блогер книжный, Ольгой Миклашевской, советы писателям, о книгах, литература, что почитать, ячитаю

Интервью с писателем и блогером — Ольгой Миклашевской

В сентябре этого года известный книжный блогер Ольга Миклашевская выпустила свою первую книгу «Это все зелье».


Свободный автор: Алина Газизова


Мы решили посетить презентацию и встречу Ольги с читателями в Московском доме книги. Конечно, мы не могли уйти, не спросив Ольгу о сложностях, с которыми сталкивается молодой писатель в начале своей карьеры.

Интервью с Ольгой Миклашевской

img_3060

Оля, как тебе пришла идея написать эту книгу?
Идея конкретно этой истории пришла мне в голову после того, как я залпом посмотрела множество диснеевских полнометражных фильмов, которые предназначались исключительно для подростковой аудитории. Они были настолько положительные и добрые, что мне захотелось написать историю в таком духе. В принципе, так и получилось.

Насколько мне известно, большая часть этого романа была написана тобой в 19 лет. Как ты смотришь на него сейчас, спустя время?
Дело в том, что я очень не люблю не заканчивать истории. И какое-то время она висела на мне мертвым грузом, хотя я понимала, как хочу закончить историю, что хочу там видеть. Но я думаю, мне нужно было время, чтобы собраться с мыслями. Я знала, что должно было произойти и как, но я не могла сесть и написать последние несколько глав. Сейчас я думаю, эта пауза к лучшему. Я прошлась по всему тексту заново, «причесала» его и исправила многие вещи к лучшему. Через несколько лет я смотрела на этот текст немного чужими глазами, поэтому его было просто редактировать.

Этот роман не является твоей первой большой вещью?
Нет, совсем нет. Вообще, моя первая «полнометражная» книга была в жанре триллера. А  книга, которая выйдет в январе («Шрам» – прим. ред) была написана раньше «Это всё зелье». И всей редакции она нравится больше. Наверное, они специально решили выпустить изначально эту книгу,  а первую оставить на «сладенькое». Я, в принципе, с этим согласна.

Ориентировалась ли ты на кого-то, когда писала «Это всё зелье»?
Я думаю, что ориентиров как таковых не было, потому что я как раз пыталась создать то, чего я сама найти не могла. Конечно, сегодня очень много фэнтези: и девичьего фэнтези, и женского фэнтези, но конкретно того, чего хотела я – без пошлости, по-детски наивного, я найти не могла. При этом я хотела, чтобы у этой книги была думающая аудитория, хотелось создать что-то для взрослых, но детскую сказку. В этом плане, я думаю Диана Уин Джонс – это хороший пример.

Значит сейчас твоя целевая аудитория – это девочки шестнадцати лет?
Да, на обложке стоит рейтинг 16+, но под мою ответственность, я могу сказать, что это можно читать и с 14 лет.

img_3111
Хотелось бы тебе, чтобы в будущем твой читатель «рос»?
Я не уверена в том, кого конкретно мы называем взрослым читателем. Мы говорим о возрасте или о читателе, как таковом? Для меня это сложный вопрос. Пока мне хочется развлекать читателя, и думаю, что мне и в будущем хотелось бы приносить удовольствие своими книгами. Можно вкладывать какие-то мудрёные вещи или рассказывать о своих личных проблемах, но я хочу делать это очень тонко. В целом, я задумываюсь о совсем взрослых романах в будущем.

А в каких еще жанрах хочется себя попробовать?
Вопрос в том, в каких я себя еще не попробовала. Я сейчас не могу вспомнить что-то, чего я еще не пробовала, вроде даже стихи писала. Была и научная фантастика, и психологический триллер, и много фентези. Тогда в интернете это был очень популярный жанр, это писали, и это читали. Я варилась тогда в этой интернет-тусовке, общалась с интернет-писателями, но сейчас я думаю, что буду отходить от этого жанра.

