shablon_dlya_sayta_text

Меня сделал театр

Почему существует театральная практика во всех школах и университетах? Как влияет театр на еще не сформировавшийся детский характер? Мы решили найти ответы в детской театральной студии.


Свободный автор: Ксюша Горелова


Все в масках, в париках — все как один,-
Кто — сказочен, а кто — литературен…
Сосед мой слева — грустный арлекин,
Другой — палач, а каждый третий — дурень.

Зачастую каждый из нас играет какую-то роль. Одни выбирают правильную пьесу, другие надевают маску. Очень важно уже с самого детства найти себя, своё место в жизни. Именно образовательные учреждения ставят перед собой задачу профориентационного воспитания молодёжи. Театр, синтезируя в себе несколько видов искусств и родов деятельности, позволяет, миновав скучные лекции от специалистов, попробовать себя в различных жизненных ситуациях — сыграть разные социальные роли, сформировав при этом индивидуальный характер.

Нам удалось побывать в одном из таких театров, который существует при детском доме творчества. Играли спектакль «Тряпичная кукла»  по пьесе американского писателя-фантаста Уильяма Гибсона.

shablon_so_shriftom_geometria

В кукольной коробке разворачивалась драма, сложная порой и для взрослого восприятия. Девочка, мать которой укатила в Rolls-Royce, а отец предался беспробудному пьянству, переживает большое потрясение. Все её страхи показаны теперь на сцене. Участники спектакля – маленькие актеры от 8 лет. Сложно поверить в то, что они, несмотря на свои юные годы, способны показать всю палитру человеческих чувств, вызвать сильные эмоции, натолкнуть на правильные мысли.

Во время антракта директор дома творчества закатила скандал. Оказывается, демонстрировать бутылку виски на сцене – это пропаганда пьянства. Две женщины на заднем ряду по-видимому поддерживали её направление мыcли: «Ещё какой-то Rolls-Royce выдумали, а дети говорят такие неприличные слова. Надо было сразу уйти».

Скорее всего, они будут правы, оградив своего ребёнка от таких представлений, дав ему в руки гаджет и лишив возможности думать, сопереживать.

Сразу после спектакля – очередная репетиция. Ведь завтра снова на сцену. Ребята сидят в кругу и активно что-то обсуждают. Предметом их разговора стали характеры персонажей. Так в диалоге рождаются новые сцены, идеи, приходит понимание чувств героев пьес.

Вовлечённые в процесс, они не замечают ни меня, ни Любовь Александровну Павлову -руководителя труппы, только изредка направляющую их в правильное русло тем или иным советом.

1

Тем временем мне удалось побеседовать с Любовью Александровной и расспросить режиссёра о её маленькой семье.


Любовь Александровна, в репертуаре театра огромное количество спектаклей, отличающихся особенной глубиной, возможно, не всегда понятной не только детям, но и взрослым. Несмотря на это, они принимают активное участие в постановках и, когда выходят на сцену, создаётся впечатление, что они проживают жизнь своего героя, всё чувствуют. Почему это происходит? Дело же не только в долгих репетициях.

Да, они могут глубоко чувствовать, если с ними этой глубиной занимаешься. А если всё поверхностно, если им не уделять время… Сапожки новые, покушал икорочки, пошёл спать; ты самый лучший, самый гениальный, самый талантливый… Если ты не даёшь им уроки этой глубины, откуда они её возьмут?

Когда репетируем новогоднюю сказку, то я говорю: «Ребят я вам даже объяснять ничего не буду: куда, про что, зачем и почему. Делайте этюды, показывайте». Но когда занимаемся сложными спектаклями («Тряпичной куклой», «Сном в летнюю ночь», «Сирано де Бержераком»), мы очень глубоко разбираем, очень глубоко копаем. И, конечно, это обсуждаем. Нет ни одной случайной мизансцены. И ребята осознанно это делают, они знают, что они делают, потому что чувствуют глубину, черпают её, насколько могут на момент своего детского восприятия.

