Как жить в лагуне и не стать жабой?

5 основных вопросов образовательной программы V конкурса молодых художников «Искусство и образование»Свободный автор: Аля Ярцева

5 основных вопросов образовательной программы V конкурса молодых художников «Искусство и образование»

С 28 по 30 мая в арт-галерее Anna Nova состоялась открытая образовательная программа, в которой приняли участие художники, кураторы, искусствоведы и арт-критики: Анатолий Осмоловский, Олеся Туркина, Евгения Кикодзе, Сергей Братков, Дмитрий Озерков, Кэтрин Беккер. В рамках мероприятия были проведены два диалога и круглый стол, на которых обсуждались проблемы современного искусства, обучения молодых художников, взаимосвязи искусства и образования и много других актуальных вопросов.

В данной статье представлены основные вопросы и ответы участников, родившиеся в ходе дискуссий.

Вопрос: что такое кураторство?

Ответ: кураторская работа с художниками является психологически тяжёлой. Художник всегда более фундаментален, куратор в данном взаимодействии находится на более слабой позиции и должен работать постоянно.

Основная задача куратора — делать такие выставки, чтобы через несколько лет у других возникало желание их восстановить и воспроизвести в новом виде. В практике куратора необходимо отталкиваться от того, что создаёт художник, чего он хочет и к чему стремится. Нужно выделять близкие между собой тенденции. При подобном подходе возможно избежать манипуляции во взаимоотношениях. В образовательной деятельности кураторы, как правило, сами учатся у своих учеников чему-либо, взаимообогащаются.

Вопрос: почему художник перестаёт быть интересным?

Ответ: на протяжении уже многих лет в искусстве нет востребованности и нет инфраструктур, позволяющих художникам себя реализовать. Соответственно, и стремление к развитию у них пропадает. Так получается, что молодые художники создают себе много иллюзий, и как следствие, часто испытывают разочарование. Это является основным механизмом естественного отбора в сфере искусства и художественной деятельности. Человек сначала перестаёт проявлять заинтересованность, а потом перестаёт существовать и как художник.

Вопрос: является ли компиляция проблемой в искусстве?

Ответ: считается, что компиляция  – серьёзное препятствие в процессе развития и деятельности художника, но, на самом деле это не совсем так. С дидактической точки зрения, можно сказать, что копирование даже целесообразно, особенно когда речь идёт об осмыслении памяти и следа, переносе деятельности.  И в этом ничего плохого нет. Ведь, как известно, кубические картины Малевича заимствованы. А иногда бывает и так, что художники, даже не зная друг друга, создают идентичные арт-объекты. Но, не смотря на это, русские художники пытаются быть честными, стараясь не копировать с чужого полотна.

Вопрос: как живётся художнику в современной России?

Ответ: «В России быть художником – всё равно, что жить в лагуне и не стать жабой», — как выразился Анатолий Осмоловский. Современным художникам важно знать историю искусств, чтобы понимать и разбираться в её направлениях. В искусстве существует определённая логика, которой можно либо следовать, либо противостоять. Для российского художника необходимо иметь свою политическую позицию. Обязательно в себе нужно воспитывать и осознавать «друговость» — понимание своей индивидуальности, хоть нашему обществу и не хватает права быть «другими».

Вопрос: можно ли научиться быть «другим»?

Ответ: да, только важны способы взаимоотношения и активная позиция зрителя, потому что «друговость» появляется при взаимодействии и искусством. Произведение искусства должно в себе таить сублимированный фокус, как в цирке, и основная работа художника заключается в создании такого контакта, при котором зритель бы наименовал произведение искусства.  Необходимо вывести человека из ригидного состояния в активное. Современное искусство выталкивает из человека его индивидуальность.

Современное искусство – это хороший инструмент для его понимания в историческом процессе.