Kulick.Magazine, практика, Открытые мастерские, каллиграфия

Каллиграфия. Первые шаги

Тема третьего мастер-класса от «Открытых Мастерских» — каллиграфия. Полезный материал с практическими советами для тех, кому любопытен этот вид творчества.

Еще ссылки на успешное сотрудничество Kulick.Magazine и ОМ: мастер-класс по фотографии и линогравюре.


Свободный автор: Алёна Юртаева

Фото: Марина Кипреева


Проект «Открытые Мастерские», существующий на базе библиотеки «Лиговская» — творческое пространство, где работает несколько художников. В один из вечеров на неделе они бесплатно делятся своими опытом и знаниями со всеми заинтересованными лицами, а в остальное время — распоряжаются выделенным пространством по своему усмотрению. Кто-то из них печатает работы на офортном станке для будущей выставки или работают на токарном станке, иные организовывают съемку танцоров балета в Белом зале. Свобода творчества — главное правило«Открытых Мастерских».

Юлиана Моргун  вошла в ОМ самым безобидным способом, как ведущий специалист одного курса без продолжения, но все сложилось настолько благополучно, что после ей предложили стать полноправным участником проекта. Юлиана практикует каллиграфию и леттеринг немногим более двух лет, училась в школе каллиграфии «От Аза до Ижицы». Специализируется как на исторических шрифтах, так и на их современных формах. Является сторонницей совмещения аналитического и экспериментального подхода.

На курсе «Каллиграфия» разбираются рукописные исторические шрифты и их современные вариации, композиция надписи в листе, рассматриваются различные графические рифмы и т.д. Практические занятия начинаются буквально со второй встречи курса.

 

Мастер-класс от Юлианы Моргун. Вам понадобится:

— Ширококонечные перья  (рекомендуем Leonardt Tape). Эти перья хороши тем, что снабжены тушедержателем — металлической накладкой на перо, помогающей реже заправлять перо тушью. Если перо макать непосредственно в тушь, то буквы выйдут грубоватыми, так как тушь будет стекать неравномерно. Чтобы этого избежать лучше тушедержатель заправлять кистью небольшого размера. После покупки перья требуется почистить зубной пастой или порошком, чтобы смыть с них фабричное защитное покрытие, иначе тушь будет плохо стекать.

— Ручки для каллиграфии«Parallel Pen»  , заправляемые картриджами. Они появились на рынке несколько лет назад и уже заслужили славу лучшего инструмента на сегодняший день. Бывают четырех размеров. И Parallel Pen, и обычные металлические перья для начала предпочтительнее большого размера – срез перо от 3-х до 6-ти мм.

— Ширококонечные маркеры Edding Calligraphy 1455, Edding 1255, ZIG (Kuretake), Pigma Calligraphy Pen.

— Для больших форматов подойдут плоские синтетические кисти либо маркеры Molotow с плоским пером 15-20 мм.

— Тушь «Гамма», «KOH-I-NOOR», либо китайская тушь. Так же нередко идут в ход акриловые краски и акварель.

— Бумага — любая без сильной фактуры. Замечено что, чем лучше ее качество, тем более законченной выглядит работа, но для упражнений можно использовать обычную принтерную бумагу, а для больших форматов — оберточную.

юлиааана
Юлиана Моргун — повелительница каллиграфии

 

  • Угол наклона пера — это позиция среза пера по отношению к вертикалисамый важный параметр, влияющий на форму и характер букв.

При наклоне пера 0° толщина вертикальных штрихов будет максимальной, а горизонтальных — минимальной. Письмо при таком наклоне выглядит торжественным и монументальным, то при рука движется медленно, так приходится делать усилие над собой, соблюдая его. Шрифты, в которых использовался подобный угол пера — средневековый книжный шрифт —  новый унциал, русская вязь.

 Гораздо более удобный для быстрого письма угол 30°- 45°. Это максимально комфортный наклон пера с анатомической точки зрения, поэтому он получил распространение в большинстве европейских каллиграфических шрифтов.

