Dj, диджей

Почему Dj, а не Playlist?

Еще одна творческая специальность стучится в стены Kulick.Magazine. Будем говорить с Олегом Коротковым (IO.DJ) о профессии диджея и его взглядах на музыку. 


Свободный автор: Мари Бук


Музыка и Dj

В нашем прикладном случае музыка – своебразная «душа» танца, его движущая сила. Отражение музыки видится мне целью и смыслом танца. В более общем контексте музыке можно приписать и вовсе экзистенциальное значение.

Интерес к африканской музыке. Как давно и почему?

В начале был все же интерес к танцу кизомба. Приключился он в самом начале 2013 года. Музыка, впрочем, также очень нравилась. Как педант, считаю должным ответить на этот вопрос подробно.

Тогда, в 2013 году в России, мы называли «кизомбой» другой музыкальный жанр – гетто-зук. Эта музыка возникла в конце 90-х, начале 2000-х годов в Нидердандах (в основном) как смесь кабо-зука (своебразная поп-музыка Кабо-Верде) и r’n’b. В итоге получилось легкое электронное звучание, вполне себе близкое и милое европейскому слуху. И вот с гетто-зуком вместо кизомбы мы и жили первое время. Надо отдать должное той музыке. Возможно, если бы не она, то танец кизомба и не набрал бы такую популярность в европейских странах. К тому же в 2013 году к нам хлынула музыка, созданная за десять лет существования жанра, то есть много удачных работ, которые действительно «цепляли».

В числе той «обычной кизомбы» была некая «странная»; мы предполагали, что это, наверное, семба. Та музыка была более «африканской», быстрой, чаще всего без привычного электронного звучания. Ну и по закону приключенческого жанра, именно эта музыка оказалась кизомбой – музыкальный жанр, сформировавшийся в Анголе в первой половине 1980-х годов на базе традиционной ангольской музыки «семба» и под влиянием антильского зука.

Осознание «истинной» музыкальной картины «кизомба-мира» пришло где-то к середине 2014 года, и с тех пор меня не перестает интересовать именно исконная музыка, под которую, видимо, танцевали примерную кизомбу в 80-90-е годы. Она, во-первых, гораздо разнообразнее «европеизированного» гетто-зука (даже с учетом эволюционирования последнего), а во-вторых, музыка этих «трушных» жанров, которую не вполне корректно называют «ретро» или «традишион», вполне себе жива и в наше время.

Как все начиналось

Dj, диджей, искусство, культура, журнал

В средине 2013 года благодаря усилиям первых петербугских преподавателей в городе появилось энное количество людей, умеющих (по крайней мере, мы так считали) и жаждущих танцевать кизомбу социально, а кизомба-вечеринок на тот момент (июнь 2013) не было. Не дожидаясь решения проблемы «сверху», она была решена «снизу». Люда Балдина, как и большинство из нас отучившаяся в студии «Малекон», организовала тогда единственную в своем роде некоммерческую вечеринку. Мне же посчастливилось отвечать за музыку на той вечеринке.

Нужна ли Dj-ю популярность и как ее добиться

Ох, не уверен, что я самый подходящий человек для ответа на этот вопрос. Сказать, что цели быть «известным» совсем не было – было бы лукавством. Другой вопрос – известным ЧЕМ? Пожалуй, для меня всегда было важнее делать то, что ты любишь и считаешь важным, чем стать популярным диджеем. К счастью или к сожалению, у людей разные вкусы, и потому единственно верного ответа на вопрос «Каким должен быть хороший/известный диджей?» не существует (так же, как, например, и с преподавателями). Я все же склоняюсь к тому, что диджею предпочтительнее выражать свою индивидуальность. Тогда он будет известен тем, что ему приносит радость и удовольствие, среди тех, чьи музыкальные интересы близки.

Успевает ли Dj сам танцевать на вечеринках?

Нет, это разные роли.

