giphy5

Профессия: КУРАТОР

Для слова «Куратор» существует множество определений, но если в двух словах, то к его задачам относится наблюдение и присмотр за ходом какой-либо работы, в том числе художественной. Составление концепции выставки, отбор участников, контроль бюджета и многое другое.


Свободный автор: Вика Борунова


На сегодняшний день кураторство является одним из ведущих направлений среди профессий в области культуры. Интерес к этой специальности растет с каждым годом, она считается «модной» и «престижной». Однако не всем известно, выполнение каких задач подразумевает под собой абстрактное понятие «куратор», чем занимаются люди этой профессии и почему без их помощи организовать выставку практически невозможно.

XX век внес множество изменений в художественно-эстетическую систему культуры. Появились тенденции к поиску новых форм выражения идеи, формировались новые течения в искусстве, развивалась философия постмодерна, менялось понимание природы авторства. Художественный проект стал восприниматься как целостное явление, где важна форма его подачи,  где сочетаются разные типы знания, где очень важен контекст, в котором он реализуется. В связи с этим возникает потребность в фигуре менеджера данных процессов, которой и стал куратор.

Существует множество определений понятия «кураторство» в различных словарях, однако все они сводятся к одному значению: опекун. В переводе с латинского языка curator – попечитель. К его функциям относится наблюдение, присмотр за ходом какой-либо работы. В узком смысле куратор является важной составляющей практически любого художественного процесса. Его основная задача заключается в составлении концепции выставки. В свою очередь, это включает в себя отбор художников для предстоящей экспозиции, грамотное размещение произведений искусства в стенах выставочного пространства. Помимо этого зачастую на плечи куратора ложатся обязанности по отслеживанию имеющегося бюджета, выделенного на создание выставки, связь с представителями СМИ. Куратор также способен совмещать творчество разных художников в рамках одной экспозиции, находя общий концепт, объединяющий все работы воедино, таким образом, что каждая работа выходит на диалог с другими работами и со зрителем.

Появление института кураторства связывают со второй половиной XX века и деятельностью Харальда Зеемана, который стал первым независимым куратором в рамках западных художественных практик, создав так называемое «Агентство духовных гастарбайтеров» которое предоставляло арт-институциям услуги (разработка концепции выставки, транспортировка произведений, их страховка и монтаж, составление каталога и его печать), и в то же время не зависело от них. Говоря о ситуации в России, следует отметить, что отечественный институт кураторства сравнительно молод и все еще недостаточно развит. Проблема также заключается и в том, что понятие «куратор» в нашей стране зачастую подменяется понятиями «арт-менеджер», «координатор», «арт-консультант», в то время, как в Европе эта профессия уже давно занимает отдельное место в сфере художественной культуры.

Какие факторы влияют на успешность кураторского проекта? Кураторская практика есть не что иное как разновидность нематериального производства, продукт постиндустриальной эпохи. Конечно, экспонаты, представленные на выставке художником, зачастую осязаемы, материальны. Однако то, что производит куратор – концепция выставки, ее тематика, состав участвующих в ней художников, определенное экспозиционное решение – все его идеи с трудом можно назвать осязаемыми. Поэтому успешность кураторского проекта в большой мере определяют коммуникативные навыки куратора, так как большая часть работы куратора заключается в непрерывном общении: звонки, встречи, переписки, диалоги. Куратор постоянно должен находиться включенным в коммуникационную среду с художниками и между ними, с коллегами, критиками, экспертами, представителями культурных институций, на базе которых проводятся выставки, спонсорами, представителями прессы и, наконец, публикой. Важным инструментом в работе куратора является его язык, речь, жесты, мимика. Высокие коммуникативные способности и открытость его личности определяют успешность деятельности.

Но чтобы овладеть необходимыми для работы куратором навыками одной теории является совсем недостаточно. Эта работа очень «практическая». Чтобы стать хорошим куратором необходимо расширять свой кругозор, посещать все новые выставки и культурные события, быть «на виду», знакомиться как с новыми молодыми художниками, так и с признанными мастерами своего дела. А начать можно с чтения тематической литературы.


Kulick.Magazine — журнал про культуру и искусство. Развиваем кругозор вместе.