Я большую часть своей жизни боялся, я сомневался в себе. Я слишком много времени провел в одном театре! И понимал, что мне рубашка тесновата, что мне надо дальше расти, — а уверенности в  том, что это будет правильный шаг, не было. И в достаточно  зрелом возрасте рискнуть – я считаю,  это поступок. Оставить все… У меня там все было великолепно, я там был человеком известным, узнаваемым, на хорошем счету. Проблем не было – ни финансовых, ни прочих. А здесь мы начали все с начала.  Я верю в то, что мысль материальна, надо только правильно ее сформировать! Вот я задумал о смене – не только местожительства,  но и о расширении границ своей профессии. Приехал сюда на свой первый кастинг, — это был «Бал Вампиров». А теперь представьте.. Я ведь уже не начинающий артист… и  естественно, не был к этому морально готов, я просто перенервничал. У меня вообще с этим проектом как-то не складывается, будто не пускают… Я даже когда улетал в Кемерово после третьего тура, в самолете взял журнал почитать, открыл, и мне статья попадается:  После роли Дракулы, Меладзе  развелся с женой.  После роли  черта в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» — у  Киркорова  был сильный эмоциональный срыв! Это все на ментальном уровне, на тонком  плане … И в произведении  Булгакова тоже что-то такое есть…

Его же некоторые даже дьявольским считают. Вас это не остановило?
У меня образ  не такой… (смеется) Абсолютно не дьявольский. Да и с другой стороны, я просто устал бояться. Нет,  не остановило. Я хотел реализоваться в профессии, и  мне выпал шанс.

После входа в роль была какая-нибудь мистика? На вас отразилось как-то?
Да нет,  ничего серьезного. В самом спектакле, когда мы в Москву приехали – да было . Там и компьютер отключался…  А так, чтобы на мне…  я бы не сказал. Бог, наверное, бережет меня (смеется) и не пускает, куда не надо….

БЛИЦ

Любимое занятие?
Спорт.

Главная черта характера?
Честность.

Где хотели бы жить?
В Европе.

Любимый поэт?
Пушкин.

Любимый литературный персонаж?
Вот, наверное, Пилат.

Главная добродетель в людях?
Порядочность.

Самый страшный порок?
Ревность, наверное, злость..  Злость.

Даже не трусость?
Нет, трусость можно простить.  Это скорее слабость, это не порок.  Люди склонны трусить. Только глупый не боится. А у нормального человека  инстинкт самосохранения сработает. И тот, кто может  побороть  в себе  этого демона – тот и есть  герой.


Kulick.Magazine — журнал про культуру и искусство.