Хотелось бы тебе также опубликовать свои старые работы?
Я сомневалась и насчет этой книги. Это очень понятная история, в плане того, для кого она написана. И мне казалось, что она написана 4 года назад, сейчас я могу лучше, поэтому я хотела уговорить издателя опубликовать что-то из моих новых работ. Но дело в том, что сейчас я переключилась на более мелкие формы, и мне кажется, что до них нужно дорасти. Мелкая форма для меня более сложная. Но в итоге мне сказали, что сейчас рассказы не продаются вообще. Приводили примеры, как находили очень талантливых авторов малой прозы, пробовали публиковать, и никто о них все равно не знает и не покупает их. Сейчас это не популярный формат. Более старые тексты публиковать точно не буду. Это просто проба пера.

img_3080

Твой роман был опубликован на платформе WattPad и там обрел популярность. Как тебе кажется сегодня писателю легче пробиться традиционным способом или через интернет?
Если честно, через интернет. Сейчас для многих начинающих авторов поезд ушел. Во-первых, у издательств заполнены портфели, им не нужны новые авторы. Во-вторых, это большой риск. Когда автор уже где-то пробился, значит у него уже есть читатель, который точно купит его книгу. Мне кажется, сейчас даже нет большого смысла стучаться к издательствам таким образом. Тем более, если не принимать во внимание тех, кто читает очень много, а сфокусироваться на тех, кто просто иногда почитывает книжки, вторые придут в магазин и купят узнаваемого автора. И когда речь заходит о начинающих писателях, издательства боятся, что они не окупятся. Но так или иначе, они любят искать новое и играть такую лотерею «выстрелит — не выстрелит».

Но иногда у среднестатистического читателя возникает ощущение, что из русской современной литературы читать нечего. Чем же забиты издательства?
Авторов много, предложение есть, но вот есть ли спрос. Дело в том, что для нас переводят самых лучших зарубежных писателей, не переводят всех подряд. Поэтому у читателя есть предубеждение, что выбирая книгу зарубежного писателя, он выбирает более качественный материал, ведь он прошел некое сито, отбор. Я и сама часто руководствуюсь такой логикой. А читать наших начинающих авторов – это скорее занятие опытных и искушенных читателей.

В будущем ты видишь себя писательницей?
Я вижу себя человеком, который занимается разными вещами. Мне скучно заниматься только одним делом. Сейчас у меня много занятий, и я надеюсь, что дальше так и будет.

А сейчас ты пишешь? Есть ли надежды на публикацию?
Конечно, пишу. Это мое перманентное состояние. Сейчас я перестала относиться к этому настолько серьезно. Я поняла, что это необязательно должны опубликовать или прочитать. Эта идея мне пришла в отношении моего блога – неважно, сколько человек будут его смотреть. Если есть несколько зрителей, несколько читателей, которые ждут тебя, то это всегда повод продолжать работать.

А когда ты писала эту книгу, надеялась на публикацию?
Нет. Это был такой интересный проект – я создала кучу отдельных страничек в Интернете, и впервые текст появился на Самиздате под псевдонимом. Мне не хотелось, чтобы кто-то знал, что это моё, потому что мне хотелось создать это как проект – автора как проекта, книгу как проект. Мне хотелось посмотреть, что может зацепить человека в интернете. И я позиционировала это исключительно как интернет-роман, который предназначается для интернет-аудитории, чтобы читатель мог раз в неделю зайти прочитать, через неделю забыть, затем снова освежить в памяти и прочесть новую главу. Поэтому я не была уверена в публикации этого романа.

img_3113

Как думаешь твой книжный блог помог тебе в публикации этого романа? И привлек ли он читателей?
В публикации, конечно, помог. А вот насчет читателей, не думаю. В интернете у него было очень много читателей, и я ничего не делала для продвижения. На Самиздате такая система: как только ты что-то выкладываешь, это появляется в общем обновлении, если читателя заинтересовывает заголовок, он кликает. Таким образом набираются читатели. На WattPad я уже выкладывала под своим именем, но с YouTube туда перешло очень мало людей, ведь там нужно регистрироваться, этот порог всегда отбивает желание у 9/10 пользователей. Так что блог привлек совсем мало читателей туда. В первые несколько месяцев на WattPad на меня подписалось человек 50, скорее всего они пришли с YouTube, а потом читатели начали набираться сами и было очень приятно осознавать, что люди не знают, кто я такая, а пришли именно за текстом.


 Kulick.Magazine — журнал о культуре и искусстве. Пробуйте перо!