Начинать писать лучше не с букв, а с тренировки ровных, одинаковых по высоте штрихов, следя за одинаковым наклоном пера. Это могут быть вертикальные, горизонтальные, наклонные штрихи, а расписавшись и поняв логику письма ширококонечным инструментом можно делать орнаментальные композиции, которые так же помогают развивать ритм и глазомер, необходимые для красивого письма. Важно не охотиться за количеством, а подходить к каждому упражнению осознанно, анализировать что дает ту или иную линию.

пишет маркером

  • Работа с большими форматами необходима, чтобы оттачивать пропорции и точность линии.

Лист большого формата можно прикреплять на стену, либо на стол и работать стоя. Сидя за столом писать на больших листах неудобно.

 Чем больше размер прописываемых букв, тем мы сами к себе строже, так как на больших форматах ошибки выявляются быстрее.

юлллиана пишет

 

  • Процесс письма

Пишущие инструменты во время работы необходимо держать очень легко, чтобы их можно было без усилия вытащить из руки. Это позволяет писать долгое время не напрягаясь. Дыхание также играет большую роль, оно задает  ритм, лучше вести линию на выдохе.

Во время письма важно следить за тем, чтобы работала не только кисть руки, а весь плечевой сустав, так как это дает свободу и легкость линии.юл пиииишет

  • Росчерки и орнаменты

Каллиграфия — это не только правильно написанные буквы. Это также и росчерки — продолжения выносных элементов букв, закручивающиеся в узлы,  это и орнаментальные составляющие — все то, что можно обозвать «завитушками».

Чтобы научиться делать росчерки и орнаменты, лучше взять маркер из перечисленных выше, так как его фетровый наконечник позволит легко работать в любых направлениях и упражняться, работая с большими округлыми элементами, спиралями, повторающимися элементами в виде волн.

маркер

Писать можно как широким концом маркера, так и торцом, переходя с одного на другой.  Очень интересно придумывать собственные орнаменты и текстуры, делая их маркерами одного или более цветов. Придумывание орнаментов и композиций из линий помогают развивать не только ритм и глазомер, но и фантазию.

  • Изучение шрифтов

Для того, чтобы научиться писать буквы требуется проанализировать выбранный шрифт, понять какие особенности делают его узнаваемым и отличным от других. Например, готическим шрифтам присущи жесткий ритм, узкие вытянутые пропорции, изломанность вертикальных штрихов. У курсивных шрифтов, например у итальянского курсива, обычно присутствуют наклон и длинные росчерки.

орнаменты

Характер шрифта обычно задают буквы o, n, a, p, b. Изучая буквы не нужно стремиться сразу составлять слова, лучше посвятить больше сил понимаю их пропорций и прописыванию отдельно, желательно разных размеров. А в процессе написания слова слова целиком, важно следить за ритмом, который выражается в расстоянии между буквами и внутри букв. Хорошим упражнением является многократное прописывание слова minimum, так как в нем одинаковые по форме буквы и ритм особенно выражен.

  • Разработка буквицы

Буквица или инициалособо оформленная начальная буква текста, выполненная с помощью декоративных элементов.

Для начала стоит порисовать карандашом эскизы буквицы, помня о том, чтобы ее стиль сочетался с остальным текстом.

Буквица может состоять из ритмично идущих каллиграфических линий, закрученных между собой. Такой прием использовался в средневековых книжных шрифтах и назывался кадель (cadels).

буква

Так же буквица может быть нарисована из растительных орнаментов или животных, или помещаться в форму сотканную из таких элементов. Не стоит сразу искать слишком сложную форму буквиц, так можно переборщить с декоративностью и лишить ее узнаваемости. Можно попробовать копировать исторические буквицы или их элементы, чтобы понять логику их построения и начать делать самостоятельные разработки.

каллигафия
Аббревиатура «Открытых мастерских» в изящном каллиграфическом стиле

Требования к кандидату: мотивационное письмо в свободной форме на почту автору laranjy@gmail.com

Длительность: 8 занятий (2 месяца), раз в неделю по пятницам с 18 до 20.00
Группа из 10-12 человек.

Участие в курсе бесплатное