смотритель в музее - искусствовед

«Бабушка из музея» или Искусствовед: мифы и реальность

Продолжаем разрушать мифы о творческих профессиях. На этот раз под наш прицел попал искусствовед. Что же в себе таит эта профессия и почему многие ошибаются в ее истинном предназначении?


Свободный автор: Морвен Эледвен


Искусствовед – солидно звучащее слово, за которым для многих людей скрывается совершенно не то, что есть на самом деле. Из людей, в действительности получивших искусствоведческое образование, впрочем, тоже далеко не все представляют точно, кто они такие. Может быть, всё дело в том, что понятие «искусство» имеет в общественном сознании нечёткие смысловые рамки, на уровне ассоциаций, и всё связанное с этим понятием тоже обретает стереотипный, обманчивый флер.

Я хочу привести здесь несколько самых распространенных, то есть лично «освоенных» в общении с далекими от моей профессии людьми, мифов об искусствоведах.

«Будешь работать бабушкой в музее?»

Чёткая и ясная линия моментально прочерчивается в сознании почти каждого, кто слышит из моих уст волшебное слово: «искусствовед» – «музей». Причём не какой-нибудь музей, а самый что ни на есть классический, с картинами в золочёных рамах, огороженными статуями и мягкими стульчиками на львиных лапах по углам. На одном из этих стульчиков в одном из величественных залов, конечно, буду сидеть я, и это станет венцом моей карьеры.
На самом деле, специальное образование для работы смотрителем зала (официальное именование бабушки-в-музее) совсем не требуется, хотя воспитанный и образованный смотритель всегда приятнее хабалки. Но искусствовед, если он ещё не на пенсии, в музее будет работать совсем не смотрителем.
А скорее всего, будет работать и вовсе не в музее.

«А вот мой дедушка нарисовал свой садик, расскажи про эту картину что-нибудь, тыжискуствовед»

Формулируя такую просьбу, человек обычно ждёт утонченных похвал колориту, композиции или другим формальным средствам, с помощью которых означенный дедушка с точностью запечатлел означенный садик. Но далеко не все мои коллеги считают формальное изящество признаком искусства, и почти все склонны видеть за формой нечто большее, пытаться выразить её смысл. На подобный запрос от них можно получить сентенцию вроде «эти увядающие розы напоминают мне об упадке культуры любви».  Конечно, мы знаем, что вы хотите услышать, и говорим это. Кто-то на умении возвышенно говорить обо всём на свете успешно зарабатывает, в лавках с гордым названием «арт-галерея» продавая бесконечно похожие друг на друга пейзажи, натюрморты и портреты по фотографии.

«Искусствовед – это про живопись»

Ещё одна распространенная ассоциация, сходная по природе с «музейной». На самом деле, искусствовед, будь он научным исследователем или куратором выставок, может вообще не иметь дела с живописью, скульптурой и другими подобными жанрами. В современном мире искусство постоянно обретает новые формы, и только это помогает ему оставаться, собственно, искусством, создавать новые художественные образы, выражающие новые или вечно живые явления нашей жизни. Цифровое искусство (в том числе мемы, игры, боты), фотография и кино, искусство соучастия (перформансы, инсталляции, арт- акции), архитектура и урбанистика – вот далеко не полный перечень того, на чем может сейчас специализироваться искусствовед.

Я честно признаюсь, что перед поступлением в вуз мыслила точно таким же стереотипным образом,  вплоть до собственного музейного будущего. Жалею ли я, что мои стереотипы развенчаны? Конечно, нет. Действительность оказалась ярче устаревших представлений. Разве только о тёплом углу в прекрасном  музейном зале я тоскую. Иногда.


Kulick.Magazine — ты тоже можешь вдохновлять!