1

Как написать и продать сценарий

Александра Адамовская

Блейк Снайдер — известный в Голливуде продюсер и сценарист, который пишет так называемые «свободные сценарии», которые после продаются на кинематографическом рынке. На кинопоиске под его именем можно найти всего два фильма, но, тем не менее, Блейк Снайдер считается успешным независимым сценаристом, и первый его сценарий — «Мне хватит миллиона» был продан за миллион, как и следующий сценарий «Ядерная семейка»; его книга о сценариях успешна, продаваема и переведена на множество языков.

Основное и самое новаторское правило Блейка — это «спасите котика», вынесенное в заголовок. Суть в том, что сценарист, знакомя зрителей со своим персонажем, должен сделать что-то человечное и вызывающее уважение, например, спасти с крыши здания котика.
Фактически, книжка Снайдера — это очень подробное и обстоятельное пособие, в котором прописана практически каждая деталь того, как нужно писать сценарии.

Постранично
С первой по пятую страницу — открывающая сцена, знакомство с главным героем. Открывающая и закрывающая сцены должны составлять пару, и изменения, произошедшие с персонажами за прошедшее время, должны быть ясно видны.

С пятой по десятую страницу — формулирование темы. Это формулирование передается через речь персонажей, фразу или вопрос. Первые десять страниц также являются «установочными», читатель должен за это время увлечься сценарием и рассказанной в нем историей.
На странице двенадцатой должен появится катализатор истории, какая-то проблема или препятствие на пути главного героя, с которым обязательно нужно справится. С двенадцатой по двадцать пятую страницу — размышление. Это когда герой обдумывает лучшее решение проблемы, сомневается, признается зрителям в сложности задачи.
Двадцать пятая страница знаменует переход ко второму акту. Тут должно произойти что-то существенное, сам Блейк Снайдер говорит, что именно с этого он начинает проверку сценариев, которые ему приносят.

На странице тридцатой должна появится побочная сюжетная линия, дающая «отдохнуть» главному герою.
С тридцатой по пятьдесят пятую станицу — «развлечения и приколы». Это самые бурные разборки, самое безудержное веселье всего фильма, все должно быть максимальным. После этого наступает время поворотной точки. Главный герой переживает или подъем или провал, и в этот же момент противники главного героя активизируется. До семьдесят пятой странице они должны побеждать. На семьдесят пятой странице герой переживает душевный спад, пустоту, это максимально плачевное для него или нее состояние.

На восемьдесят пятой странице решение проблемы должно быть найдено. Последние двадцать пять минут — это закрепляющая сцена, которая должна показать изменения, произошедшие в герое за время сценария.

Жанры
Блейк Снайдер придумывает свою собственную классификацию жанров, с забавными и подчас комическими называниями. К каждому жанру он относит несколько фильмов для примера и всегда рекомендует смотреть как можно больше фильмов из той ниши, которую вы решили для себя выбрать.

В целом, типов фильмов всего десять:
1. «Монстр в доме» (Чужой, Роковое влечение).
2. «Путешествие за золотым руном» (Звездные войны, Волшебник из страны Оз).
3. «Джинн из бутылки» (Чумовая пятница, Лжец, лжец).
4. «У чувака проблема» (Крепкий орешек, Титаник).
5. «Обряд посвящения» (Десятка, Дни вина и роз).
6. «Два товарища» (Тупой и еще тупее, все фильмы про любовь).
7. «Преступление и наказание» (Китайский квартал, китайский синдром).
8. «Торжество чудака» (Форест Гамп, Амадей).
9. «Чувак в группе» (Пролетая над гнездом кукушки, крестный отец).
10. «Супергерой» (Супергерой, Дракула, Франкенштейн).

В конце книги приведены стратегии по продаже сценария, объяснена ситуация на рынке, даже даны несколько почтовых адресов для рассылки сценария и получения критики.

В целом эту книгу вполне можно отнести к бизнес литературе, это описание проекта, с рассчитанной аудиторией и кассовыми сборами, стратегией и прочим. Однако сам Блейк в начале акцентирует внимание на том, что не хватает свежих, веселых и интересных идей, что рынок находится в состоянии застоя.
«Спасите котика» может стать отличным пособием для новичка в мире кинематографа.

Купите книгу «Спасите котика! И другие секреты сценарного мастерства» по лучшей цене на Ozon'eКупите «Спасите котика! И другие секреты сценарного мастерства» по лучшей цене на Ozon’e