Kulick.Magazine, живопись, натурщица

5 мифов о работе натурщицы

Сюрреалист Сальвадор Дали, герой Леонардо Ди Каприо из «Титаника» и учащиеся художественных школ -что может объединять этих людей? Они хоть раз рисовали с натуры. Свободный автор Kulick.Magazine Марина Дё знает о профессии натурщицы не понаслышке и расскажет всю правду нашим читателям.


Свободный автор: Марина Дё


Удивительные вопросы иногда вызывает мой вид деятельности. Как оказалось, людям не очень много известно о работе натурщицы. Мне довелось отвечать на разные вопросы, которые порой удивляли. Сейчас моя работа заключается в позировании обнаженной для учеников лицея художеств, который находится в Петербурге, на Васильевском острове. Когда я шла устраиваться, у меня не было четкого представления процесса работы. Зато теперь появилась возможность прояснить некоторые моменты и развеять мифы о работе натурщицы.

Миф 1. Натурщицы платят, чтобы их писали.

На самом же деле позировать — это труд, который оплачивается. Платить натурщику может  частный художник, который попросил позировать для него. Это могут быть наличные на договорных условиях или взаимовыгодный обмен вроде помощи с домашним заданием или выгула собаки. Так же можно устроиться в частное или государственное учреждение, и получать жалованье раз в месяц. В лицее, например, каждый раз заключается новый договор, по которому и осуществляются выплаты. Художникам же платят люди, которые заказывают картины для себя, но это другая история.

Миф 2. Быть натурщицей легко.

Основной труд натурщика состоит в сохранении максимальной неподвижности положения в течение определенного времени. Можно позировать на портрет, на композицию или обнажёнку. Позируя частному художнику, можно договориться о времени и количестве часов в день. Работая в академии и лицее натурщик придерживается фиксированного расписания. Например в академии занятие длится два академических часа, то есть 90 минут. В лицее же, как и в школе, урок длится 45 минут. Между занятиями всегда есть перерыв в 10-15 минут.
Важно уточнить, что работу натурщика можно выполнять как хорошо, так и не очень хорошо. Для сохранения неподвижности надо прилагать немало усилий. Зачастую на портрете натура сидит неподвижно, а обнаженная модель стоит в положении контрапост – вес тела переносится на одну ногу.

Миф 3. Сексуальный подтекст.

Как правило? все художники очень приличные и вежливые люди, с уважением относятся к людям, которые им позируют. Обнаженная натура —  это лишь один из этапов развития навыка, закрепление знаний анатомии. Ученики и студенты «ставят» фигуру в пространстве, измеряют пропорции, подбирают цвет, одним словом — учатся! Если кто-то предлагает вам позировать, а затем развлечься, то скорее всего процесс написания картины является поводом. Будьте осторожны.

Миф 4. Ваш портрет будет висеть в Эрмитаже.

Если в вашей голове возникла картина, где вы на холсте, как Мона Лиза, и ваш портрет сразу попадает на выставки, то спешу предупредить, вы скорее всего заблуждаетесь. Конечно, в нашем замечательном городе очень много действительно талантливых художников. Их работы могут и будут выставляться, и это очень хорошо. Однако, позируя для лицеистов или студентов академии, надо понимать, что это отработка навыка и холст с вашим изображением скорее всего перегрунтуют еще ни раз. Но не печальтесь, можно попросить оставить картину себе. Очень часто ваш портрет вручается вам с радостью и безвозмездно!

Миф 5. Натурщиков много.

Судя по рассказам учеников, новые натурщики приходят и уходят. Не все выдерживают нагрузку, некоторым просто становится скучно. Много историй рассказывают ученики про тех, кто уже позировал. Случаи бывали разные, кто-то сидел в телефоне все время, а кто-то даже выпивал! Поэтому хорошая натура ценится и требуется. Мужчины натурщики востребованы так же, если не больше, чем женщины. И найти натурщика, еще и атлета, довольно сложно. Так же востребованы старички с бородой, рыжие и люди с нестандартной внешностью.
Если вдруг к вам на улице обратятся с просьбой позировать, без намеков на что-то большее, возможно, не стоит воспринимать предложение в штыки и сразу отказываться. Это интересный опыт. Плюс, в процессе позирования можно узнать много интересного от самих художников. И если вдруг вам захотелось взяться за кисти и масло, то можно смело спрашивать советы и задавать вопросы. Также, художники часто делятся информацией о культурных событий, лекциях и выставках.


В качестве заглавной иллюстрации использована фотография 1965 года, на которой Сальвадор Дали благодарит натурщицу за прекрасную работу. Насчет схожести получившейся картины с оригиналом судить не беремся.