Частенько я индивидуально с исполнителями сажусь и разбираю. Вот, например, Марине я не давала играть два года: в ней что-то сломалось, всё выглядело очень поверхностно, внешне невыразительно. Мы с ней много разговаривали на предмет того, кто такая её героиня, какова её роль в этой истории.

Мне говорили, что у детей, играющих в театре, не бывает переходного возраста: всех этих метаний и заморочек. Как, на Ваш взгляд, театр помогает им в повседневной жизни? Можете привести примеры, когда ребёнок изменился под влиянием театральной среды?

Примеров очень много. Много детей обрели себя. Театр вообще помогает – думать, сопереживать. Как говорил С. Чёрный: «Отдавай – и, дрожа, не тянись за возвратом; все сердца открываются этим ключом». То, что они на площадке отдают, к ним возвращается. Часто бывает, приходишь на репетицию, плохо себя чувствуешь, там болит, в семье что-то не так. Начинаешь репетировать и на время от всего отстраняешься. Вот Настя Матвеева перед тобой стоит. Пришла к нам в студию, учась то ли в первом, то ли во втором классе. Сейчас уже девушка – подросток. Девочка цельная, волевая, знает, чего хочет. Она сейчас практически самостоятельно ведёт репетицию. Вчера был очень неудачный прогон, завтра спектакль. Настя сегодня собрала всех ребят, и смотри, что сейчас делает. Практически берёт на себя лидирующую позицию, не ребёнка, а взрослого человека, который отвечает за завтрашний спектакль, и она не хочет его провалить.

Вот, к примеру, Федя, занимается второй год, пришёл к нам в 3-ем классе. Его отец и мама тоже играют в этом спектакле; это уже династия. Вчера у мальчика был удачный прогон, но он наделал много ошибок: мизансценических, не везде с текстом был точен. Ему, естественно, об этом сказали и я, и хореограф. После чего он расплакался, сидел здесь, рыдал, но ни папа, ни мама не стали ему вытирать слёзы, утешать. Потом, когда уже говорили со Светой (мамой),  она мне сказала: «Знаете, Любовь Александровна, с тех пор, как Федя пришёл в театр, он стал собранней, уже и в школе совершенно иначе себя ведёт, стал ответственней, чего раньше напрочь не было. Ему это уже сейчас помогает». Разве это не пример?

Может ли ребёнок с ещё не сформировавшимся мировоззрением под влиянием театральной среды выбрать себе ложную роль? Как в песне у В. С. Высоцкого: «А вдруг кому-то маска палача понравится, и он её не снимет?»

Такого не должно быть, это неправильно. Значит, что-то было не так. На самом деле, бывает и не бывает. Театр воспитывает в том числе своим эмоциональным воздействием. Иногда чувственное восприятие у людей развито больше, чем головное.

Скажем так, меня воспитал и сделал театр, а также те роли, которые я играла. Станиславский сказал: «Ищи в плохом хорошее, а в хорошем — плохое». Если ты убийцу играешь, а завтра побежишь убивать людей, то это уже клиника, психическое заболевание. Если ты таким не страдаешь, то театр, наоборот, воспитает. В том числе обязательность, ответственность, умение в коллективе существовать, хотя бывают всякие «образцы».


Уходила из «Рампы» с чувством радости и грусти одновременно: одним детям родители помогли себя воспитать, организовать, отдав в театральную студию,  другим – нет. И в то время, как маленькие актёры определяются со своей жизненной позицией, формируют свои принципы, ставят цели, другие, лишённые такой возможности, сидят дома перед экранами телевизоров и компьютеров. Театр – это маленькая модель, сцена будущей жизни, со всеми её крутыми поворотами и сложностями. И очень важно на эту сцену подняться с высоко поднятой головой и пылающим сердцем. Как говорил известный актёр и режиссёр Никита Михалков: «Сегодня – дети, завтра – народ».

Я в тайну масок все-таки проник,-
Уверен я, что мой анализ точен:
Что маски равнодушия у иных —
Защита от плевков и от пощечин.


Kulick.Magazine — журнал про культуру и искусство.