Dj vs. Плейлист

Есть много причин, по которым заменить диджея плейлистом в общем случае затруднительно. Во-первых, диджей следит за настроением танцпола и старается его двигать в нужном направлении. Задача диджея – чтоб люди на вечеринке танцевали, так что учитывать реакцию танцпола необходимо. Во-вторых, в моем понимании, диджейский сэт – это некое художественное произведение, мини-пьеса, высказывание на выбранную тему, а не просто лишь набор песен. Далее, есть технический аспект – музыку на кизомба-вечеринках принято сводить, и мне, например, интересно преподнести известные треки в каком-то новом виде. Причем, чем более трек известен, тем больше его хочется изменить.

Как громко заявить о себе и оказаться одним из ведущих Dj-ев на международных фестивалях?

Ха, если б я знал. Опять же – многое зависит от самого человека, стморя что он хочет донести до публики. Но, пожалуй, первым важным условием является много работать: слушать, искать, знать музыку; совершенствоваться технически.

Мой любимый кизомба-фестиваль – Fire в Минске. Любимый он потому, что за три года своего существования он действительно меняется, развивается, и так получается, что вектор этого развития совпадает с моими – также изменяющимися – интересами. Так что я действительно рад быть частью этого мероприятия.

Миксуем: современные поп-композиции и кизомба-ритм

Dj, диджей, искусство, культура, журнал

Очень многое зависит от вкуса и мастерства ремиксера. Есть действительно талантливые люди, причем, порой очень оригинально подходящие к выбору материала и реализации задумки. Есть крепкие профессионалы, работы которых во многих случаях качественно сделаны. Только занудная ремарка, в подавляющем большинстве случаев, — это не кизомба, а гетто-зук (или «пост-гетто-зук»).

Русская кизомба. Все «за» и «против»

Есть пара аспектов касательно такой музыки. Во-первых, тексты. К примеру, я не знаю португальского (наиболее распространенный язык кизомба-песен), французского (язык многих зук-песен), креольского… Однако по опыту изучения переводов песен известно, что отношение к ним со знанием текста может поменяться вплоть до нежелания под нее танцевать. Вот с «русской кизомбой» именно такая проблема. Не могу сказать, что серьезно изучал этот вопрос, но большинство слышанных «русских кизомб» — это ремиксы на поп-музыку, уровень текстов которых меня скорее отталкивает, чем привлекает. Полтора года назад был популярен «кизомба»-ремикс Океана Эльзи «На небі», который я бы отметил как песню с годным текстом (хотя и не на русском).

Во-вторых, как и в предыдущем вопросе, многое зависит от исполнения. Существует, например, ремикс на «А напоследок я скажу», где от оригинала взято лишь два сэмпла, а все звуковое полотно – вариация на тему; но результат вполне достойный.

Кажется, эти две песни – единственные «русские», которые я ставил на вечеринках.

Dj-ство — хобби или работа?

Диджейство для меня лишь хобби, не основная деятельность. Можно сказать, что повезло с работой, где могу слушать музыку в фоновом режиме.

Кизомба в Петербурге

Так сложилось, что последнее время я удаленно наблюдаю за питерской кизомба-тусовкой. Думается, что в общем и целом она следует в русле общеевропейских тенденций для стран, где кизомба-культура не является сколько-нибудь «родной» и в которых интерес к этой музыке и танцу возник относительно недавно. У нас нет значимой ангольской, кабовердянской или антильской диаспор, и «возраст» нашей кизомбы составляет всего три года. Этим определяется то, что нам ближе, скорее, «новые веяния», нежели более глубокие культурные пласты. Но, насколько я могу судить, такова ситуация и в других «молодых» кизомба средах. Как вину или, положим, сыру требуется время для созревания, так и значимая субкультура не может сформироваться одномоментно. Некоторый задел в Петербурге уже есть, и, надеюсь, далее и размер, и качество тусовки будут увеличиваться.

Формула успешного Dj-я

Индивидуальность + Техничность + Любимая профильная музыка